Как следить за ребенком с помощью умных часов? Этично ли это? И может ли незнакомец перехватить контроль?
Умные детские часы — это в первую очередь игрушка не для детей, а для их родителей, признаются сами взрослые. Для ребенка там нет практически никаких развлечений, тогда как мама с папой могут потратить не один час, отслеживая перемещения своего чада и прослушивая, что творится вокруг него. Мы расспросили взрослых о том, как и зачем они следят за своими детсадовцами и первоклашками. Есть ли в этом морально-этические проблемы и насколько безопасны такие китайские часики для детей?
Почему умные детские часы стали столь популярны?
На самом деле, ответ на этот вопрос будет комплексным. Во-первых, многие родители не решатся купить своему первокласснику смартфон. Каким бы аккуратным ни казался ребенок, со временем этот смартфон окажется на столе в сервисном центре. В лучшем случае. В худшем он будет просто потерян или забыт на детской площадке.
Во-вторых, во многих современных школах смартфоны запрещены. Учителя предпочитают, чтобы на уроках заглянуть в устройство дети не могли. Да и хвастаясь своими мобильниками, школьники могут провоцировать социальную напряженность и конфликты. Удивительно суровые термины для ребенка, но все мы помним, насколько жестоким может быть школьное общество.
В-третьих, эти умные часы на самом деле являются многофункциональным устройством для добровольной слежки. Они не только позволяют родителям дозвониться до ребенка, но и снабжают их данными о местоположении часов, позволяют подслушать, что происходит вокруг них в любой момент. Продвинутые версии со встроенной камерой позволяют незаметно делать снимки, сообщают о снятии часов с руки и о выходе ребенка за пределы разрешенной зоны.
Звучит страшно? О морально-этическом аспекте использования такого девайса мы поинтересуемся у родителей чуть ниже, а пока давайте послушаем их доводы в пользу такой покупки.
Что и как выбирают родители?
Александр и Alcatel Movetime Track&Talk SW10
— Для моего ребенка часы — это и помощник, и связь с родителями. Если заряд пропадает, она из-за этого переживает, — рассказывает Александр.
Своей 8-летней дочери он купил часы два года назад, когда девочка пошла в первый класс. Модель Alcatel Movetime Track&Talk SW10 была для нее подарком на 1 Сентября.
— Мне нужно было минимально контролировать ребенка и выходить с ней на связь. А телефон — это в первую очередь проблема с учителями. Телефоны в нашей школе формально запрещены.
К тому же это дурацкие конфликты с другими родителями, когда один из детей проносит смартфон в школу. Ну и возможные повреждения аппарата. Ремонтировать, покупать новый, а потом опять по кругу? У меня есть родственник, который в 12 лет заверял, что телефон он не разобьет. После этого ему еще три раза меняли устройство.
Александр в первую очередь ориентировался на минимальное количество функций, которые могут отвлекать школьника, и ограничение входящих звонков с незнакомых номеров (на часы дочери могут дозвониться только разрешенные родителями контакты).
Модель Alcatel Movetime Track&Talk SW10 проработала два года, после чего перестала заряжаться. Александр полагает, что это произошло из-за стирания контактов на часах в месте крепления зарядного кабеля. Это еще одно неудобство многих часов, которые чаще всего оборудуются проприетарной зарядкой.
— Шагомер, время, звонки и голосовые сообщения. Это все, что есть на часах ребенка. И больше не надо. Если взрослый человек еще способен себя ограничивать, то ребенок может заснуть за игрой в приставку.
Андрей и Elari KidPhone 3G
— У ребенка больше гаджетов, чем у меня: компьютер, планшет, телефон и PlayStation. У каждого свой подход, но я не придерживаюсь теории жестких ограничений. Чем больше современной техники у ребенка, тем лучше. Minecraft, например, научил его считать, высчитывать площади и объемы в блоках. До этого ему непонятно было, зачем вообще заниматься сложением или умножением.
Андрей признается, что у него был большой спор с женой, стоит ли с помощью встроенного в часы трекера следить за ребенком. В итоге пришли к неназойливой слежке: в приложении настраивается зона нахождения ребенка (школа и двор), и если он выходит за пределы, на смартфон родителя поступает уведомление.
— Это означает, что он нарушает свое обещание. Но это не значит, что я ему буду звонить и ругать. Просто он понимает, что последуют санкции. Или не обещай, или предупреждай заранее, если соберетесь прогуляться.
Игр на часах нет. Есть камера, с помощью которой сын Андрея может прислать фото либо созвониться с ним по видеосвязи. Из развлечений имеется разве что голосовой помощник Алиса от «Яндекса», которому можно позадавать дурацкие вопросики.
— Я обеими руками за такие девайсы. Уверен, что сын не будет ими злоупотреблять. Младшеклассникам очень важно тусоваться с друзьями, поэтому вряд ли он мне будет звонить на каждой переменке.
Помню ситуацию из своих младших классов. Как-то на уроке разболелся живот, и у меня даже не было возможности кому-то позвонить, были неприятные отношения с учительницей. С матерью она созвонилась только через час. С часами экстренные вопросы решаются куда оперативнее.
Мария и Wonlex GW400S
Дочери Марии 5 лет. Пока она ходит в детский сад, а во дворе на улице крайне редко остается без присмотра. Когда нужно уложить ее младшего брата, всегда можно попросить других родителей присмотреть за дочкой.
— Объективная причина: с часами удобнее. Не надо кричать из окна, можно позвонить ей на часы и позвать домой. «Яжматеринская» причина — это традиционная паранойя: вдруг, не дай бог, что-то, у тебя хотя бы будет возможность ребенка отследить. Я понимаю, что человек, собирающийся похитить ребенка, разберется, что такие часы нужно снять. Потому одним из важных критериев рассматривали датчик снятия часов. Но по итогу при прочих равных выбрали модель без него. Не нашли хорошего варианта. Когда дочь пойдет в школу и станет более самостоятельной, то обязательно куплю часы с таким датчиком.
Мария отмечает: важно объяснить ребенку, что кнопку SOS не нужно нажимать, когда кто-то ударил тебя в садике.
Оценивая возможности геолокации, Мария говорит, что часы показывают местонахождение ребенка довольно точно. Хотя в интернете сталкивалась и с негативными отзывами. Возможно, они уже устарели, и модель с тех пор обновилась.
Из функций понравилась прослушка и зоны безопасности. Микрофон на часах записывает звук сносно.
— Я сегодня слушала, как воспитатель им читает сказку в саду. Геолокация иногда прыгает за сотню метров от сада, но затем обновляется и уже отображается точно. Когда ребенок находится дома, то часы показывают геолокацию совсем неправильно: где-то в 800 метрах от квартиры. На улице же вполне четкое позиционирование.
Из минусов — отсутствие виброзвонка и плохо читающийся в солнечную погоду экран.
— Могла бы я жить без таких часов? Да, конечно. Сделали ли они мою жизнь в каких-то мелочах проще? Да. Стоит ли это своих денег? Это вопрос очень индивидуальный. Для первоклассника он будет стоять острее.
Елена и Wonlex GW500s
Елена для своей будущей первоклашки часы-телефон покупала в первую очередь из соображений безопасности.
— Я поняла, что хочу быть в курсе того, где мой ребенок и чем он занимается. Дочка понимает, что это своеобразная система контроля, но в то же время стала какая-то более ответственная с часами. Словно повзрослела. Коленку разбила вчера, и слезы я услышала моментально.
Вместе с тем мама переживает, как к часам будут относиться в школе. Видимо, придется блокировать входящие в учебное время, чтобы бабушки и дедушки не беспокоили и не раздражали учителя.
— Это лучше, чем смартфон, ребенок меньше отвлекается на игры. Здесь больший упор сделан на общение: у меня на смартфоне есть чат, через который я отправляю ей сообщения, а в ответ получаю голосовые сообщения.
Елена признается, что в технике она ближе к ламеру, но приложение для часов освоила за 20 минут. Сделано оно максимально наглядным и простым. Батареи в часах хватает примерно на два дня. Долгой автономностью могут похвастаться далеко не все устройства, к сожалению.
Влагозащищенные часы стоят в два раза дороже. А потому за стартовый девайс Елена была не готова отдать такие деньги.
Это вообще этично?
С позиции взрослого, который еще не обзавелся детьми, такая слежка выглядит чересчур дотошной. Навряд ли бы вы согласились, чтобы вас отслеживали и прослушивали в режиме реального времени. Но у нас сегодня идет речь о 5—8-летних детях, а потому вопрос приватности тут оказывается не на первом месте. Вот что говорит Андрей:
— Проблема приватности встает перед людьми, которые начинают вступать в самостоятельную жизнь. Подростки такие часы носить уже не будут. А мелкий ребенок сам стремится быть ближе к родителям. Для 12-летнего вопрос потеряться в родном городе стоит уже не так остро, тогда как 7-летнему потеряться страшно. Для них это буквально конец света. И такие часы я считаю не нарушением приватности ребенка, а заботой.
Александр придерживается примерно такой же точки зрения на приватность малолетнего ребенка:
— До пубертатного периода ребенок не так сильно отдаляется от родителей. Дочь боится потеряться, встретить страшную собаку на прогулке. Естественно, связь с родителями, с которыми можно мгновенно посоветоваться и поговорить, для маленького ребенка важна. И говорить о каком-то контроле и этике тут неуместно. Дочка пойдет к мужику своему 8-летнему тусить? Пускай идет, у них из интересов сейчас — машинки в песочнице погонять. О приватности и этике говорят только те, кто вспоминает себя в подростковом возрасте. Сейчас же ребенок заинтересован в таком наблюдении.
В Европе, которая куда жестче относится к конфиденциальности на всех уровнях, этот вопрос остается открытым для дискуссий.
— Родители должны научить своих детей быть независимыми и уметь справляться с рисками и опасностями, — считает Пэм Коуберн из Open Rights Group. — Несомненно, на поведение и развитие детей повлияет то, что они будут постоянно находиться под наблюдением родителей и учителей.
Эксперты советуют родителям не возлагать больших надежд на GPS-трекеры. Кроме того, детям следует разъяснять принципы личной безопасности. Ложное чувство безопасности со стороны и детей, и родителей, вызываемое такими девайсами, может быть опасным.
— Также важно помнить, что большинство злоупотреблений совершается правонарушителями, которые либо являются членами семьи, либо знакомы ей и входят в круг доверия.
И естественно, когда ребенок растет, он нуждается во все большем приватном пространстве, чтобы иметь возможность играть и расти без чувства постоянного наблюдения.
Безопасны ли такие часы?
В прошлом году один из родителей, приобретших FixiTime 3 от российского бренда Elari, решил проверить, насколько хорошо защищены данные его ребенка. Не могут ли они оказаться в руках постороннего человека? Ведь тогда незнакомец сможет отслеживать перемещения чужого ребенка, подслушивать его. Всегда нужно помнить, что такие продвинутые устройства слежки, которые маскируются под красочные детские часы, могут нести и не меньшую угрозу.
Пользователь «Хабра» под ником dinikin проанализировал исходящий трафик часов Elari и обнаружил, что они передают данные по незащищенному HTTP-протоколу на китайские серверы оригинального производителя «железа» и ПО. Подменяя параметры в запросах к API, он смог получить подробную информацию о чужих детях: имя, дату рождения, фотографию, номер телефона, адреса электронной почты родителей. В этом массиве данных был и QR-код, с помощью которого dinikin мог добавить часы ребенка в свое приложение, получить полный контроль за перемещениями владельца и подслушивать разговоры.
Повезло, что этот пользователь оказался порядочным технарем и отправил отчет об уязвимостях по всем возможным каналам в адрес производителя. И к началу сентября прошлого года большинство уязвимостей были закрыты.
Еще в 2017 году Норвежский совет потребителей выпустил отчет, в котором упоминал аналогичные проблемы с уязвимостями у четырех моделей GPS-часов для детей. А в феврале 2019-го власти Европейского союза озвучили план по отзыву с рынка умных детских часов от немецкого производителя ENOX.
— Мобильное приложение, сопровождающее часы, имеет незашифрованную связь со своим внутренним сервером. Он в свою очередь обеспечивает неавторизованный доступ к данным. Как следствие, такие данные, как история местоположения, номера телефонов, серийный номер, можно легко найти и изменить. Злоумышленник может посылать команды на любые часы, заставляя их позвонить на выбранный им номер телефона, — говорится в отчете.
Таким образом, родители даже в странах первого мира оказываются незастрахованными от некачественного продукта, который должен обеспечивать безопасность, но сам может стать источником опасности.
На что обратить внимание при покупке?
Для часов-телефона нужна SIM-карта с самым доступным тарифом и с небольшим объемом включенного интернет-трафика. Например, встроенный в часы GPS-трекер позиционируется по спутникам и передает данные о местоположении на сервер, с которого они поступают в приложение родительского контроля на смартфоне. Это совсем небольшой объем данных, но нужно быть готовым к тому, что одним тарифом со звонками не обойтись.
Определитесь перед покупкой с функционалом, который для вас важнее. Ученику начальных классов действительно полезнее будет функция снятия часов с руки, тогда как детсадовец практически постоянно находится под присмотром.
Влагозащищенный корпус часов значительно удорожает устройство. Родителям следует либо хорошенько объяснить своему ребенку, что часы нельзя опускать в воду, либо приготовиться к поиску ремонтных мастерских. Не все модели получится воскресить после утопления.
Время автономной работы часов во многом зависит от частоты, на которой они будут синхронизироваться с GPS-спутниками. А потому нужно не лениться и тонко настроить этот параметр в зависимости от мест, которые посещает ребенок. Большинство приложений, сопровождающих часы, умеют устанавливать границы безопасных зон. В этих зонах можно настроить частоту опроса геолокации.
Многие камеры в таких часах являются номинальным украшением и снимают так, как это делали мобильники 15 лет назад. К тому же в движении снимки с часов получаются размытыми, то есть эта функция может оказаться совсем бесполезной для контроля.
Комментарии
Отправить комментарий