Мифы о каменном Петербурге
Пишет Вячеслав из Санкт-Петернбурга, большой любитель истории своего города: Экскурсоводы северной столицы очень любят вводить прибывающих туристов в некоторое заблуждение, через рупор громкоговорителя рассказывая о мифическом каменном Петербурге. Но был ли он каменным? Ведь то, о чём грезил отец основатель Пётр I, было лишь его трудновыполнимой мечтой, несмотря на многочисленные старания и законы. Первый император всея Руси очень хотел воздвигнуть на болоте не просто город, а каменный облик новой России, сбросив мешающие ему деревянные кандалы в воду, наверное в виде кораблей. Он видел Святой Петербург совсем иным, в корне отличающимся от существующего деревянного русского бытия, но так и не смог это устройство побороть.
Почти каждый, кто водит экскурсии по Петербургу, в качестве подтверждения своих слов опирается на закон о каменном строительстве, изданный Петром. Именно в нём государь обращается к жителям, запрещая строить каменные дома по всей России, оставляя это привилегированное право исключительно для новой столицы, и якобы поэтому он требует свести всех каменщиков на берега Невы. Но почему-то все забывают про тот факт, что данный жест был произведён скорее от царского отчаянья и скорее всего сопровождался выпитой в слезах чаркой водки, чем принимался осознанно.
Петербург в петровское время и правда быстро разрастался, как того и хотел император, но к его огромному сожалению город становился таким же деревянным, как и остальная Россия. Представьте каково было его разочарование, когда из болотистой земли вместо обещанных каменных произведений искусства, выполненных руками великих зодчих, появлялся очередной деревянный сарай с рюшечками на окнах. Поговаривают, пригорало у царя от этого не меньше, чем от бородатых бояр.
2.
Кстати, горело не только в промежности, ведь пожары в то время стали особым бичом Северной столицы. Ну а что вы хотели, если дома деревянные. Так в 1710 году и вовсе состоялся самый значимый пожар, который и изменил отношение императора к нарастающей проблеме. На рынке возле Троицкой площади загорелись торговые ряды, и оттуда, перепрыгивая на соседние дома, по пути уничтожив и первый Гостиный двор, огонёк добрался до Невы, где погубил даже ряд торговых кораблей. Эта катастрофа послужила толчком для первого шага в создании пожарной охраны города, в итоге был сформирован отряд барабанщиков, которые должны были оповещать жителей барабанным боем о том, что поблизости случилось возгорание. Но главное, Пётр I задумался о том, почему у него не строится новый Петербург!
3.
Забавно, что закон про каменные постройки от 1714 года многие трактуют как желание царя собрать в столице всех каменщиков, но на самом деле он был принят с целью их сохранить и задержать в столице. Дело в том, что многие специалисты, услышав про желание императора построить новый город, поехали за длинным рублём в ожидании большого количества работы, но в реальности никто не торопился строить каменные дома и по русской привычке строил деревянные. Многочисленные каменщики сидели на болотах без заказов, кормили комаров и поэтому при первом удобном случае разъезжались обратно в родные перди. Ну вот дабы их в городе подзадержать, государь и решается на столь радикальный шаг, запрещая каменное строительство по всей стране. Но несмотря на все предпринятые Петром меры, строительство каменного Петербурга двигалось слишком медленными темпами. Так к 1798 году из 6000 домов существовавших в Петербурге, лишь 1800 были построены из камня, а остальные были деревянные. Не вяжется картинка с историей гидов?
4.
Если взять книгу «Статистические сведения о Петербурге», из которой все и черпают историческую информацию, то с удивлением можно узнать, что в 1834 году из почти 8000 домов Петербурга лишь 2700 были каменными, а вот остальные так и оставались деревянными. Поэтому основное развитие каменного города пришлось не на эпоху Петра, как многие привыкли думать, а гораздо позднее. На ту эпоху, что выпала на время отмены крепостного права и продлилась до революции. Именно тогда весь город стали активно застраивать кирпичными доходными домами, лишь к 1881 году выравняв соотношение каменных и деревянных домов города, ну а к началу XX века эта цифра стала сильно перевешивать в сторону камня. В последствии советская власть тоже не церемонилась с деревянным наследием.
5.
К чему я всё это рассказываю? Да к тому, чтобы мы с вами понимали, какие строительные материалы использовались в не такое уж и далёкое от нас время. При этом как строительный материал дерево на протяжении многих лет сохраняло свои лидирующие позиции, и его продолжали использовать не только для строительства собственных особняков, но и как составные части доходных домов. Удивительно, но в недалёком прошлом жители столь уверенной в себе России несколько побаивались и остерегались бездушных каменных домов, предпочитая родное и экологичное дерево. Даже Пушкин заявлял:
Лачужки этой нет уж там. На месте
Ее построен трехэтажный дом...
Мне стало грустно: на высокой дом
Глядел я косо. Если в эту пору
Пожар его бы охватил кругом,
То моему б озлобленному взору
Приятно было пламя.
6.
Но если мы сегодня с удивлением обнаруживаем, что облик привычного нам Петербурга меняют, снося старые кирпичные дома и выстраивая на их месте современные бизнес-центры или дома бизнес-класса, то могу вас смело заверить, что почти век назад проблемы были те же. В июле 1904 года, пришедшемся на самый высокий пик застройки города, малоизвестный писатель Минцлов поднимает довольно щекотливую тему, отмечая разбушевавшееся в столице строительство: "Старый Петербург всё уничтожается и уничтожается... Нет ни одной улицы почти, где бы старые двух и даже трёхэтажные дома не ломались. Теперь на их месте возводятся новые кирпичные же громады". Мы же сегодня этот период называем основным в облике Петербурга и ценим за ту красоту, которую он подарил. Вот получается разные взгляды у нас с господином Минцловым на одну и ту же архитектуру.
7.
Так что воистину каменным Петербург стал не во времена Петра, а лишь двести лет спустя! Но даже минуя столько времени, без дерева не мог быть построен ни один дом. Потому что выложенные из кирпича каркасы обрастали деревянным межэтажными и межкомантными перекрытиями, полами, окнами, чердаками.
8.
В защиту дерева как строительного материала я скажу, что некоторые инвесторы умудрялись выстраивать из него и цельные доходные дома. Но погубило деревянное строительство не опасность возгорания или мечты Петра I о новомодной столице, а лишь жажда наживы! Дерево материал не прочный, и из него очень сложно построить высокое здание, а тем более очень доходное. Вы хоть раз видели пятиэтажный деревянный дом? Именно поэтому камень на рубеже XIX-XX веков лёг в основу всего домостроения, дабы каждый застройщик и инвестор мог с максимальным комфортом разметить на одном квадратном метре доверенной ему земли как можно больше квартир для сдачи в аренду. В экономическом вопросе каждый этаж имел значение, а дерево просто не могло угнаться за нарастающей потребностью кошельков домовладельцев.
9.
Так ему досталась второстепенная роль в виде перекрытий, напольных покрытий и окон. Кстати, деревянные окна того времени были довольно интересно устроены, и если внешние рамы крепились на петлях, то внутренние держались на гвоздях. Их прибивали только на зиму, а летом, когда становилось заметно теплее, снимали. Думаю, что некоторые из моих читателей и в своём детстве снимали рамы на лето.
10.
Так что деревянный Петербург, пропитанный русским духом канул в лету на рубеже XIX-XX века, уступив владения более наглому кирпичу. О нём то мы и поговорим в следующий раз.
И немного мистики
Комментарии
Отправить комментарий