Латвия. Вопрос о русском языке поставили ребром.
С 1 ноября стартует вселатвийский опрос о поправках к Конституции, предусматривающих введение второго государственного языка - русского. Это мероприятие проходит по решению Центральной избирательной комиссии Латвии. Организация «Родной язык», выступающая за придание русскому языку статуса государственного, ранее сумела собрать 12533 подписи за такое решение, что и стало поводом для объявления вселатвийского опроса. На втором этапе - с 1 по 30 ноября – инициаторам необходимо заручиться поддержкой 154379 граждан. Если и это удастся, то состоится референдум. Русский язык станет государственным, если за проект поправок к Конституции Латвии проголосует хотя бы половина всех избирателей, то есть 771 350 человек.
Однако на взгляд ориентированного на добрососедское сотрудничество с Россией лидера объединения «Центр согласия», мэра Риги Нила Ушакова, русский язык не обретет государственный статус, потому что большинство жителей Латвии не поддержат эту идею. Его мнение особенно любопытно, потому что «Центр согласия» добился лучшего результата на парламентских выборах в Латвии, получив 31 мандат, то есть его поддержали русские республики и отчасти латыши. Правда, объединение так и не вошло в правящую коалицию – было отодвинуто национально ориентированными силами, объединившими усилия. По словам Ушакова, даже если на втором этапе удастся собрать необходимое число подписей, на референдуме идея все равно не получит одобрения.
- Тут ведь очень простой расклад, - поясняет корреспонденту «Свободной прессы» известный прибалтийский политолог Юрий Долинский. – По данным 2010 года, в Латвии проживает около 617 тысяч русских. Но среди этих жителей далеко не все обладают избирательным правом: дети, несколько сот тысяч неграждан. Правда, не совсем ясно, как проголосуют сами латыши.
«СП»: - А что, разве это заведомо непонятно?
- Большинство латышей не столь радикальны, как многие деятели в Сейме. Недавно националисты пытались провести и свой референдум – о том, что государство всем гарантирует возможность бесплатно получить основное и среднее образование только на государственном языке, то есть фактически это была попытка референдума за закрытие русских школ. Так удалось собрать лишь 31 тысячу подписей. Но отсутствие серьезной поддержки у радикальных латышских националистов все же не означает поддержки их оппонентов. Что мы фактически и видим по итогам парламентских выборов. «Центру согласия» не удалось войти в правящую коалицию, а это – опосредованное мнение большинства избирателей.
«СП»: - Тогда какой смысл в референдуме за русский язык? Это что – политический пиар?
- Возможно, отчасти. Компромиссные установки «Центра согласия», поддержанного русскими избирателями Латвии, не устраивают ту часть русскоязычных политических сил, которые занимают более принципиальную позицию – и в отношении бесправного положения русского населения, и русского языка, и попыток представить, будто в развязывании Второй мировой войны виноват СССР, и по вопросу о так называемой «советской оккупации». Правда, такая жесткая позиция все равно не давала результата, и, видимо, поэтому русские Латвии решили поддержать «Центр согласия». А политики из достаточно радикальной русскоязычной партии «За права человека в единой Латвии», ранее представленные в Сейме, не получили ни одного мандата. Но, на мой взгляд, есть еще одна, не менее весомая причина такого поведения «Родного языка»: эта акция привлекает внимание мирового сообщества к положению русских Латвии. Вот уже ООН рекомендовала Латвии ликвидировать так называемый статус неграждан – это более 14,5% населения страны. Правда, пока латвийские политики сопротивляются такой рекомендации.
Ну а «Родной язык» продолжает борьбу. Общество выступило с заявлением о том, что Центральная избирательная комиссия своевременно не информировала о пунктах сбора подписей на вселатвийском опросе, о графике работы. «Что это - чиновничья нерасторопность или политический заказ?» - говорится в заявлении. Авторы напоминают: «Отметим, что отношение госструктур к сбору подписей за ликвидацию русского образования было иным. Тогда уже за неделю до начала сбора подписей общество было четко проинформировано и об адресах участков, и о времени их работы».
«У русских жителей Латвии есть только один ответ на этот саботаж - собрать максимальное число подписей за русский язык», - говорят авторы заявления.
«Давайте, наконец, покажем правящему жулью и зарвавшимся националистам, что у русских жителей Латвии есть гордость за свой родной язык и чувство собственного достоинства. Вместе победим!», - призывает общество «Родной язык».
А тем временем националисты осуществляют и свою атаку. Новый министр культуры Жанета Яунземе-Гренде заявила, что больше не будет давать интервью русскоязычным СМИ на русском языке – несмотря на то, что русским она прекрасно владеет, и ранее, будучи руководителем Латвийской торгово-промышленной палаты, постоянно давала интервью на русском языке. Новый министр состоит в рядах блока «Все для Латвии! – Отечеству и свободе/Движение за национальную независимость Латвии», которое считает оккупантами часть русского населения страны, приехавшего в республику после войны, восстанавливавшего народное хозяйство, и их потомков. У этого националистического блока даже есть установка: его политики обязаны давать интервью латвийским СМИ только на государственном языке.
Ее предшественница Сармите Элерте из правоцентристской партии «Единство», разделяющая взгляды преемницы на «оккупантов», все же общалась с русскоязычными журналистами по-русски. Однако сейчас она поддержала нового министра. «Все-таки латышский язык является государственным, - заявила Сармите Элерте. - И я должна признаться, что все это время сомневалась, должна ли говорить на русском языке. На самом деле, такая проблема существует только у радио, потому что телевидение может поставить титры, газета может перевести сказанное по-латышски на русский язык, а с радио, конечно, труднее...» «А латышский язык - это государственный язык, который все жители Латвии должны знать», - заключила Элерте.
С этим-то никто не спорит. Речь ведь совсем о другом – о статусе языка трети населения страны.
Комментарии
Отправить комментарий