Мужчины не плачут, а колются
В Эстонии смертность мужчин от наркотиков в девять раз выше, чем в среднем по Европе, и этот факт должен заставлять бить во все колокола. Более 80% тех, чья смерть вызвана наркотиками, молодые люди в возрасте 24-30 лет, 70% из них русские, таков же среди них и процент жителей Таллинна или Харьюмаа, предпочитают они «белого китайца» и «белого перса».
Стоящие за этими фактами причины известны не один десяток лет: низкий уровень образования, неконкурентоспособность на рынке труда, нищета и социальная отверженность. Мужчины вообще более склонны к рискованному поведению, что находит отражение в употреблении алкоголя и смертях в результате несчастных случаев.
Тот факт, что ситуация хотя и не становится хуже, но и к лучшему не меняется, говорит о том, что мы систематически делаем что-то не так. Винить во всем кризис, из-за которого были сокращены суммы, идущие на профилактику, тоже нельзя, финансирование лечения и реабилитации особенно не пострадало.
Это не значит, что профилактическая работа в школе не имеет значения, наоборот, имеет и большое, но если десять лет назад родители не всегда могли объяснить детям, какой вред связан с употреблением наркотиков, то нынешнее поколение родителей должно быть хорошо подковано в этом вопросе. Помочь наркозависимым зачастую могут только налогоплательщики.
Но налогоплательщики могут сказать, что тема наркотиков их не касается, что наркоманы сами виноваты, что при желании работу найти можно, а ВИЧ-инфекция распространяется только среди наркоманов, и т.д. Думать так — значит не видать дальше своего носа.
Во-первых, уже потому, что каждый человек ценен. И не только в контексте того, что «в такой маленькой стране, как Эстония…», а просто каждый заслуживает жить, и если человек делает неправильный выбор, который уничтожает его жизнь, нужно помочь попытаться спасти то, что еще можно спасти.
Во-вторых, при том уровне распространения наркотиков и ВИЧ-инфекции, который наблюдается в Эстонии, ни один человек не может утверждать, что это его не касается. Это может напрямую коснуться самого человека или его близких, а ситуации, в результате которых жизнь перевернется с ног на голову, могут быть разные.
Партнер может оказаться ВИЧ-инфицированным, человек может оказаться не в той компании или, возвращаясь поздно вечером домой, стать жертвой нападения наркомана — и тема наркотиков станет очень личной.
Несколько лет назад, когда ВИЧ-инфекция стала бурно распространяться, в деле обеспечения здоровья населения Эстонии наркомания была проблемой номер один. Сегодня на фоне других проблем она отошла на второй план.
Но решать эту проблему должны не только пункты по обмену шприцов. Профилактика наркомании должна начинаться дома и в школе: усилия, направленные на уменьшение количества бросающих школу учащихся, такая же часть этой работы, как и работа полиции, которая борется с распространением наркотиков.
Эстонии, играющей в Европе роль красного фонаря по количеству смертей от наркотиков, следует пересмотреть стратегию и действия по борьбе с наркоманией. Того, что мы делаем, недостаточно.
В 2011 году в Эстонии от передозировки наркотиков умерли 133 человека. У 79% из них родной язык был русский.
Такие данные приводит в своем письме на имя министра внутренних дел Кена-Марти Вахера, с содержанием которого ознакомился корреспондент портала rus.err.ee, заместитель гендиректора Департамента полиции Райго Хаабу.
Из анализа на тему наркопреступлений, подготовкой которого сейчас занимается полиция, в том числе выясняется, что среди умерших от передозировки 12% составляли женщины, 88% - мужчины.
Средний возраст расставшегося с жизнью наркомана - 31 год. Самому молодому умершему от передозировки в 2011 году было 18 лет, самому старому - 51 год.
У полиции не было данных об уровне образования в отношении 13 умерших от передозировки. У оставшихся 50% образование было либо начальное, либо основное. 48% имели среднее, и еще 2% - высшее образование.
Семейное положение 29 скончавшихся от передозировки полиции не известно. Оставшиеся 68% были одинокими, 11% состояли в браке, 20% находились в гражданском браке, 1% - разведенные.
Информация о социальном статусе отсутствует в отношении 11 умерших от передозировки человек. Среди оставшихся 72% были безработными, 18% учились, 10% - работали.
63% умерших от передозировки наркоманов проживали в Харьюмаа (из них 76% в Таллинне), 31% - в Ида-Вирумаа, 3% - в Тартумаа, и еще 3% - в других регионах Эстонии.
У 79% погибших от передозировки родной язык был русский, у 16 - эстонский, и у оставшихся 5% - какой-то другой язык.
По данным Института судебной экспертизы, 84% или 113 человек умерли от передозировки фетанила (в народе "белый китаец"). Значительная часть умерла от интоксикации метадоном (10%).
Комментарии
Отправить комментарий