Конфета великой княгини: тайна уникальной находки
Во время реставрации платья великой княгини Ксении Александровны (сестра Николая II) сотрудники Эрмитажа нашли неожиданный сюрприз. В рукаве платья лежала 100-летняя конфета!
Впервые в этом платье Ксения Александровна появилась на костюмированном балу в 1903 году. Как рассказывает художник-реставратор Нина Тарасова, до наших дней платье сохранилось очень хорошо, но в нескольких местах разошлись швы и частично был утрачен внешний декор из искусственного жемчуга. Поэтому когда наряд решили реставрировать, его тщательно изучили, найдя в рукаве надкусанную «помадку»! Интересная находка была сразу направлена в лабораторию на экспертизу. Удивительно, но за 118 лет на конфете не образовалось никаких болезнетворных бактерий и даже плесени. Этот факт в сочетании с любопытством подтолкнул реставратора лизнуть конфету! Сотрудница Эрмитажа отметила, что помадка до сих пор сладкая!
Далее пишет Павел Сюткин:
Именно в этом наряде она танцевала на знаменитом костюмированном балу 1903 года, когда все участники наряжались в одежду эпохи XVII века.
Само платье стоило целое состояние. А для потомков оно сохранило еще и сюрприз. Княгиня Ксения, видимо, решила полакомиться сладкой помадкой, да не доела, отвлеклась. Выбросить конфету было некуда, вот она и положила ее за обшлаг рукава. Там она и лежала 120 лет.
Россия 24 попросила меня прокомментировать новость. Да и вообще рассказать, чем могла быть «при жизни» эта находка:
- Судя по рассказу художника-реставратора Галины Федоровой, обнаружившей сладкий сюрприз, он был похож на помадку. Причем расплющенный кусочек был явно надкусан, - сохранились даже отпечатки зубов. Ближе к центру с трудом можно прочесть буквы – что-то про поставщика двора. Сотрудники Эрмитажа сделали предположение, что конфета выпущена на фабрике «Ландрин». Но уверенности они не испытывают.
Я же рискну выступить с другой гипотезой. Все-таки «Ландрин» специализировался на леденцах и монпасье. А если говорить о близости написания сохранившихся букв, то в голову приходит другое имя – «Эйнем». И то, и другое писалось с буквой Ъ на конце.
Но есть и более серьезное соображение. Мы ведь и сегодня лакомимся сладкой помадкой. Действительно уже в советскую эпоху, с 1920-хгодов ее выпуск был налажен на кондитерской фабрике «Красный Октябрь». Вот только вряд ли рецепт был создан «на пустом месте». Сладкая и шоколадная помадка выпускалась на этой фабрике и до революции. Вот только само предприятие до национализации носило имя «Товарищество Эйнем».
А откуда конфеты на царских балах? Говорят, еще в начале XIX века в городах и весях на званых приемах, обедах и ужинах считалось совсем незазорным, если какая-нибудь богатая и роскошно одетая дама стащит со стола конфетку и спрячет ее в ридикюль. Такое «непристойное» поведение объяснялось просто: конфета была изделием редким, искушающим. Так что общество прощало такие проступки.
Обычно на отдельном столе кондитерами возводилось сооружение, которое называлось «сахарный партер». Даже архитектор Растрелли причастен к конструированию таких «столов», которые по сути своей являлись целыми пирамидами и сахарными этажерками. По его эскизам создавались вычурные вазы, замки, букеты – вся эта архитектура «малых форм». Все они были из шоколада, марципанов, мастики, карамели. Целые каскады этих сладостей спускались с самого верха чуть ли не до полу. Настоящая роскошь. Но ведь, не пропадать же ей! Вот почему было принято после приема разбирать всю ее на «царские гостинцы». В бюджете императорского двора уже со времен Александра I была соответствующая статья на эти подарки.
Граф Соллогуб вспоминал, как в детстве он ждал бабушку с этих балов. Как подъезжала к подъезду огромная карета, из нее выходила утомленная балом бабушка. Впереди же нее по лестнице поднимался слуга, который нес два огромных блюда, наполненных марципанами, сахарными сухариками, пряничками, пирожными, конфетами. А все потому, что бабушка после бала, не стесняясь, при помощи соседей наполняла эти блюда с общего стола и везла домой. Кивера, карманы, дамские сумочки – все было полно этими гостинцами. А потом все в барском доме – от малышей и до кухарки – доставались сладости.
Нынешняя находка старинной конфеты говорит и еще об одном – качестве. Конечно, сахар - хороший консервант. Но именно отборный шоколад, сливки помогли конфете пережить целую историческую эпоху. Галина Федорова, поддавшись искушению, лизнула старинную помадку: «получилось сладенько во рту». Смелая женщина! Я бы все эти дворцовые тайны оставил на расстоянии от себя. Любили, знаете ли, русские цари порой конфетками угостить неугодных подданных. Ну, как сегодня чаем.
Комментарии
Отправить комментарий