Мнение: Нельзя судить о Нарве, проведя там полдня
Выбранный весной студентами Нарвского колледжа преподавателем года Март Раудсаар рассматривает взглядом приезжего плюсы и минусы пограничного города.
- Как случилось, что коренной тартумаасец стал лектором в колледже пограничного города?
- В прошлом году исполнилось десять лет моей работы в Институте журналистики и коммуникаций Тартуского университета. Я почувствовал, что должен поискать новые вызовы, тем более что развитие учебных программ по журналистике по независящим от меня причинам не задалось. На одном из приемов Совета министров северных стран я встретился с директором колледжа Катри Райк, от которой услышал, что колледж ищет нового работника в Нарву в связи с запуском учебной программы предпринимательства и руководства проектами.
Место не было неизвестным, да и я не был незнакомым для колледжа человеком: во время весеннего семестра 2009 года преподавал в Нарвском колледже публичное выступление и риторику. Осенью 2010 года Нарвский колледж стал для меня основным местом работы.
- Насколько достойным проживания местом кажется Нарва для человека приезжего?
- Все, чего мы не знаем, кажется подозрительным и враждебным. Это действует обоюдно в любых отношениях. Жители южной Эстонии не особо часто бывают в Ида-Вирумаа – если только в туристической поездке, и то на несколько часов. Нарвитяне тоже ездят мало, не особо часто покидают уезд.
Однако, несмотря на скудные контакты, формировать точки зрения все же могут. Как недавно журналист одной большой эстонской газеты, впервые в жизни проведший полдня в пограничном городе и сделавший на основании этого фундаментальные выводы. Чтобы адекватно оценить какое-то место, надо съесть там пуд соли, как говорили встарь.
Проведя теперь в Нарве более долгое время, я стал ощущать своеобразие здешней общины. Впрочем, что-то хорошее могло бы броситься в глаза и во время беглого визита. Например, местная культура дорожного движения позитивно характерна. Людей пропускают на переходе и пешеходы не переходят дорогу на красный свет. Далее, при многоквартирных домах много детских игровых площадок – во многих местах тут имелись бы проблемы с вандалами, но в Нарве площадки в порядке.
- Каков местный политический настрой?
- Когда Эстония вновь стала независимой, все могло пойти совсем иначе. Мы могли бы пойти путем Молдавии, где возникла сеператистская Приднестровская республика. Эстония развивалась как единое целое, и одним из ключей к этому стало то, что нас считали стабильными. Это стало возможным благодаря отсутствию крупных политических эксцессов.
Есть в этом определенная заслуга спокойного нрава идавирусцев, в какой-то момент посчитавших, что они могут, несмотря на противоположные призывы некоторых сил, жить в составе Эстонской Республики. Задача нашего государства – не предавать их забвению. И до них тоже надо доносить все хорошее, чем могут наслаждаться граждане остальной Эстонии.
И все же порой стереотипно полагают, будто в Нарве живут шовинистически думающие люди. Это вытекает также из исторического комплекса эстонцев, что вполне понятно: это посттравматический стресс, от которого мы страдаем. Поэтому иной раз в сторону Нарвы смотрят с подозрением. Я с радостью заметил, что у этого нет основания. Студенты говорят на хорошем эстонском языке, они в состоянии слушать лекции на эстонском языке. У них хорошее понимание эстонского государства. По-моему, сейчас из учащихся Нарвского колледжа подрастает новая местная интеллектуальная элита. Они будут определять идентитет и лицо Нарвы, они должны придать содержание этому идентитету – что означает быть одновременно русским, нарвитянином и хорошим гражданином Эстонской Республики.
- Итак, новое лицо Нарвы еще только формируется?
- Нарва наверняка остается своеобразной – речь ни в коем случае не идет о России, но ясно также, что Нарва – не типичный город Эстонии, и действительно, это лицо только формируется. В каждом городе есть свой центр, свое сердце. Сейчас в старом городе напротив ратуши поднимается новое здание Нарвского колледжа – и, вероятно, оно даст городу новое дыхание. Авось здесь появятся и другие здания и магазины, которые скопируют прежний старый город или по крайней мере будут вдохновлены им.
- Директор Катри Райк надеется, что старый город получит лицо колледжа.
- Да, все бывавшие в Тарту знают, что означает приход новых студентов в вымирающую при летней жаре «рыбацкую деревню на Эмайыги». Сердце города каждую осень захватывает молодежь, несущая с собой динамизм и позитивную энергию. Это же может начать происходить и в старом городе Нарвы.
- Студенты приняли тебя в Нарве за своего, весной тебя выбрали преподавателем года. Какой тебе кажется ида-вируская молодежь?
- Ида-вирускую молодежь характеризует с одной стороны то, что она меньше ездит, по сравнению со средним по Эстонии. Может быть, поэтому она очень увлеченно использует новые медийные каналы. Я имею в виду Интернет, нетовскую телефонную связь, ноутбуки. Нарвская молодежь в этой области ничуть не отстает. Это свидетельствует о большом интересе к мировым делам. Если ты в изоляции – как мы в ЭССР, когда вынуждены были слушать «Голос Америки» и «Свободную Европу», чтобы получить представление о происходящем в других краях, – то потребляешь больше медийного продукта. Нарвская молодежь гораздо любознательнее, чем в среднем по Эстонии.
- Какими тебе кажутся возможности проведения досуга в пограничном городе?
- Они имеются, но их немного. В негативном смысле изумляет, что в третьем по величине городе Эстонии, где проживают очень много русских, нет приличного русского ресторана. Мне кажется также, что больше могло бы быть возможностей проведения досуга, предназначенных для молодежи. Думаю, что наиболее важным из стоящих перед местным самоуправлением вопросов является тот, как удержать молодежь в Нарве. Население города уменьшается и стареет. Некоторые из студентов колледжа тоже говорят, что планируют уехать из Нарвы. Боюсь, что им не найдется достаточного применения. Атмосфера могла бы быть более благоприятствующей предпринимательству и молодежи тоже. Через пять-десять лет из колледжа выйдет молодежь, знающая город и местные проблемы, и в то же время имеющая желание и энергию что-то изменить – и ей кошмары прошлого мешать не будут.
- Умеет ли Эстония в достаточной мере использовать Нарву – в позитивном смысле слова?
- Не умеет. Когда нарвский мост снова открыли прошлой осенью после ремонта, то приехал министр экономики Юхан Партс, открыл мост и тут же уехал. Это не исключение, а правило. Высокие представители власти Эстонии должны бы проводить в Нарве больше времени, чтобы получать представление о том, что происходит на месте. Всячески следовало бы стимулировать дух предпринимательства, которого в Нарве в общем, к сожалению, маловато. Может быть, государство должно бы пересмотреть возможности воздействия на происходящее на «Кренгольме», чтобы дать людям возможность вырваться из заколдованного круга безработицы.
"Северное Побережье"
Комментарии
Отправить комментарий