"Красивая молодость дана многим, старость – избранным"
Владимир Познер как-то получил письмо от своей американской знакомой Филлис Шлоссберг.
Она писала: “Моя давняя подруга написала мне о своей старости, и я задумалась: стара ли я? Тело мое иногда говорит: да, стара… но сердце не соглашается! И я бы тоже не хотела вернуться в свои молодые годы”. По-моему, это ее письмо очень точно подводит итог жизни…
Вот оно, это письмо:
«На днях одно юное существо спросило меня, каково быть старой. «Я несколько растерялась, поскольку не считаю себя старой. Увидев мою реакцию, создание страшно смутилось, но я сказала, что вопрос интересный, что я обдумаю его и сообщу свои выводы.
Старость, решила я, это дар. Сегодня я, пожалуй, впервые в жизни стала тем человеком, которым всегда хотела быть. Нет, речь не о моем теле, конечно! Иногда это тело вызывает у меня отчаяние: — морщины, мешки под глазами, пятна на коже, отвислый зад.
Часто меня шокирует старуха, которая обосновалась в моем зеркале, но переживаю я недолго. Я бы никогда не согласилась обменять моих удивительных друзей, мою замечательную жизнь, мою обожаемую семью на меньшее количество седых волос и на плоский подтянутый живот.
По мере того как я старею, я стала к себе добрее, менее критичной.
Я стала себе другом.
Я себя не корю за то, что съела лишнее печеньице, за то, что не убрала постель, за то, что купила эту идиотскую цементную ящерицу, в которой я абсолютно не нуждаюсь, но которая придает такой авангардный оттенок моему саду.
Я имею право переедать, не убирать за собой, быть экстравагантной. Я была свидетелем того, как многие слишком многие дорогие друзья слишком рано покинули этот мир, еще не поняв, не испытав великую свободу, которую дарует старость.
Кому какое дело, если я читаю до четырех часов утра и сплю до полудня?
Я сама с собой танцую, слушая замечательные мелодии, и, если мне иногда хочется поплакать над ушедшей любовью, что ж, поплачу. Я пройдусь по пляжу в купальнике, который еле удерживает располневшее тело, если захочу, я кинусь в океанскую волну, несмотря на полные жалости взгляды со стороны юных существ, одетых (раздетых?) в бикини.
Они тоже состарятся.
Иногда я бываю забывчивой, это правда.
Впрочем, не все в жизни достойно запоминания, а о важном я вспомню.
Конечно, за эти годы мое сердце было разбито не раз.
Как может не разбиться сердце, если ты потерял любимого, или когда страдает ребенок, или даже когда любимую собаку сбивает машина? Но разбитые сердца и есть источник нашей силы, нашего понимания, нашего сострадания.
Сердце, которое никогда не было разбито, стерильно и чисто, оно никогда не познает радости несовершенства.
Судьба благословила меня, дав мне дожить до седых волос, до времени, когда мой юный смех навсегда отпечатался глубокими бороздами на моем лице. Ведь сколько же людей никогда не смеялось, сколько умерло раньше, чем смогли покрыться инеем их волосы?
Я могу сказать “нет” абсолютно искренне. Я могу сказать “да” абсолютно искренне.
По мере того как ты стареешь, все легче быть искренним. Ты меньше заботишься о том, что другие думают о тебе. Я больше не сомневаюсь в себе. Я даже заработала право ошибаться.
Итак, в ответ на твой вопрос, могу сказать: мне нравится быть старой. Старость освободила меня.
Мне нравится тот человек, которым я стала. Я не буду жить вечно, но пока я здесь, я не стану терять времени на переживания по поводу того, что могло случиться, но не случилось, я не стану переживать по поводу того, что может еще случиться.
И я буду есть сладкое на третье каждый божий день”.
Из письма В. Познеру от одной
его давней знакомой Филлис Шлоссберг из Америки
УРОКИ МУДРОСТИ ОТ 92 ЛЕТНЕЙ СТАРУШКИ, ЖИВУЩЕЙ В ДОМЕ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ
Не высокого роста и довольно хрупкого телосложения Дона Мария Джило в свои 92 года совсем не подходит по среднестатистическое представление «старухи». Несмотря на свой весьма преклонный возраст, она всегда элегантна и ухожена. Каждое ее утро начинается с нанесения скромного макияжа, при этом препятствием не становится даже ее слабое зрение. Даже в утренние часы сложно увидеть ее непричесанной и одетой кое-как.
Сегодняшний день ознаменовался для нее переездом в дом для престарелых. Не так давно она потеряла мужа, вместе с которым прожила 70 лет, и осталась совершенно одна.
Для того чтобы увидеть свое новое пристанище ей пришлось ожидать долгих два часа. Однако появившегося сотрудника из обслуживающего персонала она встретила с милой улыбкой. Пока встречающий провожал ее до лифта, она слушала его рассказ о своем новом жилище, окружающей обстановке и даже о цвете штор в ее маленькой комнатке.
— Как же я люблю эти занавески, — сказала она с такой искренностью, что казалось большего счастья, чем все происходящее вокруг она и представить себе не могла.
— Но позвольте, Дона Мария Джило, — откликнулся служащий, — мы же еще не пришли и Вы ничего не видели.
— О, я Вас уверяю, это ни имеет абсолютно никакого значения, — ответила она, — мы сами создаем свое счастье. Не важно, как будет выглядеть моя комната, я просто уже решила, что люблю ее. Все в нашей жизни зависит от того чего мы ожидаем и как готовим свои ожидания. Я обожаю мир вокруг и жизнь свою, и все, что меня окружает. С такими мыслями я просыпаюсь каждое утро.
— Все зависит от нашего мировосприятия, — спокойно продолжила она, — можно проснуться утром и продолжать лежать в кровати, жалуясь на больные части тела, которые отказываются правильно функционировать. А можно проснуться с чувством благодарности к своему телу и тем его частям, которые продолжают работать.
— Такое разве возможно?
— Научиться управлять своими эмоциями не так уж сложно, научиться этому может каждый. Лично мне потребовалось около года для «обучения», но зато теперь я сама выбираю свое настроение, я могу выбирать направление своих мыслей и управлять своими чувствами.
Немного погодя, она продолжила:
— Каждый новый день для меня как долгожданный подарок. Как только мои глаза открываются, я радуюсь наступлению нового утра. Вместе с солнечными лучами приходят и все счастливые моменты, которые когда-либо случались в моей жизни. Лишь от нашей памяти зависит какой будет наша старость. Никогда не поздно сохранить в своей памяти немного счастья и радости. Я до сих пор продолжаю радоваться жизни независимо от обстоятельств и по возможности стараюсь не осложнять ее плохими мыслями и ожиданиями. И таким образом счастливым может быть каждый, для этого нужно лишь немного постараться…
Комментарии
Отправить комментарий