Любопытные заметки из дореволюционных изданий о том, как отмечали Новый год в Российской империи
Россия отмечает Новый год дважды: первый раз, как и весь мир, 1 января, а второй раз — по старому стилю — в ночь с 13 на 14 января. Эта традиция зародилась еще в 1918 году после смены летоисчисления в Советском Союзе. У россиян этот день ассоциируется с праздником в семейном кругу, оливье и мандаринами, однако в Российской империи этот праздник отмечался немного иначе.
Rus2Web собрал заметки из дореволюционных изданий о том, как праздновался Новый год в имперской России, что происходило в стране в праздничные дни и сколько алкоголя успевали выпить москвичи в новогоднюю ночь.
Новогоднее настроение
Практически ежегодно дореволюционные газеты писали о том, с каким настроением страна встречает Новый год. В зависимости от внутренних и мировых событий, настроения эти менялись, но даже многочисленные войны, в которых участвовала Российская империя в те годы, принятие сухого закона и другие причины не мешали жителям российских городов праздновать наступление нового года
*Пунктуация источников сохранена.
1 января, 1902 год
Газета «Новости дня»
Хроника
С Новым годом!
Кажется весь воздух насыщен этим криком надежды заслоняющей в каждом обычную тревогу и «страх жизни». Один вечер в году все мы — оптимисты, наполняемся радостной верою, что добро все-таки восторжествует над злом, счастие — над горем. Шумно и весело проводила вчера состоятельная Москва этот исключительный вечер, этот пир светлых упований и радостных грез. Во всех театрах коротенькие спектакли — прологи к пирам. К 11 часам вечера везде уже дан последний занавес и начинают наполняться убранные цветами залы клубов, залитые электрическими волнами рестораны. [...]
2 января, 1904 год
«Новое время»
Маленькие заметки
Новогодние встречи были довольно воинственны. Ораторы, правда, говорили о мире, но все-таки по поводу возможной войны с Японией. Слышались слова: «отчизна», «святая Русь», «русская армия». Даже обычное на Новый год «ура» словно долетало с Дальнего Востока. К звону бокалов примешивалось легко бряцание оружия и дамы, улыбаясь, вспоминали о Жанне д'Арк.
Среди новогодних вестей распространился сомнительный слух, будто взорван броненосец, не-то русский, не-то японский. Один старый генерал уверял, что, во всяком случае, этот броненосец могла взорвать только японская дерзость. Таково было общее настроение в Петербурге на Новый год. Он пришел с мечом в одной руке и оливковой ветвью в другой. Но всем было весело, в бокалах сверкало шампанское, и не было ни капли смущения. <...>
1 января, 1905 год
«Московскiя вѣсти»
Вчерашняя ночь прошла в Москве с обычным шумом, весело, как всегда. Нынешней «встрече» нового года побаивались многие — торговцы, рестораторы, цветоводы и садоводы.
Думали: обстоятельства времени, война — какое же тут веселье...
А к вечеру уже лучшие цветочные магазины представляли обычную картину опустошения, в модных виноторговлях и гастрономических магазинах люди сбились с ног, а в ресторанах свободные столики доставались лишь за деньги.
01 января 1906 года
«Московскiя вѣсти»
К встрече нового года
События последнего времени, пережитые москвичами, отразились и на встрече ими нового года. Вчера из ресторанов был полон только «Метрополь». За городом было необычайно тихо.
2 января, 1907 год
«Русское слово»
Год политики
Миновал год, тяжелый и ужасный для России и мирный для наших западных соседей.
Редкий год в Европе и даже на Востоке отмечен таким обилием важных реформ в области политического и социального законодательства, как тот который только что пополнил новой единицей наше летоисчисление. В то время как у нас истощались силы в жестокой кровавой распре между правительством и обществом, в европейских государствах они шли рука об руку. <...>
1 января, 1908 год
«Голосъ Москвы»
Московская жизнь
Встреча Нового года
Вчера Москва встречала Новый год. По обычаю в исходе 12-го часа во всех церквах были совершены молебствия. С каждым годом обычай встречать Новый год в храме Божием приобретает в Москве все больше и больше сторонников. Многие храмы были вчера переполнены.
В общественных местах на встрече Нового года публика явилась одетая парадно, дамы в светлых туалетах, мужчины преимущественно во фраках и смокингах. До 12 часов в залах царил полумрак. Уже за четверть часа вся публика разместилась по своим местам и с нетерпением ждала, когда часовая стрела остановится на 12. Лишь только звон часов возвестил наступление Нового года, оркестр заиграл гимн, все присутствующее поднялись со своих мест, и чокаясь друг с другом, поздравляли с Новым годом.
В третьем часу на смену тем, кто из загородных ресторанов разъезжался домой, летели тройки и пары за город, и только на рассвет Москва окончила встречу Нового года.
1 января, 1910 год
«Русское слово»
Встреча нового года
«Метрополь». Самое пышное и самое шикарное место встречи нового года.
За месяц все столы расписаны, а за столами все такие тузы, каких в любой биржевой день не всегда встретишь на Ильинке. Занято около 200 столов, а за ними до 2000 человек «избранного московского общества, нес столько титулованного, сколько денежного. Здесь люди, которые на различные забавы, на беговых или скаковых лошадей, на автомобильные коллекции, на аэропланные станции, на различные экспедиции с научной целью в неведомые земли не стесняются бросать сотни тысяч рублей.
Здесь люди держащие в кабале Москву своим вином, сахаром, машинами, типографскими принадлежностями, мануфактурой, ситцем.
Здесь цвет Иванова-Вознесенска, Коломны, Серпухова, Шуи. Картина действительно импозантная, шикарная. Туалеты умопомрачающие, и два — три стола московских первоклассных портних ревниво отмечают, у кого клиэнток в данный вечер больше.
3 января, 1911 год
«Русское слово»
КАК ВСТРЕЧАЛ ПЕТЕРБУРГ НОВЫЙ ГОД
Новый год следует встретить весело: иначе по закоренелым предрассудкам весь год проведешь скучно. А потому по необходимость надо делать шаловливые глупости.
Рестораторы принимают самые искренние, сердечные и поощрительные меры к тому, чтобы по возможности оглупение гостей приняло характер эпидемически-всеобщий.
Тогла они довольны и с радостью потирают руки:
— «Удалось-таки расшевелить мрачную петербургскую публику! Вот когда началось настоящее веселье!!»
Момент, когда можно подумать, что веселье есть родной брат глупости.
Как будто лишь доведенные до состояния, хотя и временного, и полного оглупения петербуржцы способны беззаботно веселиться.
Раздаются свистульки. маски, трубы, погремушки. воздушные шары, хлопушки, конфетти, серпантины, куклы, дурацкие колпаки — и даже люди, казавшиеся серьезными, наряжаются в полную парадную форму шаловливой глупости со всеми ее атрибутами.
Шипят, свистят, трубят. [...]
1 января, 1913 год
«Новое время»
В Англии.
ЛОНДОН. Наступление русского нового года было отпраздновано здешней русской колонией, как и в прошлые годы, банкетом, до которого в ресторане «Трокадеро» состоялся прием членов колонии и английских гостей Императорским генеральным консулом бароном Гейкингом, председательствовавшим на банкете. Тост, предложенный председателем за здравие Государя Император, Наследника Цесаревича и всего Царствующего Дома, был принят с величайшим воодушевлением. Раздалось могучее троекратное русское «ура», и не только вся колония, но и все Англичане, стоя, пропели «Боже, Царя храни!»
Оркестр балалаечников исполнил сочинения Андреева и Рубинштейна. Князь Чагодаев исполнил соло на балалайке, а г-жа Онышкевич спела цыганские романсы.
С 1914 года в Российской империи действовал сухой закон. Из года в год издания рассказывали о попытках москвичей скрасить зимний праздник альтернативными методами.
1 января, 1916 год
«Раннее утро»
«ТРЕЗВАЯ» ВСТРЕЧА.
Много грехов у старого года, но один грех будет наверняка и у нового.
Не может не лгать тот, кого встретили с ложью на устах и с шампанским и коньяком, «загримированными» под лимонад и чаек.
И в аптеках можно было наблюдать сценки:
— Шампанское... принимать по десертной ложке... для возбуждения сердечной деятельности...
— Коньяк... способ употребления на рецепте... по чайной ложке на стакан молока...
Цен на запретные напитки в подпольной продаже взвинтили до безобразных размеров. За бутылку русского коньяку платили по 15 – 20 рублей. Многие из неисправимых любителей «крепких» напитков были жестоко наказаны. Компания москвичей купила у незнакомого «благодетеля» за 150 руб. боченок спирту. Продавец принес с собой спиртометр, открыл пробку сверху боченка и погрузил измерительный прибор в спирт. Спиртометр поплавал, поплавал, покупатели посмотрели на его шкалу:
— Все правильно... более 90 градусов.
Заплатили деньги. Продавец скрылся. Когда же стали спирт делить, то оказалось, что боченок наполнен мытищенской водой.
События
В праздничные дни в Российской империи происходило множество интересных событий. Некоторые из них вызывают ощущение, что спустя век в России мало что изменилось.
2 января, 1902 год
«Новости дня»
Хроника
Встреча Нового года в «Большой московской» гостинице омрачилась печальным происшествием. Там встречала, между прочим, компания членов электротехнического съезда. Один из членов, г. Ремезов, принадлежавший к той же компании, едва войдя в швейцарскую, захрипел, упал и тут же скончался.
3 января, 1903 год
«Московский листокъ»
Московская жизнь
После встречи Нового года
Ночью 1 января кр. Айзетулла Давыдов проезжая в нетрезвом виде по Устинскому переулку, затеял с извозчиком из-за денежных расчетов ссору и произвел буйство. Буяна отправили в Рогожский полицейский дом. Находясь в камере, Давыдов начал снова буйствовать, причем разворотил кирпичи печки, разрушил печные решетки, отбил штукатурку, поломал форточки, сломал висячий замок у двери и разбил в окнах 12 стекол, после чего успокоился и заснул.
1 января, 1904 год
«Русское слово»
Московская жизнь
Задержанный ряженый
Вчера проживающий в доме Савина в Руновском переулке кр. Михаил Михайлов Куроев, надев на себя дамское платье и жакет, намазал свое лицо сажей и, изображая негритянку, отправился гулять по улице. Ряженный делал какие то странные возгласы, пищал и собрал вокруг себя толпу любопытных. Ряженого отправили в участок, где составили протокол.
2 января, 1905 год
«Московский листокъ»
Московская жизнь
Смерть под Новый год
Проживающая в доме Щукиной на Генеральной улице кр. Боровского уезда Анастасия Прокофьева Плеханова, находясь в сильно нетрезвом виде, стала встречать Новый год и налила себе большой стакан водки. Плеханова выпила его залпом и упала на пол мертвой.
3 января, 1908 год
«Биржевыя вѣдомости»
Вчера, в день Нового года, в народном доме Императора Николая II происходило гулянье. Собралась такая масса публики, что ни в зале, ни в коридорах нельзя было протолкаться. Было десятки тысяч народа. Стояла страшная жара. Около 7-ми часов вечера, в самый разгар представления, в зале раздался страшный взрыв, и помещение народного дома было освещено ослепительно белым, ярким светом. Все остолбенели. Представление было мгновенно прервано. Раздались крики: «Пожар, горим, взрыв». Многотысячная толпа быстро устремилась к выходам. Произошла неимоверная давка. Среди крика, беготни и давки слышались стоны о помощи и спасении. Со многими дамами в зале случился обморок. Как оказалось, произошло соединение электрических проводов кинематографа. Загорелась целлюлоидная лента. Сила взрыва была столь велика, что стекла в соседних окнах были выбиты. Часть электричества сразу же погасла. Чтобы избежать дальнейших взрывов, администрация закрыла электрический свет на некоторое время. Среди публики много получивших ушибы.
1 января, 1916 год
«Раннее утро»
ПОСЛЕДНИЙ НОНЕШНИЙ ДЕНЕЧЕК.
В новогоднюю ночь московские извозчики словно белены объелись.
Извозчики, действительно, «кусались».
Особенно после полуночи, когда москвичи, встретив Новый год, возвращались к своим домашним очагам...
— Ты с ума сошел, извозчик?!
— Чаво? Ведь сегодня, барин, чай последний нонешний денечек без таксии...
А завтра поедем в деревню к бабам блины кушать...
Размах празднований
Если в наше время некоторые издания подсчитывают, во сколько госкорпорациям обходятся новогодние корпоративы, то дореволюционные газеты интересовались тем, сколько алкоголя успевали выпить москвичи за новогоднюю ночь и какую выручку получили рестораны.
5 января, 1904 год
«Русский листокъ»
Высчитано, что, встречая Новый год, старушка-Москва выпила до 150 000 бутылок шампанского, не считая «рассейского» производства, тираж которого ни за что не уступит «загранице». В итоге опрокинуто до 300 тысяч бутылок или около 20 тысяч ведер. Результат перед которым развела бы руки сама заграница. 20 тысяч ведер за глаза было бы довольно, чтобы отстоять дачу г-жи Смирновой в Сокольниках и охладить пыл всех картежников во всех московских клубах.
3 января, 1908 год
«Московскiя вѣсти»
Встреча нового года
Небезынтересны цифры выручки крупнейших московских ресторанов в день встречи нового года. Наибольшая выручка в этот день была в ресторане «Метрополь» — 14 000 руб., что объясняется исключительно грандиозными размерами этого ресторана. «Яр» в эту ночь выручил более 8000 руб. «Большая Московская» — 6500 руб., «Эрмитаж» — 3200 руб. и т.д. Магазин Елисеева торговал в этот день на сумму свыше 18 000 руб.
2 января, 1911 год
«Столичная Москва»
Во что обошлась москвичам встреча Нового года?
«Метрополь». шампанского продано 1000 бут., кухня торговала 8000 рублей. Общая вечеровая выручка превысила 18500 р.
«Стрельна». Общая выручка достигла 10 000 р., шампанского выпито 520 бут.
«Яр». — Общая выручка равняется 22 000 руб., из которых 9 000 руб. торговала кухня; шампанского подано 1000 бут.
«Эрмитаж» Оливье выручил за встречу Нового года 10 000 руб.
«Золотой Якорь». Шампанского пошло 250 бут., разных вин — 380 бутылок, кухня выручила 1800 р.
«У Мартьяныча». Выпито 250 бут., кухня заработала 2700 р. Общая выручка около 6000 р.
«Гурзуф». Шампанского — 390 б.. 830 бут. разных вин и ликеров.
«Новый Петергоф». Шампанского — 280 бут., других вин — 370 бут., выручка — 4500 руб.
Ресторан Крынкина (на Воробьевых горах). Общая выручка 3700 р., шампанского подано 130 бут., других вин — 270 бут., кухня торговала 675 руб.
Бойко торговали и другие рестораны.
Весело встречали москвичи Новый год и при семейной обстановке: одна только фирма «Бр. Елисеевых» выручила за вина 11300 р. (50% шампанского) и за гастрономические товары свыше 20 000 руб.
2 января, 1912 год
«Вечернее время»
Новый год.
Во время встречи Нового года москвичи выпили колоссальное количество шампанского. Так в «Метрополе» выпито 985 бутылок, оборот ресторана — около 19 000 руб., в Большой Московской — 542 бутылки, оборот более 10 000 руб., в «Эрмитаже» — 836 бутылок оборот — 12600 р., в «Стрельне» — 500 бутылок, оборот — 10 000 руб. Больше всего шампанского выпито у «Яра» — 1200 бутылок, оборот 18 000 руб.
А в начале 1914 года газета «Столичная молва» заинтересовалась тем, сколько пьют в Сибири. Примечательно, что количество выпитого алкоголя измерялось в ведрах.
Как пьет Сибирь
День приводит следующие интересные цифры.
В 1906 г. Сибирь выпила водки 6.046.000 ведер, в 1907 — 5.936 ООО вед., в 1908 — 6.385.000 в., в 1909 — 6.403.000 ведер, 1911 — 6.188.000, в 1912 — 6.546.000 ведер.
В 1906 г. в Сибири было потреблено в среднем вина на каждую душу населения: в городах — 3,6 ведер, в уездах — 0,58, вообще — 0,76.
Сибирь пьет больше, чем Россия.
В Сибири приходится на душу пропитых денег за пятилетие 1904 —1908 гг.; в городах — 25 р. 47 к., в уездах — 5 р. 83 к., в России же: в городах — 12 р. 67 к., в уездах — 3 р. 66 к.
Западная Сибирь пьет всегда больше Восточной; напр., в 1912 г. первая потребила 4.532 ведра, вторая — 2.014 в.
Приблизительно, — на самом деле больше, — Сибирь, зa исключением Приамурского края, пропила за шесть с половиной лет (с 1906 но половину текущего года) 389.656.000 руб.
Эту гору золота пропивает только 100 миллионов жителей великой окраины. Полмиллиона жителей Приамурского края пропило за время с 1909 по 1912 год 51.330.000 рублей.
Комментарии
Отправить комментарий