Комментарий в DELFI - как улица
Эстонский медиабизнесмен, учредитель и крупный владелец биржевого предприятия "Ekspress grupp" Ханс X.Луйк, в 2007 году купивший вебпортал Delfi, рассказывает о том, как делается этот столь популярный среди русскоязычных жителей Эстонии информационный канал.
Идея создания комментария Delfi пришла Хансу X. Луйку в 1999 году. Хотя тогда Delfi принадлежал компьютерной фирме "Microlink", Луйк решил инвестировать в запуск центра комментариев, а также сам приступил к работе там. Луйк видел комментарий как площадку мнений, где можно обмениваться мыслями на важные для общества темы.
- Мы хотели сделать комментарий, где были бы вывешены пара десятков общественных тем, к которым возвращаются снова и снова. Например, вопрос, должна ли Эстония возводить атомную станцию? И человек сможет посмотреть, что эстонские ученые говорили на эту тему и какая информация добавилась со временем. Однако так дело не пошло. Выяснилось, что люди в 2000 году не хотели комментировать те темы, которые были заданы, а желали больше говорить о самих себе, - вспоминал Луйк.
Создатели площадки дебатов обнаружили также, что иной раз то, что люди свободно говорят в комментарии, интереснее самой новости. И то, что комментарии могут содержать практическую информацию. Например, когда на пярнуском пляже пропала девочка, то люди в комментариях Delfi стали обмениваться информацией о том, где ее видели, где она села в какой-то автомобиль и т.д. Возникла информация, которой у первоначально передавшего новость не имелось.
- И тут мы столкнулись с таким явлением, которое стало для меня большим шоком и которое я сравниваю с улицей. Одним словом, соприкасаясь с улицей, ты можешь встретиться с каким-нибудь неприглядным человеком, который намерен не информировать или веселить кого-либо, а только оскорблять, получая от этого огромное удовольствие. Таких людей где-то 5-7 процентов в эстоноязычном и 15 процентов - в русскоязычном Delfi, - сказал Луйк.
Похожий почерк
Поскольку портал Delfi открыт, например, также в Риге и Вильнюсе, то отмечается определенный похожий почерк русскоязычных комментариев. Луйк констатировал, что когда в русскоязычном Delfi Эстонии, Латвии или Литвы речь заходит о правительстве, президенте или государственных Силах обороны, то появляются комментарии со скачущим IP-адресом, творящие о том, что "картофельные рожи" не в состоянии содержать свое государство, а снаряжение Сил обороны - это груда металлолома.
- Эти разговоры одинаковые, и их делает робот. Когда к нам с места поступают разжигающие межнациональную вражду комментарии, то их авторов обычно находят и отправляют под суд. Однако относительно поступающей с российских компьютеров брани невозможно сказать, кто точно стоит за нею. Это довольно методичная работа и часть пропагандистской войны, - сказал медиабизнесмен.
Фильтр комментариев
Delfi получает в день около 10000 комментариев, которые просматривают 4-5 модераторов и робот. "Филь-тровалылики" отмечают, что самопоказы и целенаправленные оскорбления поступают в случае определенных тем. Например, после статей на партийные темы, в которых представители партий начинают сводить счеты друг с другом, а также в рубрику "девушка недели" и на спортивные статьи, имеющие момент соревновательности.
- Когда, например, "Fortem" пишет о том, как экономить тепло, то там таких комментариев обычно нет. Как и в рубрике "Голос народа", в которой мы поставили сам народ в положение журналиста и люди пишут о том, видели ли в их краях лис или насколько быетрб приезжает полиция. Эти новости сделаны от чистого сердца - и в их случае злобных комментариев очень мало, - отметил Луйк.
В Интернете, где массы сами делают медиа для масс, приходится привыкать к тому, что улица говорит иначе, нежели редактированный текст, находит владелец Delfi.
- Если мы говорим об улице, то там есть всякое: кто-то может показать тебе язык, кто-то может крикнуть: "Эй, рыжий, ты куда паркуешь свою машину?", кто-то может проявить назойливость... Я не считаю, что у нас настолько много энергии и богатства, чтобы возбуждать уголовное дело по каждому случаю. К сожалению, ни до людей, ни до судей еще окончательно не дошло, что сказанное кем-то в Интернете не является долго продуманным, так сказать, юридическим высказыванием.
Я тебе покажу!
Он привел в пример давнее уголовное дело, когда Delfi пришлось выплатить возмещение ущерба паромному королю Вячеславу Леэдо, поскольку тот почувствовал "страх смерти" после интернетовских комментариев. Автором одного из гневных комментариев был некий сааремаасец, чей бизнес состоял в вывозе пустой тары на своем "Ford Transit" из Курессааре на материк и подвозе продуктов на остров. При этом большой радостью для него являлась ледовая дорога, по которой можно было ездить на материк и экономить на паромных перевозках.
Когда по время зимы семилетней давности во второй раз случилось такое, что паром Леэдо, пятясь, попортил ледовую дорогу и этому мужчине пришлось заплатить 530 крон за перевоз, то он раскрыл, погрузившись на паром, свой ноутбук и написал в комментариях к статье на ту же тему: "Чертов Леэдо, я тебе покажу! Если увижу тебя, то убью, гадина!".
- И Вячеслав Леэдо, представьте себе, ощутил страх смерти. Он пожаловался, что ему угрожали смертью, и прокуратура начала производство, - вспомнил Луйк об уголовном деле, в котором Харьюский уездный суд решил удовлетворить иск Леэдо против АО "Delfi".
Маленький штраф
- Судья не сделал тут разницы между спровоцированным и неспровоцированным действием. Если действительно второй раз случится такое, что твою ледовую дорогу разрушат, то, по-моему, у судьи нет права предписывать человеку, какими словами тот должен выражать свое возмущение. Действительно, говорить об убийстве некрасиво, но то, что сделал Леэдо, тоже не было красиво, - рассуждал Луйк.
В то же время, суд подал сигнал, что не считает касающуюся тушения свечи жизни угрозу очень серьезной, востребовав лишь 5000 крон вместо запрошенных 500000 крон.
По оценке Луйка, ничьим делом не является также предписывать, с каким выбором слов следует комментировать вранье политиков в лицо.
- Когда мы в 2011 году стали видеть, что нам придется оплатить греческий "пузырь", то наш министр финансов Юрген Лиги заверял на радио "Kuku", что госфинансы Греции приходят в равновесие. Сейчас никто не думает, что это произойдет раньше 2020 года. Когда государственные мужи говорят такое, то они при галстуках и надушены, а также используют вежливые слова, однако то, что они выдают на словах, по мнению некоторых, воняет... И к этому приходится привыкать, что улица говорит иначе, нежели отредактированный текст.
Чистят сами
В то же время медиабизнесмену жаль, что уличная брань отпугивает авторов-экспертов. "Если какой-нибудь ученый-экономист напишет статью-мнение и будет в комментариях лично обруган, то он откажется писать в дальнейшем. Это плохо, что часть людей своим поведением там, на улице, в состоянии отбивать у других желание выражать какое-либо мнение".
Чтобы предотвратить не имеющие отношения к делу потоки брани, следует, по оценке Луйка, сделать интернетовские роботы более точными. Людей призывают также сообщать о неуместных и неприглядных комментариях, на которые должен отреагировать модератор. Таким образом комментирующие будут сами заботиться о чистоте комментариев.
Только раз за всю историю комментариев Delfi воспользовался ультимативным и очень радикальным методом - таким, как приостановка общего трафика. Это произошло 26 апреля 2007 года и потому, что именно в русскоязычном Delfi модераторам стало казаться, что там более не обменивались мнениями и информацией, а занимались пропагандой и антигосударственной агитацией. "Но, как мы знаем из судебного процесса Линтера и Ревы, судьи не нашли в этом ничего преступного", - отметил Луйк.
Комментарии
Отправить комментарий