Как стиральные машины покорили человечество
Сегодня автоматическая стиральная машина есть в каждом доме. Казалось бы, чего проще: заложили грязные вещи, засыпали порошок, нажали пару кнопок — и через час достали чистую одежду. Но так было не всегда. Ещё пару столетий назад стирка считалась невероятно тяжёлым трудом. Вспоминаем, как пузатые бочки с лопастями превратились в элегантные бытовые приборы.
О стирке вещей человечество задумалось не одно тысячелетие назад. Уже в Древнем Египте для описания этой процедуры был соответствующий иероглиф — две ноги в воде. А у Гомера в «Одиссее» упоминалась стирка на берегу: с помощью обычной воды и глины. Изобретательно подошли к проблеме в эпоху Великих географических открытий — мореплаватели связывали одежду и выбрасывали на канате за борт. Во время движения судна пенные струи смывали грязь с ткани. Тем, кто никогда не покидал сушу, приходилось сложнее: прачки на протяжении многих столетий тёрли, полоскали и отжимали вещи вручную.
От бочки с крестовиной до ящика с колёсиками
Механизировать этот изнурительный труд издавна пытались лучшие умы. Например, в записях великого Леонардо да Винчи, жившего в XV веке, помимо эскизов «вертолётов», «подводных лодок» и прочих футуристичных на тот момент агрегатов, был найден набросок прообраза стирального устройства. Как ни парадоксально, первыми подобную задумку реализовали не изобретатели, а обыкновенные работяги — фермеры Западной Европы и американские золотоискатели 1850-х.
Деревянную бочку оснащали крестовиной на вертикальной оси. Туда заливали мыльную воду, помещали бельё и вручную вращали ось. Одежда тёрлась и переворачивалась благодаря крестовине. Особо смекалистые снабжали аппараты приводным ремнём или зубчатой передачей. А один предприимчивый старатель из Калифорнии времён «золотой лихорадки» даже смастерил агрегат, приводимый в действие дюжиной запряжённых мулов. Так удавалось отстирывать 10-20 рубашек одновременно.Патентовать такие штуковины стали в середине XIX века. Одним из первых зарегистрировал своё изобретение американец по фамилии Мур. Он в 1856-м создал ящик на колёсиках, над которым — по нажатию рычага — перемещалась деревянная рама. В ящик укладывалась одежда и заливалась мыльным раствором, затем туда насыпали деревянные шарики. По мере того как рама ездила вверх-вниз, шарики перекатывались по ткани, обеспечивая дополнительное механическое воздействие.
Серийное производство
К 1870 году в Штатах начался патентный бум: число заявок на уникальные приспособления для стирки перевалило за две тысячи. Но большинство наработок остались прототипами — идеи, предложенные конструкторами, зачастую были спорными. Куда больше повезло Уильяму Блэкстоуну. Этот изобретатель из штата Индиана хотел просто порадовать супругу на день рождения. Его машинку для ручной стирки оценила не только жена, но и тысячи других американок — Блэкстоун наладил в 1874-м серийный выпуск. Устройства он продавал по весьма демократичной цене — 2,5 доллара за штуку (для сравнения, столько же стоили три пары белых сорочек).
В Европе тоже не теряли времени. Первопроходцем стал немецкий бренд Miele. Изначально эта небольшая семейная компания специализировалась на молочных сепараторах и маслобойках. Но в 1900-м инженера Карла Миле посетила до гениального простая идея. Он доработал маслобойку, приспособив её для стирки одежды. Вместо молока и сливок в деревянную кадку укладывали бельё, заливали воду и вращали лопасти с помощью ручного привода. В том же году Miele поставила на поток выпуск таких агрегатов. Они пользовались большим успехом у домохозяек по всей Европе.Автоматизация стирки
Революцией в развитии стиральных машин стало применение моторов — вначале они работали на бензине или паре, а затем на электричестве. Первыми об автоматизации труда задумались американцы. В 1910 году изобретатель Алва Фишер из Чикаго запатентовал машинку с электроприводом, назвав её Thor. Однако позволить новинку могли лишь состоятельные граждане — электричество в Штатах было роскошью до 1930-х.
В частично оцинкованном баке «Тора» размещался деревянный барабан. За счёт мотора барабан делал по восемь вращений то в одну, то в другую сторону. Имелись и отжимные валики. Как и подобает агрегату, названному в честь скандинавского бога грома, гремел он во время работы изрядно. Зато стирка отныне вообще не требовала ручных усилий! Только вот весь процесс приходилось контролировать — чтобы ткань не намоталась на вращающиеся детали и не сгорел мотор.
На заре 1920-х индустрия стиральных машин в США развивалась бурными темпами: технику выпускали свыше 1400 компаний. Неудивительно, что за десятилетие цена на «электрические прачки» снизилась со 150 до 60 долларов. Правда, мало кто из производителей задумывался о безопасности потребителей и эргономичности — все передаточные узлы были открыты. Ситуация начала меняться на заре 30-х. Деревянные бочки, обитые листовой медью, уступили место эмалированным стальным бакам. Опасные части механизмов додумались закрывать изящными пластмассовыми накладками. Тогда же стиральные устройства стремительно эволюционировали — их начали оснащать таймерами, термостатами, электрическими регуляторами давления и сливными насосами.
Уже в конце сороковых в Штатах выпустили первую в мире автоматическую стиральную машину. Чудо техники образца 1949-го обладало программным блоком, работавшим на перфокартах. В Европе изобретатели тоже проявили себя: посмотрели на заокеанские новинки, осмыслили и усовершенствовали. Так появилась машина-автомат, выполняющая полный цикл стирки, включая отжим. Случилось это в начале 50-х стараниями Miele и других немецких фирм.
Во второй половине XX века устройства для стирки постепенно становились более эффективными и функциональными. Существенно менялась начинка, механические блоки один за одним уходили в прошлое, уступая место электронике по мере её распространения. Само собой, менялся и облик: пузатые «кадки» превратились в элегантные бытовые приборы с футуристичным дизайном.
Умная электроника
Пожалуй, одно из наиболее заметных достижений современных стиральных машин — не столько конструкция корпуса (с 90-х она не особо изменилась), сколько сам софт. Мы привыкли, что в приборе есть десятки различных режимов и программ для разных типов ткани. Разработать такое ПО непросто: для реализации множества опций используется принцип так называемой нечёткой логики. В аппарат встраивается прорва датчиков — умная электроника оценивает вес одежды, степень её загрязнения, объём воды, нужной для стирки, и так далее. Оперируя десятками вводных, микропроцессор оптимально выставляет настройки.
Большинство современных инноваций скрыты от глаз пользователя, однако при стирке их преимущества очевидны. К примеру, компания Miele создала барабан с сотовой структурой. Благодаря уникальной конструкции на его поверхности образуется тонкая водно-мыльная плёнка. Бельё скользит по ней и не цепляется за стенки — так уменьшается износ тканей.
В самих машинах установлены датчики веса. Они взвешивают бельё и, в зависимости от выбранного режима, экономно расходуют воду и моющее средство. Для этой же цели многие модели бренда оснащены технологией PowerWash 2.0. Специальный насос во время стирки откачивает воду с моющим раствором со дна бака и впрыскивает его в центр барабана и загруженного в него белья.
Отдельное внимание уделяется оптимизации софта. Miele постоянно улучшает алгоритмы работы стиральных машин. И обновить их пользователю не сложнее, чем загрузить очередную прошивку на смартфон. Скажем, в Европе уже функционирует мобильное приложение для удалённого управления некоторыми моделями приборов Miele. Вскоре оно будет доступно и на российском рынке.
Итоги
Как ни удивительно, за более чем 150 лет существования стиральных машин принцип их действия не особо изменился. Он выражается простой формулой: «вода + моющее средство + механическое вращение = чистое бельё». Всё остальное — технологические улучшения. Они, впрочем, заметно повышают качество стирки и позволяют нам вообще о ней не задумываться. А зачем ещё нужен прогресс?
Комментарии
Отправить комментарий