Как снимали фильм "Три плюс два"
«Три плюс два» — это первый фильм, затронувший тему «крымского курортного романа». Молодые ребята и девчата на отдыхе в Крыму, лето, море, чистая и слегка наивная любовь. «Трое закадычных друзей — ветеринар Роман, дипломат Вадим и физик (доктор физико-математических наук) Степан — отправились вместе в отпуск на автомобиле отдыхать «дикарями» на пустынный берег Чёрного моря.
Однако оказалось, что на место, которые выбрали для остановки друзья претендует пара девушек: артистка цирка Зоя и киноактриса Наташа, аргументированно доказывающих, что они отдыхают именно на этом месте из года в год. Ни одна ни другая стороны уступать не собираются и уезжать не хотят, поэтому пытаются создать соперникам невыносимые условия для отдыха. Но и девушки красивы, и парни молоды и свободны — война не может долго длиться в таких условиях.»
Из богатой череды «крымских фильмов» одним из самых известных и любимых остается комедия Генриха Оганисяна «Три плюс два», которая в прошлом году отметила полувековой юбилей. Практически вся она снималась в Крыму, и хотя сегодня в местах съемок все изменилось, все равно крымский дух из картины никуда не делся.
Сценарий для фильма написал Сергей Владимирович Михалков, известный детский писатель, драматург и автор гимнов СССР и России. Основой послужила его пьеса «Дикари». Режиссера также выбирал Михалков. Им оказался Генрих Оганесян, который до этого снял фильм «Приключения Кроша», где участвовал тогда еще маленький сын Михалкова Никита.
Пробы проходили на киностудии в городе Рига и были нелегкими, поскольку героев в фильме было всего пятеро. Однако каждый из них должен был быть колоритным и запоминающимся. На роли девушек претендовали не только многие актрисы, среди которых были Татьяна Конюхова и Лия Алешникова, но и манекенщицы, и балерины, и даже цирковые артистки. Однако режиссерский выбор пал на Наталью Фатееву, которая сыграла Зою и Наталью Кустинскую, которой досталась роль Наташи. Одиноким физиком Сундуковым должен был стать актер Геннадий Нилов, который, между прочим, является отцом известного ныне актера Алексея Нилова, прославившегося после фильма «Улицы разбитых фонарей».
Ветеринаром Романом Любешкиным стал Андрей Миронов, а дипломатом Вадимом – Евгений Жариков. В то время эти актеры были еще совсем молодыми и малоизвестными. Особо веселого колорита Миронову и Жарикову добавляли их бороды, которые по сюжету символизировали дикарский образ жизни героев. Если учесть, что, например, Жарикову в то время был всего лишь 21 год, и борода росла у него не очень буйная, то выглядело все это действительно смешно и вызывало очень много шуток у всей съемочной группы.
Снимали фильм в Крыму неподалеку от Судака, на территории завода шампанских вин в Новом Свете. Съемочная группа жила во дворце князя Голицына, где располагались подвалы завода, поэтому шампанское для всей группы надолго стало основным напитком. Однако были и проблемы, особенно связанные с бытовыми удобствами. Мыться можно было в тазике и только подогретой на электроплитках водой. Еду привозили из Судака, причем из-за долгой дороги она превращалась в неаппетитную массу. Единственное, чего было в достатке, так это винограда и белого вкусного хлеба, на котором актеры и стали потихоньку поправляться.
В ноябре, когда похолодало, съемки продолжились в Алуште. Однако, несмотря на несоответствующие погодные условия, актерам приходилось заходить в купальниках в ледяное море.
Сцены с цирком снимали в Ленинграде. Причем Наталья Фатеева снималась с настоящим тигром, которого дрессировал Вальтер Запашный. Актрисе сказали, что тигр будет шестимесячным, но в итоге оказалось, что это взрослый зверь. Однако самые отважные моменты, где Фатеева облокотилась на тигра, гладила его и даже легонько била ладошкой, в фильм не вошли, поскольку в кадр попала рука дрессировщика, державшего тигра за ошейник.
В Москве снимали сцены с колхозом, где герой Миронова лечит коров, в Риге – сцены в палатке и в «Волге».
Вначале фильму была присвоена вторая категория, которая означала небольшие ставки для актеров и средненькие кинотеатры для премьеры. Однако вскоре после оглушительного успеха во время проката (за 1963 год «3+2″ посмотрело 35 миллионов зрителей) картине была присвоена первая категория, а артистам выплатили дополнительную премию в 300 рублей.
К сожалению, эта картина стала последней для Генриха Оганесяна. Вскоре после премьеры он ушел из жизни. Однако его талантливая работа в совокупности с замечательной музыкой Раймонда Паулса, прекрасной игрой актеров и веселым сюжетом уже долгие годы продолжает покорять зрителей всех возрастов. Фильм по-настоящему добрый, он вызывает только положительные эмоции и доставляет огромное удовольствие!
Все действие фильма «Три плюс два» происходит в четырех крымских местностях. Основными природными декорациями служила бухта поселка Новый Свет – здесь был лагерь, стояли палатки и машины героев фильма. Часто в фильме виден восточный склон горы Хоба-кая, который ограничивает новосветовскую бухту. В 60-х годах береговая линия Нового Света была почти пустынна, и легко могла сойти за затерянный уголок крымской природы, который представлен в картине. Сейчас же здесь построены развлекательные пляжные заведения Нового Света и точно локализовать место, где стоял лагерь практически невозможно.
Так же в фильме просматривается противоположная от горы Хоба-кая сторона – ископаемый коралловый риф горы Сокол (под ней герои Геннадия Нилова, Андрея Миронова и Евгения Жарикова дают клятву «Не бриться, не мыться…»). Далее видны горы Судака, мыс Алчак и Меганом. На их фоне купаются в море и загорают на камнях героини Натальи Фатеевой и Натальи Кустинской. Несколько раз в тех моментах, где показаны вечерние прогулки влюбленных, отчетливо видны легко узнаваемые очертания выдвинутого в море мыса Капчик.
Второе место, где проходили съемки – это набережная Судака, ресторанчик в котором сидели Вадим и Наташа, выдавая себя за иностранцев. На заднем плане хорошо видна Крепостная гора, Сокол и Капчик.
Несколько секунд в фильме мелькнула Алушта. Это третье место съемок. Вадим и Наташа идут из бухты нового света в магазин за хлебом в Судак. Но почему-то оказываются на автовокзале Алушты, разговаривают на фоне алуштинской автостанции и легкоузнаваемого архитектурного навеса на автостанции Алушты. И уже через 20 секунд сидят в ресторане на судакской набережной! Чтобы в реальном времени попасть из Нового Света в Алушту, а затем в Судак понадобилось бы часов семь, а в фильме все произошло за несколько секунд. В настоящее время навес алуштинского автовокзала выполняет роль стен и крыши магазина, но все равно хорошо узнаваем. Но сфотографировать навес издание автостанции с того ракурса, который показан в фильме уже невозможно – все маленькое пространство застроено коммерческими магазинчиками и ларьками.
И четвертое крымское место из фильма – это участок трассы Алушта – Судак в районе поселка Морское, по нему в начале и в конце фильма ехал «Запорожец» героинь.
Интересные факты
— Пьеса Михалкова, по которой был снят фильм, изначально носила название «Дикари» и была поставлена впервые в Московском драматическом театре им. Ермоловой. Предполагалось, что в фильме будут играть актёры одного возраста с героями пьесы (Вицин, Тихонов, Рыбников), поскольку в пьесе всем героям за тридцать, но режиссёр решил омолодить актёрский состав.
— Поскольку режиссёр Оганесян обладал хорошим чувством юмора, он своеобразно проводил отбор актёров на немногочисленные роли. Отбор проводился на Рижской киностудии в местечке Клапкалнциемс. И непосредственно до актёрских проб допускались только те, кто смог сразу выговорить это название. Таким образом «отсеяли» таких актрис, как Конюхова и Олешникова.
— Место съёмок — Крым, посёлок Новый Свет, возле горы Сокол (44.816667, 34.916667 [показать положение на интерактивной карте] 44°49′ с. ш. 34°55′ в. д. / 44.816667° с. ш. 34.916667° в. д. (G)). Фильм снимался с августа по ноябрь 1962 года.
— Перед тем, как начать снимать, мужской половине актёрского коллектива было отведено две недели на загар, чтобы в кадре они выглядили как настоящие «дикари». В таком виде, как они снимаются в фильме, они ходили по Судаку и их часто останавливала милиция. Дирекция фильма была вынуждена выдать актёрам справку, что такой внешний вид нужен для съёмок фильма.
— Картина была снята в двух вариантах: широкоэкранном и обычном. Так как техника того времени не позволяла записать материал сразу в двух вариантах, актёры вынуждены были проигрывать каждую сцену по два раза. Причём сначала сцена игралась для широкоэкранного формата. Плёнка с широкоэкранной версией хранилась на Рижской киностудии, и, возможно, была уничтожена после распада Советского союза, но недавно эта запись была найдена в Интернете.
— Камео режиссера фильма Генриха Оганесяна – это эпизодическая роль официанта, который прислуживает за столом в ресторане где обедают Наташа и Вадим.
— Некоторые эпизоды фильма были досняты в павильонах Рижской киностудии (сцены в палатке и в салоне «Волги»), а также в Ленинградском цирке. Актриса Наталья Фатеева действительно входила в клетку с тиграми, но эти кадры в фильм не вошли, поскольку укротитель тигров Вальтер Запашный, переживая за актрису, всё время держал тигра за ошейник и попадал в кадр.
— Аранжировщиком музыки к фильму был Раймонд Паулс, который в то время был ресторанным лабухом.
Пенистый напиток лился рекой
Где снимать самое синее в мире Черное море мое? Конечно же, в Крыму. Лагерь «дикарей» расположился в Судаке, на территории завода шампанских вин в Новом Свете. Да, место для съемок, конечно, выбрали еще то, особенно для вольнолюбивых киношников. Тем более жила съемочная группа во дворце князя Голицына, прямо над подвалами завода шампанских вин. А литровая кружка этого самого шампанского стоила тогда 45 копеек.
Можно только представить, что там творилось. Чтобы перелить шампанское из бочки, его приходилось отсасывать, как бензин. Оставалось только соблюдать очередность, чтобы не спиться окончательно.
Море и воздух были чудесными, бытовые условия сомнительными. Воду грели на электроплитках, мылись в тазах. Все удобства во дворе. Только к осени открыли баню. Еду привозили из Судака. Причем пока ее везли, она превращалась в месиво. Зато актеров подкармливали вкусным белым хлебом с корочкой и роскошным виноградом. Фатеева тихо толстела, да и Миронов, судя по съемкам, был не худой. А еще киношники поглощали бычки в томате, позже просто видеть их не могли. Спасали посылки родителей Миронова — колбаска, балычок...
Однажды Фатеева с друзьями решила съездить в Ялту, в ресторан, поесть человеческой, то есть вкусной, пищи. Надела обтягивающие брючки до колен, в которых снималась. А как раз в то время вышел указ, запрещающий пускать в рестораны женщин в брюках. Группе товарищей ничего не оставалось, как есть шницель с макаронами в кафе на набережной.
Преследовали за внешний вид и мужчин. Тогда были странные времена — в шортах в общественных местах появляться было нежелательно. Мужчин-«кинодикарей» несколько раз забирали в милицию. В конце концов, им выдали справки, что они, дескать, киношники, шорты и бороды полагаются им по роли.
Киноляпы:
Полный фильм:
Комментарии
Отправить комментарий