"Лучше получать триста евро где-то в большом городе, чем столько же — в Эстонии"
50-летний Эдди Свидгал родился в Саку, он — архитектор с эстонскими корнями, который последние тридцать лет делает успешную карьеру в США. Он спроектировал больше сотни зданий, средняя стоимость которых 3-5 млн долларов.
Foto: Katrin Buchanan
Так, его дома есть на горнолыжном курорте Сан Вэлли, где поселились многие мировые звезды, например, Арнольд Шварценеггер, Брюс Уиллис, Клинт Иствуд. Эдди известен не только своими роскошными проектами, но и тем, что он родом из Эстонии. Знают об этом и местные. Сам же архитектор поделился с Delfi своими мыслями о родине.
Приехал он в США, когда ему было всего 17. В самом начале, признается, было сложно так круто менять обстановку. Его мать — еврейка, отец — эстонец. В 1970-х годах евреям разрешили уезжать из СССР в Израиль, так и началась дорога его семьи за границу.
"На пути в Израиль у нас была остановка в Италии. Но моя мать знала, что ситуация в Израиле еще хуже, чем в Эстонии, поэтому мы решили изменить маршрут. Перед нами стоял выбор — Германия или США. И мама решила отправиться в Нью-Йорк", — вспоминает Эдди.
Он учился на архитектора в заведении под названием City College of New York.
Средний дом, который он проектировал за свою карьеру стоит 3-5 млн долларов, самый дорогой — примерно 20 млн.
"Я так давно живу в США, что я уже больше американец, чем эстонец", — признал он.
При этом его, случается, одолевает ностальгия, но с годами это случается все реже. Виной всему долгая жизнь в Америке, но не только: "К тому же, я не помню в Эстонии особенно много таких вещей, по которым я бы сильно скучал. Я уехал в советское время, когда жизнь в Эстонии не была столь уж прекрасной. В середине 1990-х в Эстонии правила бал коррупция… Где уж тут причины для того, чтобы скучать".
В последний раз он бывал в Эстонии в 1994 году, работал в канадской некоммерческой организации, которая помогала молодым жителям Эстонии вести дела по-западному.
"Я был в Таллинне в качестве архитектора и показывал Таллиннской мэрии, как на Западе строят и проектируют здания, — вспоминает он. — Я видел, как в те времена проворачивались сделки. В зависимости от того, кого ты знал и кому пожал руку — такие и двери перед тобой открывались".
По его словам, никакие мохнатые лапы он не пожимал и, более того, даже не получал зарплату за свою работу, поскольку трудился в некоммерческой фирме.
В качестве примера он привел такой случай: "Мне вспоминается, что тогдашний мэр Таллинна сказал, что его зарплата — 40 000 крон, но при этом он возил нас на "Мерседесе" стоимостью в сотню тысяч долларов. Как это возможно? В западном демократическом обществе такое случается редко, чтоб зарплата чиновника не совпадала со стоимостью его авто. Ведь где-то что-то должно быть нечисто".
Эдди говорит, что вряд ли вернулся бы в Эстонию жить, потому что в США живут его дети, и он боится тишины: "В Эстонии слишком тихо. Преимущество американского общества в том, что оно несколько свободнее. В Эстонии я чувствую себя ограниченным. У эстонцев комплекс Наполеона. Эстонец чувствует себя всегда немного большим, чем он на самом деле есть, и он должен это все время всем другим согражданам показывать. В Америке как-то больше пространства".
"Пробиться в мире есть возможность абсолютно у всех, но, естественно, нужно помнить, что никто тебе ничего не подарит. Со всем нужно справляться самому", — в завершении посоветовал он. "Если в Эстонии у человека плохое материальное положение, то за границей оно не ухудшится, и в таком случае я советую людям искать помощи в большом мире. Лучше зарабатывать триста евро где-то в большом городе и повидать мир, чем столько же — в Эстонии, на задворках, где эта сумма может стать еще меньше".
Комментарии
Отправить комментарий