Круговорот евро в Эстонии: как купюры и монеты циркулируют по стране
Многие из тех, кто бывает в торговых центрах, наверняка видели вооруженных людей в синей форме с чемоданчиками, которые идут к банкомату, достают оттуда деньги и куда-то уносят. И стоящую возле входа на «аварийках» инкассаторскую машину. «МК-Эстония» решила выяснить, куда потом деваются купюры и где они хранятся. И что за люди работают на такой денежной работе.
Иллюстративное фото: "МК-Эстония"
Желающие быстро разбогатеть злоумышленники пытаются так и сяк вскрыть банкоматы. Их взрывают, поджигают, пытаются раздавить трактором, взламывают с помощью хакерских программ. В начале августа в одном из банкоматов Локса вообще просверлили дыру и попытались вытащить деньги. Как обычно, все это закончилось ничем – преступников поймали.
Но газета "МК-Эстония" решила выяснить, кто и как все же достает деньги из банкомата, и куда они потом попадают. На согласование всех деталей и соблюдение мер безопасности ушло более месяца. Только после этого «МК-Эстонии» разрешили заглянуть в инкассаторские чемоданы, перевозящие деньги спецмашины, а также сейфы и поговорить с теми, кто непосредственно руководит транспортировкой миллионов и миллиардов евро в год.
Кто сидит на мешках с деньгами?
Единственная фирма в Эстонии, которая занимается обслуживанием банкоматов и циркуляцией денег, – G4S. То есть все деньги, которые находятся в обороте в Эстонии, в какой-то момент проходят через их Центр наличных денег – это около 10 млрд евро ежегодно.
У Центра – два филиала: один в Таллинне, другой в Тарту.
«Те деньги, которыми люди расплачиваются в магазинах, потом собирают и привозят к нам в Центр наличных денег, – рассказывает руководитель отдела рисков и качества Рауль Реап, – их считают и переводят на счет клиенту. То есть магазину. И если клиент хочет мелкие монеты и купюры на сдачу, то мы ему их утром отвозим. И вторая крупная сфера, которой мы занимаемся, – это банкоматы. Смотрим, чтобы в них было достаточно денег, чтобы они не оказались вдруг пустыми, и в то же время – чтобы там не было слишком много купюр. В общей сложности мы обслуживаем 750 банкоматов всех банков в Эстонии».
Для каждого банкомата есть свой конкретный лимит, исходя из его месторасположения, защищенности и прочего. Размеры лимита в целях безопасности не называют.
«Далеко не в каждом банкомате хранятся сотни тысяч евро. В аппаратах маленьких населенных пунктов хранится намного меньше денег, и если мы видим, что они уже заполнены, едем и забираем купюры, – рассказывает Рауль Реап. – Как мы это видим? В режиме реального времени. Через системы нашего Центра слежения можно узнать, в каком аппарате сколько денег».
Круговорот наличных денег происходит так: человек снимает в банкомате определенную сумму и идет в магазин, где платит наличными. В магазине кассу собирают, а вечером приезжают инкассаторы и забирают прозрачные тубы с деньгами. Затем они отвозят их в Центр наличных денег, где все финансы пересчитывают, проверяют на наличие фальшивых купюр, и сумму переводят на счет клиенту. Из Центра деньги выезжают в том случае, если нужна крупная сумма для банка, например, когда какой-то клиент хочет купить за наличные дом или машину; или же мелкие деньги на сдачу для магазинов.
«Так что купюры и монеты находятся в постоянной циркуляции, – отмечает руководитель отдела денег Арго Ряпп, в чью сферу контроля входят инкассаторы и перевозчики денег. – Нельзя сказать, что мы сидим тут на мешках с деньгами».
«Наша цель – чтобы деньги постоянно находились в обращении, и чем меньше в центре находится наличных, тем лучше,
– добавляет Рауль Реап. – Хранить деньги – задача Банка Эстонии, а мы оставляем здесь лишь столько, сколько необходимо для выполнения текущей работы. И если тут собирается слишком много наличности, мы отвозим ее в хранилище Банка Эстонии».
Меры безопасности
Как часто нападают на инкассаторов? Специалисты отмечают, что последнее серьезное нападение было в 1999 году, когда погибли два перевозчика денег.
«После этого, к счастью, нападений больше не было, – говорит Арго Ряпп, и Рауль Реап стучит по столу. – Но это был конец 90-х, когда и инкассаторские машины, и меры безопасности были, так сказать, еще детскими. Тогда перевозкой денег занимались несколько фирм разной степени подготовки. После этого были еще несерьезные попытки ограбить, но ничего существенного больше не происходило. И причину я вижу, в том числе, и в том, что мы очень много инвестировали в машины, в меры безопасности, в обучение, как нападение предвидеть и предупредить, и в более качественные технологии. Сейчас просто нет смысла нападать на людей с кофрами денег в руках».
Одна из причин – защита чернилами. Пока чемодан с деньгами находится в руках у инкассатора, все в порядке, но если кому-то придет в голову его резко выдернуть или украсть, все деньги тут же будут обрызганы несмываемыми чернилами. То же самое произойдет, если попытаться вскрыть сейф, который находится в машине у инкассаторов. Даже если потом одежду постирать, а деньги попытаться отмыть, это не поможет, и следы на протяжении нескольких недель сохранятся и на руках, и на одежде, и на купюрах.
Плюс все инкассаторы вооружены и при нападении могут сразу же стрелять.
«Какой смысл нападать на вооруженного человека? – задает вопрос Арго Ряпп. – Так что в Эстонии и Прибалтике в этом плане все хорошо. В Европе, конечно, на инкассаторов нападают. К счастью, обычно смертью это все не заканчивается, но кража денег иногда удается».
«Мы занимаемся перевозкой денег в 40 странах по всему миру, – говорит Рауль Реап, – есть регионы более спокойные и менее спокойные. В Южной Африке, например, нападения происходят почти каждый день, а в Европе преимущественно все спокойно. Однако в Греции и Ирландии нападения на инкассаторов происходят все же довольно регулярно».
Периодически бывают случаи, когда люди крадут банкомат и пытаются его вскрыть. Но это не удается.
«Люди по глупости пытались и взрывать банкоматы, и поджигать, – перечисляет Арго Ряпп. – Но тогда сгорел и сам аппарат, и деньги в нем. В Южной Эстонии такие горе-взломщики пытались открыть банкомат, раздавив его трактором. Все случаи закончились ничем, а группы и группировки были пойманы и наказаны».
«Еще несколько лет назад был случай в Таллинне, когда мужчина пытался хакнуть (взломать программное обеспечение) банкомат при помощи новых технологий и заставить его выдать все деньги, – рассказывает Рауль Реап. – Но тоже не получилось. Дело в том, что банкоматы находятся под нашей защитой, и если кто-то пытается их взломать или открыть, мы получаем сигнал, и на место тут же выезжает патруль».
«Это бесполезно еще и потому, что многие аппараты снабжены видеокамерами, и у нас имеется полный видеообзор, кто там был и сколько человек, и что именно пытались они с этим банкоматом сделать», – говорит Арго Ряпп.
«И банки сейчас стали использовать такую же технологию защиты, устанавливая чернильные бомбы в банкоматы, – добавляет Рауль Реап. – То есть, если кто-то попытается его вскрыть, бомба взорвется, и все деньги будут забрызганы несмываемыми чернилами. Пока инкассатор меняет кассеты с деньгами, бомба деактивирована, как только банкомат закрывают, она активируется снова».
Не забрать и не отложить
Каждый день инкассаторы занимаются денежными операциями во многих местах, и периодически им приходится сталкиваться с пьяными и неадекватными людьми, которые ведут себя странно. Нередко бывает, когда инкассаторы меняют кассеты с деньгами, а рядом стоит компания, в которой люди говорят: «Пойдем их грохнем, деньги заберем, разбогатеем».
«Всякие ситуации бывают. Но во время замены кассеты с деньгами один занимается банкоматом, а второй всегда отслеживает ситуацию вокруг, – говорит Арго Ряпп. – И если кто-то поведет себя тактически неверно или сделает странное движение или же выпад в сторону инкассаторов, те всегда успеют закрыть сейф и не дать доступа к деньгам. Плюс инкассаторы постоянно проходят обучение, как себя вести в разных ситуациях, как разрешать те или иные конфликты и кризисные ситуации, что делать при нападении на инкассаторскую машину, как быть при ДТП и так далее».
«Да и вряд ли те, кто так говорит, на самом деле планируют нападение на инкассаторов, – добавляет Рауль. – Потому что тот, кто планирует, рассказывать об этом во всеуслышание не станет. Скорее, это просто неудачные шуточки молодых парней».
«Да и если посмотреть практику по всему миру, в торговых центрах, у всех на виду, происходит очень мало ограблений и нападений на инкассаторов, – подчеркивает Арго Ряпп. – Кто будет так делать, если везде тысячи людей и камеры? Скорее это теоретически будет тихое темное место, где мало людей и машин. Но банкоматы редко располагаются в таких местах».
Когда люди ежедневно сталкиваются с огромными суммами денег, у некоторых может возникнуть искушение. Однако, по словам представителей G4S, в последние годы ситуаций с нечестными инкассаторами не было.
«Были когда-то давно, а вот в последнее время – нет, – заверяет Рауль Реап. – Скорее имели место человеческая невнимательность и спешка, а не осознанные преступления».
«Работа инкассатора – это не та профессия, куда мы берем всех и каждого,
– подчеркивает Арго Ряпп. – Прежде чем доверить человеку деньги, мы проводим тщательный контроль, чтобы понять, кто перед нами. Были ли нарушения или наказания? Ему нужно получить разрешение на ношение оружия, иметь соответствующую квалификацию и чистое прошлое. В итоге пройти через эти требования удается далеко не каждому, и остаются только хорошие и добросовестные люди».
«К тому же процессы организованы так, что движение денег регистрируется буквально на каждом этапе, – добавляет Рауль Реап. – Так что если вдруг кто-то решит себе что-то отложить, это выяснится буквально сразу же».
Алкоголь и гамбургеры исключены
Среди 115 инкассаторов в Эстонии нет ни одной женщины. Объяснение, по словам Арго Ряппа, простое: мешки с деньгами весят порой очень много, и такая физически тяжелая работа женщинам не подходит.
«Чемодан денег весит до 10 килограммов, – говорит он. – Мешок с деньгами – 35–50 килограммов. Мы перевозим также монеты, и вес мешка тогда может достигать 120 кг».
Суммы в размере более 100 минимальных зарплат по стране, то есть 54 000 евро, должны сопровождать два вооруженных огнестрельным оружием человека или же их может перевозить один вооруженный человек, но в чемодане с чернильной защитой.
Суммы и ценности более миллиона евро должны перевозить уже в бронированной машине или чемодане с чернильной защитой, а деньги обязательно должны сопровождать два вооруженных огнестрельным оружием человека.
Если ценность груза превышает 4 миллиона евро (к примеру, деньги и ценные бумаги), то его можно перевозить только после договоренности с Департаментом полиции и погранохраны.
Риски случайно оказаться под угрозой нападения в сфере перевозки денег фирма пытается свести к минимуму: инкассаторы ездят только по им известным маршрутам и останавливаются только в строго определенных местах.
«Едят они тоже только здесь, – подчеркивает Арго Ряпп, – так что совершенно исключено, что инкассаторская машина остановится где-нибудь у киоска с гамбургерами, или инкассатор решит перекусить в машине».
Хорошо обученные и опытные инкассаторы буквально на вес золота, и их увольняют, по словам руководителя отдела денег, очень редко. Основные причины – нарушение дисциплины и правил безопасности на работе, а также проблемы с алкоголем.
«То есть, если человек неоднократно приходит на работу в состоянии опьянения, договор с ним расторгают, – подчеркивает Арго Ряпп. – Ведь инкассаторы водят машину, у них огнестрельное оружие, они перево-зят большие суммы денег, состояние опьянения при этом недопустимо. Каждое утро перед выходом на работу все наши сотрудники проходят тестирование стационарным алкометром. Если все в порядке – им выдают оружие и прочие средства безопасности для выполнения работы. Если нет – устройство присылает мне СМС, кто, когда и сколько промилле, и я тогда уже принимаю меры. Но такие случаи бывают очень редко».
Комментарии
Отправить комментарий