Музыкальная пауза по волнам нашей памяти
В такую мерзкую... хм, кто знает, что нас ждет завтра... прекрасную погоду невольно обращаешься к дням ушедшим. А не вспомнить ли опять нам популярные мелодии 70-80-x? Когда еще нынешние пухленькие тетеньки (см. фото ниже) были мега-сексуальными божествами с другой планеты.
Узнали? Это Сандра неделю назад в спорткомплексе «Олимпийский» зажигает на фестивале «Авторадио».
Сначала занырнем в музыкальную пучину на 45 лет назад, а потом будем подниматься не спеша вверх.
Вспоминает Владимир Алексеев из Латвии: 45 лет назад (если не в мире, то в Европе точно) в конце октября все были покорены песенкой Mamy Blue, исполненной испанской поп-группой Pop Tops.
Об этих музыкантах мы потом больше не слышали, а мелодия осталась. Вполне подходящая, как мне кажется, и к времени года, и к ностальгическим чувствам. К популярности песни я еще вернусь, тогда же звучали еще заговоры первой индейской рок-группы Redbone (гены коренных американцев просто прописаны в их внешнем облике),
странные для норвежцев, которых нам представляли как французов, с названием Titanic латиноамериканские наигрыши (их гитарист потом ушел к Дидье Маруани в группу Space),
явные мотивы из будущей музыки диско в саундтреке для фильма «Шафт», сочиненном Айзеком Хейзом, который стал первым чернокожим музыкантом — обладателем премии «Грэмми»,
британская поп-группа Middle of the Road с одним из своих похожих, как две капли воды, но от того не менее ярким шлягером,
жалующаяся на свою судьбу Шер,
неунывающий Род Стюарт,
группа Sweet с детскими песенками,
в Италии — меланхоличный I Pooh, у которых бас-гитаристом Рикардо Фольи,
в Испании — более похожий на комика Перет,
во Франции — Эстер Галиль,
а у нас — «Червона рута».
Как и обещал, вернусь к тому, с чего начал. Mamy Blue сразу стали перепевать. Возможно, вам больше понравится один из следующих вариантов (только не верьте, что среди исполнителей был и Джо Кокер):
Жоэль Дайде,
Николетта,
Рики Шейн,
Далида
и самая смешная, на мой взгляд, версия в исполнении Демиса Руссоса.
Ваше настроение поднялось, за окном стало не так сумеречно? Тогда этот маленький концерт вполне удался, двигаемся дальше.
1971 год и как раз накануне выхода (8 ноября) четвертого альбома Led Zeppelin, не имевшего названия, а только некоторые знаки, похожие на руны. Бог с ними (интересующийся отыщет все объяснения), но давайте вспомним последнюю композицию с первой стороны альбома — знаменитую «Лестницу в небо» (Stairway to Heaven). Явный неформат что в ту пору, что в эту, но представьте, скольких эмоций мы лишились бы, не будь таких творений.
Теперь шагнем на пять лет вперед, когда рядом с традиционной эстрадой, рок-музыкой вдруг расцвел феномен диско, что сразу бросается в глаза, обращаясь к хит-парадам 40-летней давности. Перед вами октябрь-ноябрь 1976 года. Начну с Джо Дассена, его 10-минутный «Люксембургский сад» (Le Jardin du Luxembourg) — это тоже неформат.
Там же, во Франции, в начале осени была девушка, чем-то похожая на Аленушку, — испанка Жанетт с песней Porque te vas, которую у нас позже какой-то ВИА перепел.
А в Союзе в октябре выпустили диск-гигант голландской группы Teach-In, победившей годом ранее на Евровидении.
Теперь та песенка Ding-a-Dong,
как и другой хит с пластинки, I’m Alone (учитесь один клип подкладывть под разные песни!),
звучали из-за каждой распахнутой двери.
Они затмили песни Аллы Пугачевой «До свиданья, лето» и «Любовь одна виновата»,
прозвучавшие в вышедшем в ноябре на экраны фильме «Центровой из поднебесья».
Ну и никто даже не пытался сравнивать советские шлягеры (вроде «Кто тебе сказал» ВИА «Лейся, песня») со знакомыми каждому меломану песнями западных звезд:
Abba — «Dancing Queen»,
Boney M — «Daddy Cool»,
Wild Cherry — «Play That Funky Music»,
хотя вполне преуспели бы в сравнении с
Rick Dees and his Cast of Idiots — Disco Duck.
Кто еще звучал? Вот эти ребята из Австралии
Sherbet с песней Howzat чисто спортивного содержания,
голландские девушки из Pussycat с американской ностальгией Mississippi,
впервые пробившиеся наверх сестры Уилсон из Heart с Magic Man
и воспринятая мною как американский ответ Queen группа Boston со своей нетленкой More Than A Feeling,
ветераны из Chicago, порой столь упрощавшие свою музыку, как с песней If You Leave Me Now,
что нравились всем,
всегда сладкоголосый Демис Руссос.
«Элис» от Smokie,
дискотека от Ritchie Family
и потерявшая голову влюбленная Бонни Тайлер
удачно вписывались в этот ряд.
В Японии всех покорила китаянка из Тайваня Тереза Тэн:
Простите, это клип, сама певица здесь.
Не оставлю я вас без испанцев, которых представляют
группа Santabarbara — «Donde Estan Tus Ojos Negros»,
Анхела Карраско — «No, no hay nadie mas»
и Мигель Галлардо — «Hoy tengo ganas de ti»
(это запись с концерта, посвященного его памяти).
Об Италии нам напомнят Риккардо Коччанте,
тот самый, который потом написал мюзикл «Собор Парижской богоматери», покоривший мир,
и вечно юный Адриано Челентано с песней о кризисе:
И пращаясь с этой глубиной песней бразильца Жоржи Бена — Xica da Silva,
хотя клипа на нее нет.
P.S. Не стало Леонарда Коэна...
Чередуя исторические экскурсы с музыкальными паузами, давайте вспомним позднюю осень 1986 года. Думаю, многим сразу вспомнятся «левые» сборники, которых было навалом, когда в моду вошли компакт-диски. Позволю себе дополнить представленные номера кратким комментарием.
Начну с самого скучного и невыразительного — двух девиц, Мадонны с песней True Blue («Подлинное чувство»)
и Аляски c группой Dinarama и песенкой «Кому какое дело» (A Quien Le Importa),
возглавлявших соответственно канадский и испанский хит-парады. Это единственная причина, почему они появились в обзоре. У Мадонны уж точно были песни получше.
Теперь послушайте и посмотрите на самого успешного исполнителя в истории австралийской поп-сцены Джона Фарнема. Он уже полвека держится на вершине, в тот год его альбом 25 недель не покидал первой строчки, а песня «У тебя есть голос» (You’re The Voice) с весьма прогрессивным содержанием после успеха в Австралии поднялась на вершину в Швеции и Германии, пробилалась в Топ 10 в Англии. Итак, сколько можно смотреть друг на друга сквозь прорезь прицела и жить в страхе, когда у тебя есть голос?!
А в Англии и Ирландии в то время всех опередила группа Berlin с песней Take My Breath Away (по аналогии с группой «Сплин» можно было б назвать «Мое сердце останвилось»), написанной Джорджо Мородером для фильма «Лучший стрелок» с Томом Крузом в главной роли. Песне достался «Оскар» следующей весной.
В Бельгии и Голландии предпочтение было отдано дуэту The Communards с перепевом чужой песни «Не покидай меня» (Don’t Leave Me This Way). Его солист Джимми Самервилл (Сомервиль) как-то приезжал на один из фестивалей в Юрмале, помните? Он артистистическую карьеру продолжает, а второй участник дуэта Ричард Коулз, которого Джимми так умолял, стал викарием.
В чьей ориентации сомнений не возникает, так это старых рокеров из Status Quo, хотя популярнейшую антивоенную In The Army Now написали не они, а родившиеся в ЮАР голландцы Роб и Ферди Болланд. Еще в 1982 году. Но успех братьев был локальным, не распространившись далее Скандинавии, а Status Quo 30 лет назад были на вершине хит-парадов Германии и Швейцарии, столь же высоко побывали в Австрии и Ирландии и всего на ступеньку ниже во Франции, Испании, Норвегии, Англии.
Самая любимая мною из всех представленных здесь композиций принадлежит дебютантам года английской группе Cutting Crew. Как раз в эти дни 30 лет назад, 22 ноября, вышел их первый альбом Broadcast, первым синглом с которого и была запущенная еще летом песня (I Just) Died In Your Arms («Я умер в твоих объятьях»), в ноябре достигшая первого места в Норвегии. Песня покорила практически всю Европу, а весной следующего года и Америку. За названием скрыта ирония, обращенная на самого себя: «Да, я умер в твоих объятьях, но был слишком глуп, позволив вернуться тебе».
В США же пока хит-парад возглавляла другая английская группа — The Human League с песней Human («Я всего лишь человек»).
Даже в Италии англичане опережали всех — группа Duran Duran с песней Notorious («Знаменитость»). Превратившись из квинтета в трио, оставшиеся в группе музыканты прошлись в песне и по бывшим членам коллектива, а клип любопытен не только тем, что танцевальную часть ставила Пола Абдул, но и первым появлением в кадре будущей топ-модели Кристи Тарлингтон, которой было в ту пору 17 лет.
Теперь признайтесь, что этого момента ждали: последний отсчет начался — шведская группа Europe первая во Франции с песней The Final Countdown, как и еще в 24 странах в те месяцы!
Пока я называл только тех, кто был во главе национальных хит-парадов в позднюю осень 1986 года. Песни и артисты замечательные, раз мы их до сих пор помним, но ведь это относится и к следующим номерам, подпиравшим тогда лидеров:
«Леди в красном» (The Lady in Red) родившегося в Аргентине Криса де Бурга (его родители были дипломатами),
«Можешь звать меня Элом» (You Can Call Me Al) Пола Саймона, в которой компанию автору составил актер Чеви Чейз (его рост 193 см), но не подумайте, что он к тому же и поет,
«Ева, вставай» (Eve lève toi) француженки Жюли Петри,
«Как древние египтяне» (Walk Like an Egyptian) американской группы The Bangles,
«Я хочу просыпаться с тобой» (I Want To Wake With You) ямайского певца Бориса Гадринера,
«Невозможно красивый» итальянки Джанни Наннини,
наконец, «Кадиллак Джеронимо» от Modern Talking. Это их последний хит.
А в Советском Союзе в ноябре впервые на всю страну была показана популярная передача ленинградского телевидения «Музыкальный ринг». Первым героем, представшим перед зрителем, стал Валерий Леонтьев. Одной из исполненных им песен стала «Исчезли солнечные дни» Раймонда Паулса на стихи Расула Гамзатова в переводе Елены Николаевской.
Если принять, что хит-парад «Звуковой дорожки» «Московского комсомольца» достаточно репрезентативен (в чем я сильно сомневаюсь), то возглавлял его 30 лет назад певец Сергей Сарычев со своей песней «Я сделан из такого вещества»,
а следом за ним шел бит-квартет «Секрет» с песней Максима Леонидова «Привет».
На этом наше романтическое путешествие в пучину памяти закончилось, открываем глаза и вдыхаем воздух нашей суровой действительности - пивной живот, седина в волосах и выцветший плакат Сандры из нашей бурной молодости.
Как же всех бойцов задолбал молодой меломан замполит украинец старший лейтенант Емельяненко, который на всю нашу казарму в выходные запускал песни Сандры :)
Ну и на десерт, с "Авторадио" начали, им и закончим:
Комментарии
Отправить комментарий