Любовь и быт «сухопутных раков»
Пустынные мокрицы огромными колониями живут в знойных пустынях, нежно любят друг друга и заботятся о потомстве.
![](https://i.stena.ee/19/2019-08-07_100353.jpg)
Крупный самец пустынной мокрицы (Hemilepistus crenulatus), исполняющий роль привратника, загородил вход в норку и выставил колючие гребни на панцире.
Мокрицы – беспозвоночные, обитающие там, где, как подсказывает название, повлажнее (под доской на даче, в погребе), ничем не примечательные и многим даже противные. Можно ли таким существом заинтересовать читателя? Вряд ли. Но мы попробуем.
Несмотря на скромные размеры – до двух-трех сантиметров, пустынные мокрицы образуют биомассу, сопоставимую с таковой пустынных млекопитающих.
В июле, на экваторе лета, зной страшен и в средней полосе России, а уж в пустынях Западного Казахстана – и подавно. Весь исследовательский ритм экспедиции подстраивается под утренние и вечерние часы, днем – пыльные и жаркие переезды с точки на точку. Все живое активно только на закате и на рассвете, а потом, спасаясь от раскаленного солнца, словно растворяется, прячась по норам, ищет хоть какую-то тень. Последние, кого ожидаешь увидеть на раскаленном грунте, – тенелюбивые мокрицы. Пустынные мокрицы (Hemilepistus crenulatus) – а это именно они – ракообразные, обитающие в очень засушливых местах, живущие огромными колониями и проявляющие настоящую родительскую заботу о потомстве.
Для науки пустынную мокрицу открыл в 1771 году Петр Симон Паллас, причем именно в Западном Казахстане, в окрестностях озера Индер. В поисках ее норок забрались сюда и мы.
Не удивляйтесь: норы роют грызуны, барсуки, некоторые птицы и... мокрицы. Норка для этого наземного рака (внушительной, к слову, глубины – до метра) – и место выведения потомства, и убежище от зноя (даже в самые жаркие дни температура на дне не превышает 26 градусов, а влажность остается высокой) и холода (зимой температура в жилище падает не очень сильно). Сосчитав количество норок на квадратный метр, можно представить, насколько это массовый вид: нор может быть и 10, и 20, и даже 40; в каждой такой норке от 50 до 100 мокриц, а в одном гектаре – 10 тысяч квадратных метров, итого... ну ладно, не будем утруждаться, ученые уже вычислили: 480 тысяч особей на гектар. Отсюда и огромная биомасса.
Когда видишь на берегу озера Индер валы из трупиков мокриц, образовавшиеся после массовой миграции, сомнений в том, что живет их здесь действительно много, не остается
Как же проходит жизнь сухопутного рачка в пустыне? Холодное время года (с октября по март-апрель) мокрицы зимуют в норках. На озере Индер с потеплением и таянием снега они выходят на поверхность, и начинается массовая миграция: рачки преодолевают значительные расстояния в поисках новых мест для создания колоний. Миграцию освещают даже средства массовой информации: «Как сообщил корреспондент агентства “Интерфакс-Казахстан” с места необычного явления, насекомые размером 3–4 сантиметра, похожие на огромных мокриц, черного цвета с продольными полосами, движутся с востока на запад прерывистой полосой шириной 5–6 километров». По информации агентства, «насекомые не создают помех движущемуся по дорогам автотранспорту». Во время миграции многие молодые особи погибают, и у озера Индер весной вся прибрежная полоса усеяна мириадами павших «пилигримов».
Зоолог Митчел Бейкер из Городского университета Нью-Йорка провел опыты, объясняющие многокилометровые весенние миграции у другого вида пустынных мокриц – Реомюра. На какое-то время он помещал мокриц в емкости с разными почвами, после чего выпускал их. «Пустынные мокрицы выбирают самый подходящий для рытья норок тип грунта, – рассказывает Бейкер. – И часто, для того чтобы найти именно такой грунт, им приходится совершать большие и полные опасностей путешествия».
Но вот переселение завершилось, и пришла пора строить молодую семью. Удивительно, но мокрицы находят друг друга еще на стадии рытья норы и вместе проводят всю, пусть и недолгую (до 15 месяцев), жизнь. (Ну, теперь вы понимаете: восхвалять можно верность лебедей, волков... и мокриц.)
Вернемся к «сватовству». Выбрав место, самка начинает копать, а несколько ухажеров пытаются завоевать ее расположение. После того как она сделала свой выбор, пара достраивает дом уже вместе: пока одна из мокриц добывает пищу, вторая продолжает рытье и охраняет вход в жилище.
Обустройство норки тяжелый и длительный процесс, поэтому подземное убежище должно все время охраняться от посягательств бездомных соседей. Известный исследователь пустынь Средней Азии, энтомолог Павел Мариковский, так описывает «стройку»: «Выпустят изо рта капельку жидкости, та смягчит грунт, тогда мокрицы отгрызают от него кусочек за кусочком и... глотают. Наполнив им полный кишечник, выползают из норки, выбрасывают землю около нее в виде экскрементов».
Удивительно, но мокрицы находят друг друга еще на стадии рытья норы и вместе проводят всю, пусть и недолгую (до 15 месяцев), жизнь.
В пустынях мокрицы являются главными почвообразователями, как дождевые черви в средней полосе России. Подсчитано, что мокрицы, обитающие на одном гектаре, за сезон выносят на поверхность до полутонны земли и около тонны экскрементов с высоким содержанием органики. Кстати, у этих мокриц и экскременты очень необычные – аккуратные, напоминающие по форме жевательные подушечки.
В совместной работе экологи из университетов Тунис – Эль-Манар и Пуатье с помощью метода газовой хроматографии изучили особенности семейной идентификации у мокриц Реомюра, обитающих в пустынях Северной Африки и Ближнего Востока. «Даже химические характеристики экскрементов в каждой из исследованных семей пустынных мокриц строго индивидуальны, и эти особенности помогают членам одной семьи найти свою норку, а незваных гостей из других семей могут отпугнуть», – рассказывает участник этого проекта Фредди-Жанна Ришар.
А что же наши молодые? После спаривания самка линяет, а в выводковой камере на брюшной стороне ее тела развиваются и вынашиваются детеныши. Молодняк появляется «на свет» на дне подземного убежища, родители ухаживают за потомством – защищают его от соседей (которые могут проявлять каннибальские наклонности) и кормят. Детеныши начинают выходить из норки в возрасте месяца, прямо как у млекопитающих – сурков или лисиц.
Пока солнце не превратило зеленую траву в сухостой, пустынные мокрицы собирают свое любимое лакомство – семена и соцветия растений.
Пустынные мокрицы ревностно охраняют свой дом, впуская туда только членов семьи. Вход в норку «заткнут» телом мокрицы-привратника (обычно это самец) – наружу торчат лишь антенны-усики. Любая особь, дойдя до входа в подземное жилище, «здоровается» с привратником – происходит ритуал ощупывания усиками. Феромоны, выделяемые беспозвоночным, помогают узнать, из какой семьи гость. Если пришедшая мокрица «своя», то привратник прижимается к стенке норки, пропуская собрата, если же явился незваный гость, то привратник закрывает вход телом, обращая к нему спину, вооруженную зубчатыми гребнями: что бы ни делал чужак, через броню привратника ему не пройти. За время поиска пищи – обычно семян – мокрица может потерять вход в жилище, так что ритуал с привратником жизненно необходим. Норка «запечатана» мокрицей настолько надежно, что даже человеку приходится приложить некоторые усилия, чтобы сдвинуть привратника с места! К слову, дом запечатывается не только от незваных гостей снаружи, но и для того, чтобы не выпускать из норы не готовое к самостоятельной жизни подрастающее поколение.
>
Большую часть времени эти рачки проводят в глубоких норках, которые роют сами и откуда выходят, чтобы найти еду.
Молодые подрастающие мокрицы у норки.
А заброшенными норками пустынных мокриц, без всякой ипотеки и переплаты, пользуются многие беспозвоночные пустыни – здесь можно увидеть и мокриц других (не умеющих рыть норки) видов, и хищных жуков, а в зной такую норку как временное убежище используют и самые опасные пауки пустынь – каракурты. Впрочем, каракурты, как и другие хищные членистоногие, не настаивают на том, чтобы жилище было «за выездом»: могут и хозяевами полакомиться.
Сами пустынные мокрицы предпочитают растительную пищу, прежде всего семена. Так, в борьбе с сородичами, хищниками и стихией проходит вся жизнь необычных сухопутных раков.
Комментарии
Отправить комментарий