Латвия | Седа (Seda): Узкоколейка, болота и сталинки
Пишет Владислав Мова: Сегодня я хочу показать вам по-настоящему уникальный для Латвии населённый пункт, о котором, тем не менее, ничего не слышало даже большинство местных жителей, а бывали здесь и вовсе единицы. В этот раз речь пойдёт о небольшом городке (всего 1000 жителей), располагающемся на самом севере Латвии в 20 километрах от границы с Эстонией, и представляющем собой самый настоящий музей СССР под открытым небом, которого в Латвии не сыскать более нигде. Кроме того, возведён этот город (да, официально он имеет статус города) на столь любимых мною болотах, ради похода по которым мы сюда и приехали. И ни на минуту об это не пожалели (правда, забегая вперёд могу сказать, что дойти удалось не до всех запланированных мест). Итак, Седа.
Как и несколько последних латвийских городов, о которых я рассказывал, Седа не имеет какой бы то ни было значительной истории. Она была основана в 1953 году как посёлок для рабочих на местном торфодобывающем предприятии, открытом в том же году. Но, в отличие от Баложи, к созданию Седы подошли с энтузиазмом и рвением, решив создать образцовый советский рабочий посёлок сталинской эпохи. Такой, чтоб как с открыток! И, должен сказать, у них получилось.
Посёлок застроили характерными для того времени двухэтажными домами с ярко выраженным центром и двумя доминантами – домом культуры и школой. А потом… Седа как будто бы перестала расти и буквальна застыла в той эпохе, продолжая находиться там и поныне (по крайней мере, визуально). Да, несколько более поздних построек здесь всё же можно встретить, но они ни коим образом не нарушают общей картины. И это – большое чудо, что подобный городок дошёл до наших дней в своём первозданном виде.
* * *
Как приехать, так и уехать из Седы можно лишь по одной-единственной дороге, которая здесь же и заканчивается. Раньше неподалёку находилась железнодорожная станция, но в 2019 году её закрыли и теперь поезда проносятся мимо. В виду всего этого у нас не было иного выбора, как отправиться сюда на машине.
Сказать по правде, к данной поездке я практически не готовился. Изначально мы планировали ехать в совершенно другую часть Латвии, но погода внесла свои коррективы, и с утра я прошерстил информацию о болотах, на которых мы ещё не были, быстренько набросал план, и мы отправились на самый север Латвии.
Поэтому прибыв в Седу, я был довольно сильно удивлён представшим передо мною зрелищем. Я ожидал увидеть всё, что угодно, но не нетронутую сокровищницу сталинского классицизма на месте Богом забытого посёлка. Да, местами потрёпанную, пошарпанную, но чистую, аккуратную и… живую! Кроме того, возле единственного местного магазина сновало довольно много местной детворы (я не стал их фотографировать), своим видом демонстрирующей, что ни одни лишь старики доживают здесь свой век, но также подрастает и молодое поколение, и их родители, судя по всему, проживают здесь же.
Центральная площадь города с круговым движением, елью, школой и улицами, лучами уходящими в разные стороны.
В конце одной из этих улиц виднеется главная архитектурная достопримечательность Седы – Дом культуры. Подойдём к нему поближе.
Очень непривычно видеть подобное здание в столь маленьком и, давайте уж говорить начистоту, захолустном городке. К тому же, ещё и полностью отремонтированное совсем недавно. Жаль только, что ремонт оказался некачественным – уже и штукатурка начала местами отваливаться, и протекающая крыша распространила свою гниль по стене.
А вот на ремонт водонапорной башни денег пока, увы, не нашлось, хотя и она, судя по всему, относится к той же эпохе, и отлично бы дополняла городской архитектурный ландшафт.
Я уже упоминал, что здесь всё же можно встретить несколько зданий более поздних эпох, и одно из них – небольшая православная церковь. Да, как ни странно, но единственное религиозное здание во всей Седе – православный храм.
А всё дело в том, что Седа – это единственный населённый пункт во всей северной Латвии с преобладающим русскоязычным населением: согласно официальным данным, латышей здесь около 33%, тогда как русских – 52%, а в оставшиеся 15% входят, по большей части, белорусы и украинцы, тогда как представителей других народностей – буквально единицы.
Ого, целая пятиэтажка! Настоящий небоскрёб для здешних мест! Да ещё и в отличном состоянии – будто бы её только недавно построили.
Меня часто спрашивают: чем в подобных местах занимаются местные жители? За счёт чего они живут?
Единственным крупным работодателем здесь является местное торфодобывающее предприятие, на котором трудится добрая часть горожан. Те же, кого не привлекает подобный нелёгкий труд, имеют возможность ездить на заработки в более крупную Валку (5 000 жителей в латвийской части и 12 000 – в эстонской) или же Валмиеру (22 000 жителей). Расстояние до обоих городов – около 25 – 30 километров. При этом, Валмиера – это современный центр всей северной Латвии: город уже много лет находится на подъёме, и многочисленные местные предприятия нередко предлагают зарплаты не ниже рижских.
На выходе из города в сторону болот можно увидеть руины пассажирской станции торфяной узкоколейки. Когда-то по утрам здесь собирались рабочие и ехали в своих вагончиках к торфяным разработкам. Этот колорит, к сожалению, утрачен навсегда.
Неподалёку находится «узкоколейное» депо. Заглянем туда.
Повсюду – брошенный не одно десятилетие назад подвижной состав.
И не только рельсовый, но и гусеничный.
Хотя само депо до сих пор функционирует и попасть внутрь помещений нельзя.
Весьма любопытная крытая внешняя лестница с окошками. Нечасто встретишь столь изысканный архитектурный элемент на промышленных постройках.
А тут у нас вообще заброшенная бензоколонка! Да ещё и такая древняя! Настоящий раритет!
Впрочем, мы сюда приехали ради природных достопримечательностей. Поэтому – айда в болота!
Седу от болот отделяет чудесный сосновый лес…
…в котором периодически встречаются полуразвалившиеся здания. Судя по кускам сохранившейся отделки, оно тоже было построено в 50-х годах прошлого века.
А здесь и вовсе бомжи поселились. На фото не видно, но к избушке вела довольно-таки сильно вытоптанная тропа.
Но постепенно лес редеет, бомжатники остаются позади, а мы вступаем во власть болот.
Что мне нравится в Латвии, так это наличие необходимой инфраструктуры для вот таких вот любителей походов, как мы. Даже здесь, в глуши и среди болот, можно запросто встретить информационный стенд с картой местности и отмеченным маршрутом к двум смотровым вышкам.
Правда, должен сообщить – пунктирной тропы, к сожалению, не существует. По крайней мере, во второй половине лета; и то место, где она, по идее, должна пролегать, напрочь зарастает кустами и травой. Мы попытались пройти этим путём, но были вынуждены отступить под натиском природы. Впрочем, об этом – позже.
Сразу же за информационным стендом возвышается табличка, строго извещающая о том, что находиться на производственной территории запрещено, ведётся видеонаблюдение и вообще – никаких вам тут природных троп!
Хм, кто же из них лукавит?
А спустя несколько сотен метров мы неожиданно снова наткнулись на узкоколейку!
Почему неожиданно? Да потому что на Гугл-картах она отмечена лишь условно и в очень, очень урезанном виде, а на спутниковых снимках её не разглядеть. Да, готовясь к походам по Латвии я обычно пользуюсь местными, гораздо более точными картами, на которых отмечены и лесные тропы, и возможные препятствия, но в этот раз, напомню, мне пришлось впопыхах выдумывать маршрут, и я банально не успел рассмотреть на карте все окрестности.
Ну и раз уж мы натолкнулись на, судя по внешнему виду, ещё действующие пути, то было решено идти дальше прямо по ним.
Торф! Под ногами самый настоящий торф!
О, а вот и первые вагоны показались!
Стоит отметить, что мы были там в выходной день, поэтому за время всего похода не встретили ни одного рабочего-торфодобытчика.
Также обратите внимание, что болото тут у нас не простое, а электрифицированное!
Местные железнодорожные пути жизнь потаскала изрядно – ровными их никак не назовёшь. Но для неспешной езды, как видите, подходят и такие.
Пройдя ещё немного вдоль узкоколейки, мы вышли к туристической смотровой вышке. Не понимаю, как так вышло, но саму вышку я почему-то не сфотографировал. Зато посмотрите, какой прекрасный вид открывается с её вершины на торфяной погрузочный пункт. И нет, это – не сарказм, мне действительно очень нравится подобный вид, сочетающий в себе природу с техникой предыдущих поколений.
К слову, смотровая вышка была очень сильно загажена птицами, поэтому надолго задерживаться там мы не стали (что, впрочем, не помешало нам сделать у башни небольшой привал и перекусить).
После этого мы оставили узкоколейку в стороне и направились дальше по автомобильной дороге. Да что там «по дороге» – по настоящей автомагистрали! Посмотрите, какая она широченная!
В то время мы ещё были полны амбиций и намеривались дойти до второй смотровой башни, находящейся на другом конце болота.
Однако после пары поворотов автомагистраль сузилась до тропы через торфяники.
Нет, вы действительно посмотрите: вся почва здесь – это чистейший торф!
А вокруг – живописнейшие озёра, образовавшиеся на месте отработанных торфяников.
Я всегда полагал, что подобные сооружения посреди леса – это охотничьи вышки. Но что оная может делать на территории промышленно используемого болота? И если знак, встреченный нами ранее, вещал, что на производственной территории даже находиться нельзя, то неужто охотиться – можно? Или это – «для своих»?
Ещё поворот – и торфяная тропа превратилась в заросшую лесную тропинку.
Мы попытались всё же продвинуться вперёд, но тщетно: с каждой сотней метров заросли становились всё менее и менее проходимыми, и нам пришлось повернуть назад. Судя по карте, ко второй смотровой башне можно без особого труда попасть из деревушки Ерцени, так что, возможно, я когда-нибудь снова окажусь в здешних болотах.
Ну а мы, немного поплутав по зарослям, вышли на куда более приемлемую тропу.
Честно говоря, мы уже направлялись назад в Седу, как вдруг снова наткнулись на узкоколейку. Впрочем, это и не мудрено – общая протяжённость местной железнодорожной сети составляет более 40 километров!
И, разумеется, мы вновь свернули с нашей тропы, и в очередной раз пошагали по шпалам.
Внезапно посреди леса оказался крупный (в масштабах болотной узкоколейки, разумеется) железнодорожный узел с несколькими путями и многочисленными вагонами, которые здесь не то доживали свой век, не то просто отдыхали в выходной день. Лично я склоняюсь ко второму варианту – не выглядят они как что-то заброшенное и оставленное навсегда.
А вот по мосту пришлось переходить с осторожностью – доски для пешего перехода давным-давно сгнили и осыпались в реку.
И, наконец, финальная точка нашего похода – место разгрузки торфа!
Вагоны заезжают на эту эстакаду, после чего их нижние створки открываются и торф банально ссыпается вниз на землю, где уже другая техника сгребает его и погружает на машины.
Несмотря на свою простоту, конструкция весьма любопытная.
Эх, посмотреть бы когда-нибудь на прибытие вагонов на эстакаду и выгрузку торфа!
На самом последнем отрезке перед возвращением в Седу нам на глаза попалось озеро и настоящий обустроенный пляж на его берегу. Выглядит просто супер для такого небольшого провинциального городка!
И вот, наконец, мы снова вернулись в Седу. Крайне самобытный город, обладающий как необычным архитектурным обликом, так и уникальным для Латвии промышленным памятником. Да, несмотря на то, что торфодобывающее предприятие до сих пор активно работает, всю его инфраструктуру вполне можно воспринимать как один огромный музейный экспонат.
И тут мы подходим к тому, о чём я писал в конце поста о Баложской музейной узкоколейке. Что станет с этой огромной железнодорожной сетью после того, как торфяное месторождение будет выработано и предприятие прекратит свою деятельность (или же сильно снизит производственные мощности)? Вряд ли найдётся достаточно добровольцев, готовых своими силами поддерживать объект подобных масштабов в 120 километрах от Риги. И это при том, что здесь в пригодном для использования состоянии находится не километр путей и не два, как в столичном пригороде, а несколько десятков километров с мостами, развилками, депо и прочей железнодорожной инфраструктурой.
В общем, перспективы этого места туманны. Но пока всё ещё находится на своих местах и доступно для самого детального осмотра – рекомендую к посещению!
Комментарии
Отправить комментарий