Космические колонии и климатический апокалипсис: каким будет мир в 2030 году
Предсказать будущее трудно, но мы всё равно делаем прогнозы. Футурологи, визионеры и эксперты в различных областях науки представляют свои сценарии развития событий на сотню и даже тысячу лет вперед. Журналисты Wired подошли к этому вопросу серьезно и составили список долгосрочных планов человечества, которые могут осуществиться в ближайшее десятилетие. Переносные атомные электростанции, космические колонии, масштабное секвенирование геномов — это не фантастика, а вполне реальные перспективы.
Последний раз на Луне человек был в 1972 году. Никто тогда и не предполагал, что мы вернемся на лунную поверхность только через 50 лет. Однако НАСА утверждает, что вскоре это произойдет.
2024 году агентство планирует запустить программу по возвращению людей на Луну. Цель миссии «Артемида» — создание обитаемого лунного поселения и станции на орбите Луны, которая станет отправной точкой для экспедиций на Марс.
Когда агентство впервые объявило о своих планах, в них трудно было поверить: ракета еще ни разу не летала, денег на миссию тоже не хватало… Но в этом году НАСА добилось больших успехов: выбрало производителей модулей для космических кораблей и разработало проект аппарата для высадки астронавтов. Так что идея лунной миссии уже не выглядит такой уж безумной.
Климатический апокалипсис
Мэтт Саймон
В октябре 2018 года ООН объявила, что у человечества есть всего 12 лет, чтобы предотвратить катастрофическое изменение климата. Это означает, что к 2030 году необходимо в два раза сократить выбросы парниковых газов, а это не так-то просто, учитывая что объем выбросов с каждым годом только возрастает.
Если мы не достигнем этой цели, конец света, разумеется, не наступит. Однако вполне очевидно следующее: чем быстрее мировая экономика перейдет на возобновляемые источники энергии, тем лучше мы сможем справиться с бушующими природными стихиями: ураганами, лесными пожарами, повышением уровня мирового океана.
Что же мы можем сделать? Во-первых, необходимо ввести «углеродный налог» — штраф за выброс парниковых газов, это ускорит переход на экологически чистые источники энергии. Во-вторых, мы должны субсидировать производство солнечных панелей и электромобилей и поддерживать развитие общественного транспорта. А еще нужно полностью переосмыслить инженерную концепцию кондиционеров, поскольку с повышением уровня температуры спрос на них будет возрастать, а углекислого газа они производят довольно много.
Мегапрорыв в исследовании генома
Меган Молтени
В грядущем десятилетии нас ждет бум исследований человеческого генома. Снижение стоимости секвенирования переводит тесты ДНК из исследовательской лаборатории в сферу медицинской практики. Благодаря проектам по секвенированию геномов населения, запущенных более чем в 10 странах, к 2025 году мы получим более 60 миллионов геномов. А к 2030-му Китай добавит к этому объему еще 100 миллионов.
Последствия этого сложно даже представить.
Сегодня количество секвенированных геномов человека не превышает миллиона, и это очень малый объем в масштабах населения планеты. Чем больше данных мы соберем, тем больше у нас возможностей проанализировать влияние генов на наше здоровье и поведение.
Кроме того, на детализированных выборках можно будет использовать новый метод «рандомизация Менделя», который позволит исследователям отделять причинно-следственные связи от обычных корреляций. Огромные наборы данных дадут возможность прогнозировать по ДНК развитие даже сложных признаков, например рост или предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям.
Такой прорыв принесет и новые угрозы: использование достижений генетики в расистских целях или потерю контроля над своими генетическими данными. Поэтому необходимо разрабатывать новые законы, которые будут защищать информацию, полученную из генетического материала человека.
Маленькие атомные электростанции
Даниэль Оберхаус
В 2020-х годах американская АЭС «Вогтль» будет единственным строящимся объектом подобного рода в США. Но это не означает, что Соединенные Штаты отказываются от энергии деления ядра: в ближайшие несколько лет появятся небольшие ядерные реакторы.
Такие реакторы будут уменьшенной копией обычного реактора, что позволит запустить их массовое производство и легко доставлять в любую точку страны.
Первые мини-реакторы, которые разрабатывает компания NuScale Power, должны быть запущены в Национальной лаборатории Айдахо в 2026 году. Министерство энергетики США работает над похожим проектом — микрореакторами, которые должны ввести в эксплуатацию в 2027 году.
Экологические сообщества США предвзято относятся к атомной энергетике, однако ООН и многие другие эксперты считают, что именно она может стать ответом на климатические вызовы.
Покорение Марса вместе с Маском
Даниэль Оберхаус
Илон Маск уже очень давно мечтает о покорении Марса, и в это десятилетие он начнет активно претворять свою мечту в жизнь. Изначально он хотел отправить на Красную планету оранжерею, но по мере развития компании SpaceX амбиции Маска выросли до идеи основать на ней полноценную человеческую колонию. В 2019 году предприниматель продемонстрировал миру ракету, которая может доставить людей на Марс.
Однако планы Маска постоянно меняются. В 2017 году он обещал, что к 2022-му на Марс будет доставлен первый груз. В следующем году он заявил, что первый полет человека на Марс состоится не позднее 2028 года.
Маск всегда называет чересчур оптимистичные сроки реализации своих проектов и чаще всего не укладывается в них, поэтому бросать в воздух чепчики пока рановато. Но следует помнить, что свои обещания, пусть и с запозданием, он выполняет.
Прощай, бедность!
Сара Харрисон
Наши представления о будущем часто напоминают научно-фантастический фильм: джетпаки, летающие автомобили, встроенные в мозг компьютерные чипы… Планы ООН обычно выглядят более реалистично, но некоторые из ее целей в области устойчивого развития кажутся недостижимыми. За ближайшее десятилетие ООН планирует полностью избавиться от бедности во всём мире.
17 октября уже объявлено Всемирным днем борьбы с бедностью. Но, конечно, для того чтобы повысить уровень жизни тех, кто живет меньше чем на 1,25 доллара в день, потребуются более серьезные меры.
Хорошие новости: уровень бедности в мире снижается. По данным Всемирного банка, сейчас в условиях крайней нищеты живет на 1,1 миллиарда меньше человек, чем это было в 1990 году.
Эта организация помогает многим странам улучшить качество образования и социальных услуг, добиться гендерного равенства, повысить качество пищи. Но эти успехи крайне неравномерно распределяются между странами; кроме того, изменение климата может свести на нет многие достижения. Это уже происходит в государствах Центральной Америки и Африки, где засуха заставила миллионы людей покинуть свои дома.
Будущее предсказать очень сложно, никогда не знаешь, какие прогнозы оправдаются. Например, в 1900 году авторы издания Ladies’ Home Journal предрекали, что в XXI веке письма будет доставлять пневматической почтой, а из алфавита исчезнут буквы C, X и Q. Однако появление мобильных телефонов и цветной фотографии эксперты того времени предугадали!
Почему мы больше не летаем на Луну?
Этот вопрос был задан Эдвину «Баззу» Олдрину восьмилетней девочкой, и несчастному астронавту пришлось выкручиваться, отвечая общими фразами типа «променяли космос на айфоны», дабы не травмировать нежную детскую психику. Увы, реальность ещё более жестока и цинична – променяли космос на айфоны не просто так.
Большинство людей сегодня вполне согласны с Олдрином. В сущности, в какой-то мере оно даже так и есть. Однако астронавт умолчал о причине такой замены – и вот тут-то можно начинать плакать.
Первое, о чём стоит сказать, и самое очевидное, это мотив. Какие мотивы лететь на Луну были в 60-х годах? В первую очередь – политические. Шла космическая гонка, коммуняки уже отправили в космос и первый спутник, и первого человека – надо было обгонять. Советы тоже активно старались унизить проклятых капиталистов ещё и в этом плане, так что с энтузиазмом пилили свою программу. Почему она не взлетела – поговорим чуть позже, а сейчас вернёмся из холодной войны в современность и посмотрим на состояние аэрокосмической отрасли. И поплачем, как же без этого.
Космической гонки попросту нет. Роскосмос – единственный потенциальный конкурент NASA – скорее мёртв, чем жив. С 1991 года была запущена единственная АМС, да и та, к сожалению, даже не вышла на расчётную траекторию. Единственная сфера, где ещё теплится жизнь – это таксование на МКС, и она тоже уже поёт лебединую песню – прогресс не стоит на месте. Китай? Да, они серьёзно и успешно работают, но пока что движутся по стопам предшественников. JAXA, ESA? Они не конкуренты, а скорее коллеги. Вот и получается, что соревноваться попросту не с кем.
И как следствие, финансирование NASA не достигает тех высот, которые могли бы дать возможность говорить о новой лунной программе. На 2018 год им выделили 20 миллиардов баксов – с одной стороны, это дофига, с другой, одна только программа разработки и запуска «Сатурн-5» (т. е. ракеты-носителя без всего остального) стоила 50 миллиардов в ценах 2014 года. В 1966 году NASA выделяли аж полпроцента ВВП США. Сейчас, для сравнения – 0,001%. Такие дела.
Ну а экономических причин летать на Луну по понятным причинам тоже нет. На Луне нужно добывать вещество с ценностью как минимум меланжа, чтобы окупить его стоимость. Даже гелий-3, если в реголите его окажется дофига, сейчас мало кому нужен.
Однако это ещё не всё. Второй, куда более тонкий момент – это технологии. Многие несведущие в аэрокосмической сфере люди задают вполне логичный вопрос – если NASA слетали на Луну в 60-х, почему бы им не повторить это? Ведь ракета есть, лунный модуль есть, чертежи есть, сделайте да слетайте! Конспиролухи так и вовсе на полном серьёзе приводят его как аргумент в пользу своих бредней (и этим отличаются от нормальных людей, которые не пытаются судить о том, чего не знают). Ответ на него, впрочем, очень прост. Заключается он в том, что программа «Аполлон» – это разработка 60-х годов. И использовать её нельзя не потому, что она устарела, а потому, что она устарела.
Непонятно? Сейчас объясню. Да, у нас есть чертежи ракеты, лунного модуля, программа полёта и так далее. Она устарела, но на ней вполне реально слетать на Луну – ведь сделали же это аж шесть раз. Вот только современные станки и производственные мощности давно уже ушли вперёд, и для них нужно заново разрабатывать техпроцесс. AGC, бортовой компьютер «Аполлона» - это компьютер 60-х годов, со всеми вытекающими. Чтобы воссоздать «Аполлон» в неизменном виде, придётся каким-то образом лепить точно такой же компьютер. Представляете, да? К слову, с этим таки довелось столкнуться в реальности – улетевшие к звёздам «Вояджера» работали на компьютерах 70-х годов, и ими же управлялись даже в 2015-м. И когда управлявший этими компьютерами инженер собрался сваливать на пенсию, выяснилось, что никто из современных специалистов попросту не умеет работать с древними машинами. Кем заменить пенсионера? В лучшем случае можно попросить его задержаться на годик и поучить какого-нибудь энергичного отрока языкам программирования 40-летней давности. Весело, правда?
То есть мало будет каким-то образом восстановить куда более старые компьютеры Аполлонов, надо будет ещё разобраться в них. Надо будет найти техническую документацию, найти специалистов, которые хоть что-то помнят о том времени, и так далее. Думаю, вы уже догадались, что куда проще тупо разработать всё заново.
А на это нужны деньги. Нужны ОЧЕНЬ большие деньги. Просто так их никто не выделит – нужен мотив. Как водится, серьёзный мотив. Есть ли он?
Вопрос риторический.
Комментарии
Отправить комментарий