Кохтла-Ярве и Йыхви глазами россиянина
Продолжаем смотреть на наши края глазами жителя России. Напомню, что очень подробные отчеты о Нарве, Усть-Нарве и Силламяэ уже были ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. Сегодня заберемся еще дальше. Как пишет автор - в эстонский Донбасс и в столицу Ида-Вирумаа.
"Эстонский Донбасс" - Кохтла-Ярве. Автор фото - Матти Кямяря.
На северо-востоке Эстонии благодаря добыче горючего сланца сформировалась полноценная полицентрическая агломерация численностью населения в 50 тысяч человек. Сейчас в нее входят города Йыхви (о нем будет отдельный рассказ) и Кохтла-Ярве, состоящий из восьми частей - поселков при шахтах. Кстати, из-за удаленности поселков друг от друга Кохтла-Ярве, несмотря на численность населения в 38 тысяч человек (из которых 80 процентов составляют русские) - второй по площади город страны.
По сравнению с советским периодом добыча сланца в Ида-Вирумаа сократилась в десятки раз - сейчас в стране действуют всего две шахты. Соответственно, Кохтла-Ярве, окруженный в основном закрытыми шахтами, стал приходить в упадок и запустение. Это, пожалуй, самый депрессивный город страны
Терриконы, разумеется, остались.
Все началось в 1902 году, когда русский геолог Николай Погребов открыл бассейн горючих сланцев, расположенный на территории Эстляндской и Санкт-Петербургской губерний. В 1916-м петербургский предприниматель немецкого происхождения Павел Бекель, ранее занимавшийся каменным углем и поставками автомобилей, решил вложиться в добычу нового полезного ископаемого близ поселка Кукрузе, будущей части Кохтла-Ярве, - так началась история сланцевой промышленности Эстонии. Кстати, в честь этого поселка Петербургская академия наук официально присвоила местному сланцу название "кукерсит".
В Первой республике новая отрасль была востребованной - уже с 1924 году Таллиннская тепловая электростанция была переведена на сланец. В советское время добыча еще увеличилась, поэтому во второй половине 1940-х - начале 1950-х годов в Ярве, "главном" поселке Кохтла-Ярве, был построен т.н. Соцгород - комплекс двух- и трехэтажных домов, предназначавшихся для шахтеров. Сейчас эти дома выглядят далеко не так презентабельно, как, например, в Силламяэ, до которого - всего 30 километров на восток. Зелени, впрочем, не меньше. Сейчас Соцгород - это сердце всего Кохтла-Ярве (если, конечно, у такого города может быть сердце).
Самый центр Соцгорода - площадь Вирула.
Главное расположенное на ней здание - торговый центр с одноименным названием. В советское время в нем находился кинотеатр "Победа". Кстати, дом построен уже не в сталинское время - в 1964 году. Впрочем, не владея информацией, можно подумать, что это - новодел.
Кстати, вывесок на русском в Кохтла-Ярве гораздо меньше, чем в Нарве. Доля русскоязычного населения здесь поменьше - всего-то 80% против более, чем 90 в самом восточном городе Эстонии.
"Шахтерский след" в Ярве, как ни странно, мало просматривается. Впрочем, один артефакт стоит прямо на Keskallee (Центральной аллее) - памятник шахтерам, в народе отчего-то получивший название "Два непьющих".
Напротив этого момумента, какого-то, согласитесь, слишком уж схематичного, - мэрия.
Соседнее с мэрией здание - явно конца 40-х - начала 50-х, но какое-то уж слишком монументальное по сравнению с теми домами, которые его окружают.
Здесь, на Кескаллее, еще и велодорожки есть.
Среди сталинок в главной части Кохтла-Ярве "заброшки" почти нет. Почти.
Главная городская "страшилка" находится на окраине Ярве. Здание общежития, теперь уже бывшего, когда-то выкупили итальянцы, решив сделать там гостиницу и развлекательный комплекс. Однако на том этапе, когда жильцы были уже выселены, а реновация еще не началась, планы новых хозяев резко изменилось - дом стоит заброшенным уже десять лет и пугает всех, кто въезжает в Кохтла-Ярве со стороны Таллинна. Впрочем, списывать появление такого объекта именно на депрессивность города и желание всех жителей оттуда уехать было бы неверным - повторюсь, в этом здании располагалось общежитие, жильцам которого пришлось уехать не по финансовым причинам.
Но если бы только это здание по улице Калеви, 33... Всего в Кохтла-Ярве насчитывается около 50 заброшенных домов.
На въезде в город со стороны Нарвы установлена водонапорная башня, ставшая одним из символов Кохтла-Ярве. Утверждается, что ее хотели построить в форме шахтерского фонаря. Что-то похожее есть. Еще бы подкрасить...
А с другой стороны улицы - руины ветряной мельницы, стоявшей когда-то на хуторе.
Как и в Силламяэ, в Соцгороде Кохтла-Ярве изначально не нашлось места религии. Лютеранского храма здесь нет до сих пор, а вот православная церковь есть - она находится рядом с бывшей шахтой, чьи терриконы были показаны на первых фотографиях. Церковь довольно необычна по архитектуре (нет вообще никаких украшений и круглых форм, за исключением куполов) - так вот, она была построена в период Первой республики и освещена в 1938 году. В советское время, естественно, не работала (хотя в забое шахты, как известно, атеистов не бывает).
Памятник погибшим за свободу нашей Родины (имеется в виду СССР). Да, это северо-восток Эстонии.
Да, совсем забыл упомянуть транспорт, а в данном случае это важно. Дело в том, что по улицам Кохтла-Ярве колесит уникальный для Эстонии вид транспорта - маршрутка. Она соединяет некоторые поселки города, а также Йыхви. Проезд стоит 64 цента. Автопарк представлен олдскульными "Мерседесами" - конечно, не такими разбитыми, как, например, на Украине или в Закавказье, но уж точно не новыми.
Есть, впрочем, в городе и обычные автобусы.
Маршрутка отвезла меня в Йыхви, где у меня неожиданно состоялась очень интересная и познавательная встреча, ставшая самым ярким впечатлением за всю поездку по северо-востоку Эстонии. Что это было - напишу в следующем посте.
Йыхви. Эстонская столица Ида-Вирумаа
Я мог бы начать рассказ о Йыхви с рассказа о процентном соотношении эстонцев и русских (это, между прочим, самый эстонский город северо-востока страны, здесь представителей титульной национальности аж 33%, а русских всего 53%), но решал вынести во "вне ката" именно эти слова. Те полчаса, что я общался с настоятелем местного храма адвентистов седьмого дня Виктором Ныммиком, мне, наверно, не забыть.
Набрел на этот храм в Йыхви совершенно случайно. Тогда я думал, что если чего-то нет в Викимапии, значит, этого не существует в принципе. Да, эта церковь в самой качественной из интерактивных веб-карт отсутствует. Открыли ее совсем недавно, осенью 2012 года.
Так получилось, что из Силламяэ ждать прямого автобуса до Кохтла-Ярве пришлось бы слишком долго, поэтому я решил ехать до Йыхви, а оттуда уже добираться местным транспортом. До 1990 года он был одним из районов Кохтла-Ярве, да и сейчас входит в агломерацию.
Визуально автовокзал в Йыхви гораздо больше, чем в Нарве. Это объясняется тем, что здесь он попросту "вписан" в здание торгового центра. Кассовый зал по площади не сильно больше, чем в самом восточном городе Эстонии.
Эстонскую речь в Йыхви можно услышать гораздо чаще, чем в Нарве или Кохтла-Ярве том же. Данные о национальном составе населения города я привел чуть выше. Тем не менее на центральной площади Йыхви располагается именно православная, а не лютеранская церковь. Как и многие другие православные церкви Эстонии, построен храм Богоявления в конце XIX века (освящена в 1895-м), а примечательна тем, что в ней в 1950-1958 гг. (время-то какое!) настоятелем служил Алексей Ридигер, будущий Алексий II. Храм находится под юрисдикцией Эстонской Православной церкви Московского патриархата (а есть еще Эстонская Апостольская православная церковь, находящаяся под юрисдикцией патриархата Константинопольского).
Чем отличается 10-тысячный эстонский городок от 10-тысячного российского городка? Правильно, если в первом будет гипермаркет, то во втором - в лучшем случае "Магнит" или "Пятерочка". Думаю, что эти торговые центры станут здесь своеобразной чертой эпохи. Но на центральной площади (Keskvaljak) города Йыхви их, страшно сказать, два (и это не считая того, в котором находится автовокзал - он все-таки чуть вдалеке). Один новый...
...другой - перестроенный советский универмаг, который изначально построили еще в 1975-м на месте здания почтовой станции XVIII века. Но фотография ниже примечательна вовсе не им, а машиной Mercedes Sprinter на переднем плане. Дело в том, что в Йыхви и Кохтла-Ярве существует очень редкий для Эстонии вид транспорта - маршрутка. Зздесь она ходит по наиболее населенной части агломерации и соединяет Йыхви с главной частью Кохтла-Ярве, о которой рассказано в предыдущем посте, по пути проезжая поселок Кукрузе. Проезд стоит 80 центов, оплата водителю при входе. Еще в Эстонии маршрутки ходят между Нарвой и Нарвой-Йыэсуу и больше нигде.
Вообще Йыхви показался самым благоустроенным городом Ида-Вирумаа. Но связывать это с меньшей долей русских в численности населения не стал бы. Кстати, городские власти в этих краях очень часто кивают как на пример ухоженности и чистоты на город Кингисепп Ленинградской области.
В целом, конечно, Йыхви - это все-таки еще русский Северо-Восток.
Но вернемся на Центральную площадь. Как вы думаете, сколько этому зданию лет? А оно, между прочим, уже при Хрущеве было построено, в 1954 году. В данный момент тут находится мэрия и администрация волости (это в Эстонии административно-территориальная единица второго порядка, соответствует нашему району).
Здесь же, на Центральной площади, стоит памятник генерал-майору Александеру Тыниссону. Он был одним из крупнейших военных деятелей эпохи т.н. Эстонской войны за независимость 1918-1920 гг., завершившейся подписанием Тартуского договора, по итогам которого Россия стала первой страной, признавшей Эстонию. Говорят, что во время "эпопеи" с Бронзовым солдатом этот памятник хотели снести. Не очень, правда, понятно, почему памятник Тыниссону стоит именно здесь, ведь с Йыхви этого человека ничто не связывает.
Этот дом, судя по всему, был построен как минимум в эпоху Первой Республики, а то и раньше.
А вот в этом здании, также расположенном на Keskvaljak, находится служба занятости. Учитывая, что половина площади перекопана, думается, что косметический ремонт в скором времени доберется и до него.
За мэрией находится небольшой сквер, в нем - кирха предположительно XIII века (Йыхви же впервые упоминается лишь в 1478 г.). Так или иначе, это крупнейшая односводчатая лютеранская церковь Эстонии - но много ли народу, учитывая национальный состав Йыхви (и тем более Кохтла-Ярве) сюда ездит?
Рядом - памятник погибшим в войну за независимость.
Есть здесь и микрорайон сталинок, напоминающий о том, что всего 20 с небольшим лет назад Йыхви был частью Кохтла-Ярве.
И без российских артистов, как и в Нарве и Кохтла-Ярве, тут не обходится.
Но, повторюсь, в целом город выглядит гораздо более "по-европейски" (в обывательском понимании), нежели его соседи. Вот таких улиц в каких-нибудь Нидерландах полным-полно (на фото - шоссе, ведущее в Кохтла-Ярве и на таллиннскую трассу).
Я намеревался дойти по этой улице до ближайшей остановки, чтобы сесть там на автобус до Кохтла-Ярве. И совершенно случайно набрел на уже упомянутую церковь Адвентистов седьмого дня. Разумеется, это направление протестантизма в Эстонии не то чтобы популярно (подавляющее большинство местных верующих протестантов - лютеране), но адвентистская церковь, если верить списку храмов в эстонской Википедии, есть едва ли не в каждом уезде.
Ее пастор, Виктор Ныммик, человек очень интересной судьбы. Родился в Казахстане, наполовину русский, эстонский же родитель оказался в Степи в связи с репрессиями. Потом обосновался в Вильянди, служил в Советской Армии. Свободно и без всякого акцента говорит по-русски. Рассказал, как с нуля создавал этот храм - разумеется, не без спонсорской помощи. Подтрунил над "русскостью" Нарвы - как-то раз пришлось ему покупать стройматериалы, и стоял выбор, ехать за ними в Раквере или Нарву. По словам Ныммика, в Раквере товар был "сделан по европейским стандартам", ну а в Нарве, мол...
Но это все мелочи. Главное, что при храме действует центр реабилитации для наркоманов и заключенных. Их исправляют и возвращают на путь истинный, разумеется, по-протестантски - трудом. Люди помогают строить храм (отделочные работы еще идут), и в обмен на это получают еду и ночлег. Конечно, не всем удается вернуться к нормальной жизни - кто-то, как парень, слова о котором я привел в предисловии, гибнет "на свободе" в первые же дни.
В отражении в стекле - супруга пастора Элеонора. Тоже абсолютно "мирская" по поведению и манере общения женщина, хотя, разумеется, глубоко верующая. Собственно, когда я подошел к необычному зданию, именно она открыла дверь и позвала меня внутрь, после чего провела по всем этажам и показала, как у них все обустроено. В том числе в этой комнате живут люди, которые проходят здесь реабилитацию.
Вот так выглядит главный зал храма. Заполняется он не до конца - паства по объективным причинам не очень большая. Обратите внимание на белый экран - презентации часто используются во время богослужению, и вообще пастор считает, что все здесь должно быть оснащено по последнему слову техники.
На первом этаже находится кухня, куда может прийти любой человек. Мне еды, но я (несмотря на то, что есть очень хотелось) лишь выпил чая с печеньками - все-таки там живут люди, которым "серьезная" еда гораздо нужнее, чем мне.
До чего же все-таки интересно было слушать пастора. Кстати, каких-то проповедей, попыток "обратить меня в свою веру" я от него не услышал. Так, скорее просто беседа "за жизнь" вышла. Коснулся он и темы РПЦ, но не стал слишком увлекаться ее обличением - просто мимоходом упрекнул за слишком сильный, по его мнению, симбиоз с государством.
Мы общались минут 40. Могли бы и дольше, но ему нужно было ехать в колонию, где он периодически общается с заключенными.
Ну а я пошел на автобус и уехал в Кохтла-Ярве.
Комментарии
Отправить комментарий