Мария Шарапова — Forbes: «Я горжусь тем, что молодые девушки берут с меня пример»
Мария Шарапова с состоянием в $200 млн заняла десятое место в рейтинге self-made женщин по версии Forbes Woman. В эксклюзивном интервью она рассказала, как живет после завершения карьеры, инвестирует и строит собственный бизнес.
Утром 26 февраля 2020 года, когда вспышка коронавируса еще казалась очередной проблемой в далеком Китае, а о переносе Олимпийских игр (да и всех спортивных соревнований) и подумать никто не мог, мировые медиа потрясла другая новость: в своей колонке в Vanity Fair теннисистка Мария Шарапова объявила об окончании карьеры. «Как отказаться от той единственной жизни, которую я знала? Как оставить корты, на которых тренировалась с детства, игру, которую любила, — ту, которая принесла неописуемые слезы и невыразимые радости, спорт, в котором нашла семью, фанатов, которые поддерживали тебя более 28 лет? Я новичок в этом, поэтому, пожалуйста, простите меня. Теннис, я прощаюсь», — писала тогда она.
Конечно, после завершения спортивной карьеры Шарапова не ушла «в никуда». Более того, спустя месяцы ее решение назовут чрезвычайно дальновидным: за 2020 год карьеры многих спортсменов были разрушены, и Шарапова выбрала идеальное время для своего ухода. «Хотя я действительно выбрала удачный момент, это было просто совпадение. После 28 лет соревнований спорт сказался на моем организме, и в этот момент я была готова двигаться дальше», — объяснила она в интервью Forbes Woman.
Теперь бывшая спортсменка полностью сконцентрировалась на бизнес-проектах: еще в 2012 году она вместе с основателем международной компании IT’SUGAR Джеффом Рубином основала кондитерский бренд премиум-класса Sugarpova, который начинал с производства мармелада. Чтобы по-настоящему управлять бизнесом, Мария прошла обучение в Harvard Business School. На данный момент Sugarpova продается в 32 странах мира. Как сообщает Forbes, компания не раскрывает выручку, но всегда подчеркивает, что с момента старта продажи растут на десятки процентов ежегодно.
Кроме того, Шарапова успешно инвестирует в стартапы и планирует заняться архитектурными проектами (проект своего дома в Лос-Анджелесе теннисистка придумала сама). А в декабре прошлого года она сообщила о помолвке с британским бизнесменом и знатоком искусства Алексом Гилксом.
Celeste Sloman / Redux Pictures / East News / Celeste Sloman / Redux Pictures / East News
Жизнь Шараповой — воплощение самостоятельной карьеры. Родившись в зоне Чернобыльской катастрофы, она взяла ракетку в руки в четыре года, а затем благодаря невероятным усилиям своего отца Юрия переехала в США (о чем подробно рассказала в автобиографии «Неудержимая»). Спустя всего четыре года она уже была первой ракеткой мира. Мария — одна из десяти женщин за всю историю профессионального тенниса, кому удалось выиграть в разные годы все четыре турнира Большого шлема. Благодаря серьезным контрактам с мировыми брендами, такими как Nike, Evian, Porsche и др., Шарапова с 2005 по 2015 год возглавляла список самых высокооплачиваемых спортсменок мира.
Шарапова редко дает интервью российским медиа, но для Forbes Woman сделала исключение и рассказала, как живет после завершения карьеры и строит свою бизнес-империю.
— В феврале исполняется ровно год с того момента, как вы официально объявили о завершении спортивной карьеры. Как прошел этот год? Как проходит ваша жизнь вне большого спорта?
— Если бы вы задали этот вопрос год назад, я бы рассказала о том, как я представляю себе первый год после завершения карьеры. Я не думала, что все сложится именно так, но за это время я действительно научилась ценить гибкость моего графика и дополнительное время, появившееся в связи с началом нового этапа в жизни. Мне удалось не только уделить больше времени моему бренду Sugarpova, но и стать инвестором ряда новых компаний, а также заключить несколько партнерских соглашений. Я смогла по-настоящему сосредоточиться на каждом проекте и начать тесно сотрудничать с членами ряда новых команд. Кроме того, мне было очень приятно проводить больше времени с семьей и друзьями. Мы общались гораздо больше, чем на протяжении последних лет. Большую часть прошлого года мои родители провели дома вместе со мной. Мне понравилось то, как просто нам было проводить время в семейном кругу.
Мария с отцом после победы над Сереной Уильямс в 2004 г. / Getty Images
— В подобной ситуации многие спортсмены, даже самые именитые, говорят о чувстве опустошенности и ощущении потери чего-то важного. Столкнулись ли вы с чем-то подобным?
— Как мне кажется, мне очень повезло, что я рано начала карьеру. Это не только помогло мне достичь больших спортивных успехов, но и дало возможность с юных лет испытать уверенность в себе. Мои родственники и друзья рассказывали, как тяжело им было найти цель в жизни, поэтому я очень рада, что мне это удалось.
Я действительно скучаю по некоторым моментам моей спортивной карьеры в большом теннисе. Однако считаю, что у меня все еще есть четкое понимание того, кто я и какой цели в жизни хочу достичь, поскольку я научилась ценить новые возможности. Есть вещи, по которым я вовсе не скучаю. В их число входят строгий график и ощущение того, что всегда нужно думать о следующем матче или о следующем турнире. Благодаря завершению спортивной карьеры я смогла поразмышлять о связанных с ней невероятных моментах и оценить уникальные возможности, которые у меня были. При этом я параллельно могла думать о новых целях на будущее и мечтать.
— В Instagram вы написали, что вовремя объявили о завершении спортивной карьеры — прямо перед началом пандемии. Почему вы решили завершить ее именно тогда?
— Я приняла это решение после Открытого чемпионата Австралии в январе 2020 года. Хотя я действительно выбрала удачный момент, это было просто совпадение. После 28 лет соревнований спорт сказался на моем организме, и в этот момент я была готова двигаться дальше.
Каким бы трудным ни был прошлый год для многих, полезно обращать внимание на положительные моменты. Я рада, что этот год дал мне возможность сбавить темп и по достоинству оценить самые важные вещи в жизни.
— В 2020 году вы вошли в рейтинг 100 богатейших женщин США, заработавших свое состояние самостоятельно. Что это событие значит для вас? Что в вашем понимании означает понятие self-made?
— Это важное для меня понятие, потому что оно не только символизирует то, как много я работала в течение всей спортивной жизни, но и то, сколь многим на протяжении долгих лет жертвовали мои родители и близкие. Я помню, как мы с отцом впервые приехали в США. Мне тогда было всего шесть лет. Все казалось таким необычным. Я не представляла, что меня ждет в будущем. Не только мне приходилось много тренироваться, моей семье и всем невероятным людям, окружавшим меня, приходилось упорно работать, чтобы я достигла таких высот. Все мы приносили жертвы. Речь идет не только о времени, которое мы с отцом провели вдали от мамы, когда впервые приехали в штат Флорида. Это касается праздников и других важных моментов, которые я была вынуждена пропустить, чтобы сосредоточиться на тренировках. Помимо родителей, мне повезло познакомиться со многими важными людьми и извлечь из общения с ними полезные уроки. Все они поверили в меня и даже пошли на риск, сделав выбор в мою пользу. Это мой агент и представители всех брендов, с которыми я заключила спонсорские контракты в самом начале карьеры.
— Как вы планируете развивать бренд Sugarpova? Это ваш главный бизнес-проект на данный момент? Как помогло вам обучение в Гарвардской школе бизнеса?
— Sugarpova и впредь будет оставаться одним из моих приоритетов. Это не зависит от того, идет ли речь о встрече с новыми партнерами по розничной торговле или о разработке новых продуктов. Я всегда придерживалась практического подхода к ведению и развитию бизнеса. Я очень ценю то дополнительное время, которое теперь могу посвящать своей компании.
По мере того как потребители начинают лучше разбираться в маркировке продуктов и полезных ингредиентах, мы стараемся уделять больше внимания исследованиям и разработке новых рецептур. При производстве жевательных резинок и шоколада мы делаем ставку на натуральный вкус и используем органический сахар. В 2021 году мы также запускаем новый сорт шоколада.
Getty Images / Getty Images
— Говоря о спорте и гендерном равенстве, многие отмечают, что в теннисе, в отличие от других видов спорта, все в порядке. Считается, что теннисистки получают высокие призовые и гонорары по контрактам. Согласны ли вы с этим утверждением? Как вы относитесь к тому, что сегодня именно спортсменки часто становятся движущей силой феминизма? Например, футболистки вроде Меган Рапино, прежде всего в США. Видите ли вы себя в этой роли?
— Мы достигли немало целей в борьбе за гендерное равенство, однако нам предстоит еще многое сделать не только в спорте, но и в мире бизнеса, а также в обществе в целом. Меган прекрасно справляется с ролью лидера в борьбе за гендерное равенство. Есть и много других прекрасных примеров. Это теннисистка Билли Джин Кинг, которая проложила всем нам путь. Это Наоми Осака или Кори Гауфф, которые продолжают вдохновлять нас и доказывают, что будущее за новым поколением. Это очень важная тема. Я горжусь тем, что молодые девушки берут с меня пример. Вдохновлять их на борьбу за перемены — это большая честь для меня.
— Вы стали инвестором нескольких стартапов, в том числе пары wellness-компаний. Какой инвестиционной стратегии вы придерживаетесь? Как вы выбираете бизнес-проекты, которые стоит поддержать? Есть ли у вас консультант? Расскажите о своих удачных и не очень удачных инвестиционных решениях.
— При выборе проектов я отдаю предпочтение тем компаниям, с руководителями которых могу выстроить партнерские отношения. Благодаря таким отношениям я могу играть более важную роль, выходящую за рамки обязанностей простого инвестора проекта. Я стараюсь работать с партнерами, которые дают мне возможность принимать участие в стратегических аспектах деятельности компании и постоянно помогают развивать бизнес, придерживаясь конструктивного подхода.
Сотрудничество с одной из wellness-компаний / DR
— Что представляет собой сегодня бренд Марии Шараповой?
— Баланс всегда был очень важной составляющей моей жизни. Я старалась интересоваться не только спортом. Я поняла, что мне нужны и другие увлечения, от путешествий и дизайна до бизнеса и предпринимательства. Мне кажется, что за последние несколько месяцев нам всем пришлось найти новые способы поддержания баланса. Нужно было ежедневно принимать участие в видеоконференциях и отвечать на телефонные звонки, но не забывать проводить время с семьей и друзьями.
Оставаясь дома, я могла еще больше погрузиться в мир дизайна. Параллельно я занималась обустройством дома, добавляла последние штрихи. Кроме того, я больше читала о новых художниках и о работе дизайнеров. Я также много думала о своих бизнес-целях и пыталась улучшить навыки ведения предпринимательской деятельности. Я проводила как можно больше встреч с успешными бизнесменами и своими наставниками, а также с потенциальными партнерами.
— Расскажите немного о своей команде. Вы все еще работаете с людьми, которые помогали вам на протяжении вашей спортивной карьеры или сейчас полностью сосредоточились на своем бизнесе и инвестициях?
— На заре карьеры я поняла, как важно окружать себя хорошими людьми. В самом начале я доверяла принятие решений только родителям. Я благодарна им за то, что они всегда отдавали предпочтение тем вещам, которые мне больше подходили. Я до сих пор обсуждаю с ними важные решения. С 11 лет я работала с одним и тем же менеджером. Это довольно редкое явление в любой области, но мы смогли выстроить прочные и важные для меня отношения. Я знала, что могу положиться на него. Я понимала, что он не будет ничего от меня скрывать. Он все время говорил только правду, даже если это не всегда мне нравилось.
Я никогда не считала себя только теннисисткой, потому что моя личность — это что-то гораздо большее. Я всегда интересовалась миром, культурой, архитектурой и бизнесом
Getty Images / Getty Images
— После завершения спортивной карьеры вы сохранили спонсорские контракты с некоторыми брендами, такими как Nike, Evian и Porsche. Изменились ли ваши отношения со спонсорами после объявления о завершении карьеры?
— На протяжении всей спортивной карьеры у меня была возможность сотрудничать с невероятными брендами. Я очень рада, что могу делать это и после ее завершения. Мне кажется, что данный факт действительно свидетельствует об уникальности и прочности отношений, выстроенных за эти годы. С самого начала я хотела, чтобы мои отношения с брендами стали чем-то большим, чем обычный спонсорский контракт. Я хотела быть не просто лицом бренда, а его партнером. Мне нравилось помогать продумывать стратегии и креативные решения для каждой рекламной кампании. Мне очень интересно сотрудничать с Nike, Evian и Porsche. На новом этапе карьеры мне нравится искать новые пути сотрудничества с этими брендами.
— Вы публичная личность. Кем вы считаете себя сегодня — бизнесвумен, знаменитостью? Каким вы видите свое будущее?
— В течение 28 лет я об этом и не задумывалась. Я считала себя спортсменкой, потому что каждый день несколько часов совершенствовала свои технические, физические и прочие навыки в одном виде спорта. Однако я никогда не считала себя только теннисисткой, потому что моя личность — это что-то гораздо большее. Я всегда интересовалась миром, культурой, архитектурой и бизнесом. После завершения спортивной карьеры я сконцентрировалась на роли предпринимателя и инвестора. Я рада, что теперь могу больше времени уделять своим многочисленным интересам. Это касается как приготовления разных блюд, так и искусства, дизайна и множества других вещей.
— В книге «Неудержимая» вы пишете, что на протяжении всей спортивной карьеры вашими главными качествами были стопроцентная концентрация, выносливость и способность отключать эмоции по отношению к соперницам. Помогает ли это вам в повседневной жизни и бизнесе? Изменился ли как-то ваш характер в последнее время, когда вам не нужно каждый день соревноваться?
— Я неоднократно говорила, что предпринимательское мышление у меня развилось во многом благодаря спорту. Упорная работа, последовательность и внимание к деталям — все это я непосредственно применяла как в спорте, так и в бизнесе.
Я верю в важность баланса. Раньше мне было важно выделить время на отдых и отвлечься от спорта. Тем не менее я не думаю, что я сильно изменилась после завершения спортивной карьеры, потому что мне всегда был важен не только теннис. В любом случае я продолжаю развиваться. Мне нравится уделять больше времени друзьям и семье, а также моим увлечениям.
— Сегодня, оглядываясь назад, как вы оцениваете риски, на которые идут родители будущих спортсменов? Ваш отец посвятил жизнь вашей спортивной карьере. Он будто бы был абсолютно уверен в будущем своей дочери. Могли бы вы сделать то же для своих будущих детей?
— Я от всей души благодарна семье за то, как многим они пожертвовали ради меня за всю мою карьеру. Большую часть пандемии мы с родителями были дома. Это дало мне возможность еще больше оценить их поддержку.
Будучи спортсменкой, я получила невероятные возможности и опыт. Я была бы рада передать этот опыт моим детям. При этом я бы хотела поддерживать их так же, как мои родители поддерживали меня. Кроме того, я хочу сделать все возможное, чтобы каждый ребенок, будь то мой собственный или кого-то из читающих это интервью прямо сейчас, понял, что спорт — это неимоверно тяжелая работа. За каждой фотографией, на которой я улыбаюсь, держа в руках блестящий трофей, стоят сотни часов сложнейших тренировок и множество поражений. Ни одна большая победа не дается легко. Это урок, который я считаю важным как в спорте, так и в жизни.
Комментарии
Отправить комментарий