Мифы, легенды и факты о завтраке
«С утра заправляться надо, мозги — они тоже этого требуют», — настаивал когда-то гравер Савва Игнатьевич в «Покровских воротах». А телеведущая Елена Малышева на пару с неврологом Дмитрием Шубиным до сих пор грозят ожирением тем, кто пренебрегает завтраком. Об этом же пишет глянец по обе стороны океана: статьи о неоценимой значимости утренней трапезы выходят и в американском Shape, и в украинском Vogue. Но что говорит об этом наука?
Есть или не есть?
Мы с детства слышим о том, что завтрак пропускать нельзя, что с него начинается путь к здоровью и бодрости, а тем, кто отлынивает от утреннего приема пищи, грозят самые разные проблемы — от вялости и сонливости до гастрита и ожирения. Неудивительно, что в итоге тысячи, если не миллионы людей каждое утро через силу запихивают в себя тосты с авокадо или унылую овсянку на воде, стараясь не обращать внимание на наступающую за тем сонливость и тяжесть в животе. Стоит ли идти на такие жертвы?
Главный научный аргумент «партии завтрака» — то, что люди, не пропускающие этот прием пищи, в целом здоровее. И тут в самом деле существует целый ряд исследований (например, это), но следует понимать, что они основаны не на экспериментах, а на наблюдениях и потому показывают скорее корреляцию, а не причинно-следственную связь. Так, завтракающие люди могут быть менее подвержены проблемам со здоровьем, например, потому, что они в целом соблюдают более здоровый режим дня. Хороший пример такого подхода — исследование, показывающее, что люди, предпочитающие завтрак пропустить, чаще склонны к вредным привычкам вроде избыточного потребления алкоголя. Поди разберись, что в этом случае причина, а что — следствие.
Люди, пропускающие завтрак, чаще склонны к вредным привычкам вроде избыточного потребления алкоголя
Теория о том, что завтрак способствует поддержанию здорового метаболизма и веса, тоже не выглядит научно доказанной: ученые из Университета Нортумбрии утверждают, что пропущенный утренний прием пищи никак не влияет на увеличение количества калорий, потребляемых в течение дня. А их коллеги из Японии обнаружили, что люди, которые утром есть не хотят, в течение дня тоже питаются умеренно. Значит ли это, что пора бросать завтракать? Ученые склонны развести руками. Внушительная сборная американских специалистов попыталась дать исчерпывающий ответ, но не заметила никакой разницы в темпах похудения между теми участниками исследования, кому рекомендовали завтракать, и теми, кого от завтрака освободили.
Похоже, что с завтраком нужно поступать так же, как и со многими решениями в жизни, — соображать, что подходит именно вам, опираясь в первую очередь на самочувствие и опыт жизни в собственном теле.
Завтрак обязательно должен быть плотным?
Похоже, что гораздо важнее не то, сколько калорий (то есть энергии) дает пища, а сколько в ней макро- и микроэлементов, необходимых для здорового функционирования всех систем организма. Одно и то же количество калорий, полученное, например, из стаканчика колы или из большой миски салата, вызовет разную реакцию со стороны пищеварительной и эндокринной систем, ну и понятно без лишних слов, где полезных веществ окажется больше.
Кроме того, есть научно обоснованное мнение, что полезный завтрак невозможен без довольно высокого содержания белка, но, положа руку на сердце, далеко не каждый чувствует прилив бодрости от омлета или салата с курицей — некоторых может начать клонить в сон от белковой пищи. А других — от тарелки с кашей. Виной тому не только скачки сахара и инсулина в крови, но и индивидуальные особенности, так что вам вновь придется принять решение самим, основываясь на собственных ощущениях.
Овсянка — самый полезный завтрак?
Боевой клич «Овсянка, сэр!», которым Бэрримор погружал в уныние сэра Генри в «Собаке Баскервилей», не вполне точно отражает ситуацию с завтраками в Великобритании — ни в викторианские времена Шерлока Холмса, ни в нашу пору, если только речь не идет о совсем малоимущих (Оливер Твист, как мы помним, молил о еще одной миске овсяной каши). Наверняка многим знаком типичный английский завтрак, которым кормят многие кафе по всему миру: внушительная тарелка, на которую, кажется, навалили всего, что нашлось на кухне: колбаски или хаггисы, печеный картофель или хашбраун, жареные овощи, яйца, тост, бобы в томатной пасте и так далее. Конечно, британцы не завтракают так каждый день, как и мы с вами не обедаем регулярно блинами с икрой и водкой, но отношение к первой трапезе дня это блюдо отражает: побольше питательных продуктов, богатых белками и жирами.
Гораздо важнее не то, сколько калорий (то есть, энергии) дает пища, а сколько в ней макро- и микроэлементов, необходимых для здорового функционирования всех систем организма
Более того, миф о том, что без овсяной каши или хлопьев день начинать нельзя, уходит корнями не в старую добрую Англию, а в Новый Свет — прямиком к Адвентистам седьмого дня. Одним из членов этого христианского движения был Джон Харви Келлог, терапевт из Мичигана, яростный борец с мастурбацией и убежденный вегетарианец, который настаивал, что если не все, то большинство болезней берут начало в питании, богатом белковыми продуктами. Он открыл санаторий, в котором активно лечил пациентов (среди них было полно знаменитостей — например, Генри Форд и Эмилия Эрхардт) йогуртовыми клизмами, виноградной диетой и прочими не получившими научной верификации методами. Одной из краеугольных идей Келлога было главенство углеводов над остальными макроэлементами. Основу рациона должны были составлять зерновые, коими пациентов кормили на убой. Именно Келлог изобрел простейший способ превратить богатые углеводами пшеницу и кукурузу в простейший завтрак и разработал технологию производства хлопьев (помните легендарные Kellоg’s Corn Flakes?), благодаря которой основанная им в 1906 году компания стала мультимиллиардной пищевой империей. На протяжении последних десятилетий этот продуктовый гигант спонсирует многие исследования, на которые ориентируется в том числе и Всемирная организация здравоохранения.
Кстати, исключительную пользу цельнозерновой муки пропагандировал чуть раньше преподобный Сильвестр Грэм — с тех пор по-английски она нередко так и называется Graham Flour. Оба деятеля по удивительному стечению обстоятельств настаивали, что белковая пища стимулирует сексуальное желание, а секс, в свою очередь, вреден для духовного и телесного здоровья. Но это уже другая история, а вот польза кукурузных, пшеничных и овсяных хлопьев, в которых от цельного зерна остались лишь рожки да ножки, давно признана сомнительной. Значит ли это, что стоит вовсе отказаться от любимой овсянки? Вовсе нет, как и от других зерновых, если ваша пищеварительная и эндокринная системы с ними легко справляются. Но выбирать стоит цельные злаки — гречку, цельное овсяное зерно и прочие. А это, увы, означает, что от кашки-минутки из пакетика придется отказаться — настоящее зерно потребуется варить 15–20 минут, а то и полчаса. То же относится и к хлебу с хлебцами — условно полезными можно считать те, что выпекаются из цельнозерновой муки.
Яйца правда вредные?
Еще сравнительно недавно яйца клеймили как продукт, вредный для здоровья сердечно-сосудистой системы из-за высокого содержания холестерина в желтках. К радости всех любителей глазуньи и бенедикта, холестерин был полностью оправдан, в том числе исследователями из Университета Миннесоты — оказывается, не так страшен черт, как низкое качество жиров в полуфабрикатах и маргарине. Этот цельный продукт на самом деле можно легко удостоить звания идеального завтрачного варианта. Кроме собственно белка они богаты жирными кислотами, антиоксидантами, витаминами и другими микроэлементами. Они отлично насыщают и питают организм и при этом легко усваиваются, если, конечно, у вас нет индивидуальной непереносимости.
Не так страшен богатый холестерином яичный желток, как низкое качество жиров в полуфабрикатах и маргарине
А что с творогом и йогуртом?
Научные споры о том, необходимы ли молочные продукты, пока не утихли — приверженцев противоположных точек зрения достаточно с обеих сторон баррикад. Одни считают, что способность переваривать молочный белок с возрастом утрачивается, другие настаивают, что это индивидуальная проблема, зато кальций пригодится всем. Как бы там ни было, в твороге, йогурте и кефире найдутся и полезные для кишечника бактерии, и жирные кислоты, и белок — хоть и не так много, как в яйцах, рыбе, мясе и морепродуктах. Проблема лишь в том, что у молочных продуктов довольно высокий инсулиновый индекс, то есть они очень эффективно вызывают выброс в организме инсулина. Для кого-то это может проходить незаметно, а другие почувствуют после миски творога со сметаной сонливость, тяжесть и даже легкий тремор. Если вы — среди последних, пожалуй не стоит налегать на молочку по утрам.
Можно завтракать фруктами?
Фрукты, смузи и соки давно стали вполне привычным элементом здорового завтрака в представлении большинства. Они полны витаминов, в них много клетчатки — ешь да радуйся. Тем не менее многие врачи к обилию фруктов относятся скептически, так как современные плоды, выращенные в результате селекции, содержат гораздо большее количество фруктозы, чем когда-то закладывала природа (чтобы представить разницу, сравните, например, вкус лесной земляники и садовой клубники). Так что научный руководитель сети клиник знаменитого диетолога Анри Шено доктор Джордж Гайтанос в шутку говорит «Лучшие фрукты — это овощи», намекая на то, что витамины и клетчатка есть и во вторых, но без избытка сахара, которого в питании современного человека и так хватает. Если без фруктов вы своего утра не видите, то лучше всего употреблять их в первозданном виде. Затем по убыванию степени полезности идут смузи, а в конце плетутся любимые многими свежевыжатые соки — в них клетчатки почти не остается, зато количество сахара зашкаливает. Между овощным и фруктовым напитком всегда стоит выбрать первый, а между ним и стаканом воды — второй.
Комментарии
Отправить комментарий