Нарва "глазами зарубежных гостей" или Как нас представляют жители города побратима
Не так давно Нарва и молдавский город Бельцы подписали договор о сотрудничестве. Со страниц городской газеты один из чиновников этого города, советник муниципия Бельцы Виталий Повонский (на фото) поделился с горожанами своими впечатлениями о Нарве.
В апреле этого года делегация из Бельц побывала с официальным визитом в эстонском городе Нарва. Как живет бывшая советская республика сегодня в рамках Европейского союза, какие проблемы решает местная власть, чему можно поучиться, а что для нас неприемлемо? Об этом мы поговорили с членом нашей делегации, руководителем фракции ПКРМ в муниципальном Совете Виталием Повонским.
«У Нарвы и Бельц много общего»
— Чем была вызвана поездка в Эстонию и каковы цели пребывания нашей делегации в городе Нарва?
— Зимой в Бельцы приезжала эстонская делегация во главе с депутатом Парламента Эстонии Евгением Осиновским. Гости посетили ряд бельцких предприятий и учебных заведений, встретились с сотрудниками примарии и с муниципальными советниками. В муниципальном Совете мы говорили об Эстонии, о Европейском союзе. Члены делегации ответили на интересующие нас вопросы. Мне особенно понравилось, что они говорили о своей стране с любовью и гордостью. Их приезд был предусмотрен программой взаимодействия со странами Восточного партнёрства.
Наша поездка в Эстонию стала ответным визитом. В составе бельцкой делегации был примар муниципия Василий Панчук, ректор БГУ им. Алеку Руссо Георгий Попа. Я представлял муниципальный Совет.
Сотрудничество с Эстонией и городом Нарва представляется очень интересным и полезным. Между нашими странами и городами много общего. Последние 100 лет примерно одинаково развивалась история государств. В 1918 году в Эстонии и Молдове была схожая ситуация. В 1940 году наши страны вошли в состав СССР. Сейчас, правда, Молдова выбирает между восточным и западным вектором. Эстония определила для себя путь ещё 20 лет назад. Обе страны небольшие, примерно с одинаковым количеством населения.
Что касается наших городов, Нарвы и Бельц, то и тут очень много схожего. И там, и здесь большой процент русскоговорящего населения. В Нарве 93 % жителей говорят по-русски, 3 % — эстонцы и 4 % — другие национальности. Как и Бельцы, Нарва — третий город в стране. Поэтому было особенно интересно туда поехать, изучить их опыт, посмотреть, как они живут, как решают схожие проблемы. В ходе визита мы подписали проект о намерениях о сотрудничестве между городами Нарва и Бельцы.
«В Эстонию вкладываются огромные средства ЕС»
— Какое впечатление произвела на вас Эстония? Насколько верно утверждение, что страны бывшего СССР, вступившие в Европейский союз, испытывают большие трудности?
— В Эстонии нас встретил посол Молдовы Виктор Гузун. Он постоянно находился с нами и дал много дополнительной информации.
До этого в Эстонии мне побывать не доводилось. Я был приятно удивлён чистотой, культурой людей. Это первое, что бросается в глаза. Сразу скажу, что штамп, к которому мы привыкли: эстонец — это человек медлительный, приторможенный, не соответствует действительности. Скорее нужно отметить, что эстонцы семь раз отмерят, а потом отрежут. То есть в принятии решений они очень взвешены.
Нас очень удивили полностью разрушенные дороги. Позднее мы поняли, что они находятся в таком состоянии потому, что идет полная реконструкция всей городской инфраструктуры: замена труб канализации, водопровода. Вкладываются огромные инвестиции ЕС. Сейчас есть определенный дискомфорт, но через полгода будут решены многие городские проблемы. В первые годы независимости Эстонии очень помогала соседняя страна, Финляндия. Сейчас идут проекты ЕС. Причём мне показалось, что в других городах такая работа была проведена намного раньше. Сейчас дошла очередь и до этого русскоязычного города. Всё делается масштабно и надолго, ощущается полная реконструкция всего городского хозяйства. У них достаточно инвестиций на долгосрочные проекты.
Есть и сложности: руководство города жалуется на то, что со стороны проверяющих органов ЕС к ним уделяется повышенное внимание. Но относятся к этому с пониманием. Деньги, выделенные на реконструкцию, должны быть использованы по назначению.
Очень понравился сам город Нарва. Во время войны он был разрушен на 90 %, и исторических мест тут немного. Есть красивая крепость, которая находится напротив Ивангорода. Сейчас выделены деньги на её реконструкцию и укрепление берегов реки. Причём будет создаваться общий комплекс с историческим памятником, часть которого находится на территории Ивангорода в России. Туда тоже будут вкладываться инвестиции.
Эстония много раз была завоевана разными государствами, но сохранила свой язык и культуру. Оказывается, эта страна занимает одно из первых мест в мире по количеству своих национальных песен. Нам с гордостью сообщили, что скайп придумали в Эстонии. Эстонцы хорошо знают свою историю и гордятся ею.
В Нарве нам показали обычную школу. Мы были удивлены тем, что у детей уже давно нет дневников. Вся информация об учениках находится в Интернете. В режиме онлайн можно посмотреть оценки, пропуски, домашнее задание… Всё это очень удобно для родителей и учащихся.
Мы посетили современную библиотеку. Но особенно интересным для меня оказался технологический парк. Он создан на базе, которая осталась с советских времен. Его можно сравнить с нашей Свободной экономической зоной. В парке — финские и российские предприятия. Правда, производство не глобальное, а больше кустарное. Но это новые рабочие места, и ощущается процесс развития. Хотя не могу не отметить, что в большинстве своём это вредное производство. Здесь изготавливаются катера, лодки, есть кожевенное производство. По-видимому, вредное производство выталкивается из ЕС на окраины.
Зарплаты тут небольшие, где-то 600 евро. Это выгодно работодателям. Как только повысится уровень заработной платы, они будут искать другие места, где наиболее выгодно производить товары. У нас зарплаты ещё меньше. Конечно, это путь не самый лучший, но мы предложили и свои возможности в открытии производства и задействовании нашей рабочей силы.
— В Эстонии много русскоязычного населения. Насколько задействован их потенциал? Есть ли дискриминация неграждан Эстонии?
— Я уже говорил, что депутат парламента Евгений Осиновский приезжал в Бельцы. Он не относится к коренному населению, русскоговорящий, но изучил эстонский язык. Обучался в Англии и ощущает себя эстонцем, так как живёт в этой стране. Когда мы приехали в Эстонию, он уже стал министром образования. Мнение о том, что русские никак не участвуют в управлении страной, ошибочно. Евгений — яркое тому подтверждение.
Если говорить об использовании русского языка, то здесь многому можно поучиться. В тех городах, где большинство русскоязычных, в местных органах власти говорят на русском языке. У нас ситуация другая. На заседании муниципального Cовета, несмотря на то что все знают русский язык, некоторые советники говорят на молдавском. Мы собираемся, чтобы решать общие городские проблемы. Если все будут понимать, о чём идёт речь, работа будет более конструктивной. В Нарве на заседании муниципального Совета говорят только по-русски. Решаются экономические проблемы, политические остаются политикам.
В Эстонии много людей без гражданства, с серыми паспортами, но они пользуются теми же правами, что и все остальные, кроме права избирать и быть избранными в парламент. В местных выборах они имеют право участвовать. Более того, эти люди в какой-то степени находятся в более выгодной ситуации. Они могут ездить в страны Евросоюза, как и все остальные, а также в Россию без визы. Но многие неграждане Эстонии гражданство получить не могут из-за незнания эстонского языка. Для пожилых людей это очень большая проблема.
Я попытался выяснить у некоторых людей, возможно ли проведение референдума о выходе из состава Эстонии и вхождении в Россию, ведь абсолютное большинство в Нарве — русские. Они говорят, что это невозможно. Есть проблемы и трудности, но менять западный вектор на восточный они не хотят. Видят большие перспективы в составе Европейского союза.
«У эстонцев многому можно поучиться»
— Какие главные проблемы решает Эстония? И чем нам может быть полезен их опыт?
— В Эстонии, как и в других странах, существует огромная проблема безработицы и оттока из страны хороших специалистов. Если врач получает 5 тысяч евро в развитых европейских странах, то никто его не остановит. Очень многие выехали, и эстонцы смотрят с надеждой в сторону Украины и ждут врачей оттуда. Молодёжь, получая качественное образование, уезжает из страны. Это тоже очень большая проблема.
У эстонцев многому можно поучиться. Они очень грамотно подходят к местному самоуправлению. У региональной власти большие полномочия — как финансовые, так и организационные. Местная власть влияет на формирование бюджета, определяет привлечение инвестиций. Причём городской бюджет зависит от количества людей, проживающих в том или ином населённом пункте. Поэтому примарии идут на всевозможные ухищрения. В Таллине, например, проезд в общественном транспорте бесплатный. Это сделано, чтобы привлечь людей из соседних городов. Каждая мэрия пытается делать что-то, чтобы город был более привлекательным и люди захотели в нём жить.
Многие министерства, государственные службы находятся не в столице, а в территориях. Министерство образования, например, расположено в Тарту. Близость управления к территориям позволяет учитывать потребности регионов и децентрализовать власть.
В ходе поездки мы наладили контакты с их службой по написанию инвестиционных проектов. Они готовы помочь и обучить наших специалистов не только писать проекты, но и использовать их опыт привлечения инвестиций.
Евросоюз поддерживает совместные проекты между Эстонией и странами Восточного партнёрства. У нас есть возможность воспользоваться этим для решения собственных проблем.
— Есть ли что-то, что Вам не понравилось, и Вы не хотели бы перенимать подобный опыт?
— Есть и такое. Мне не понравилось, например, что в Нарве есть пункты, куда приходит наркоман и где ему дают дозу. Он уходит счастливый. Якобы это делается для того, чтобы уменьшить преступность. Но где гарантия, что в этот пункт не придёт человек, чтобы попробовать наркотик впервые.
Кроме того, в Таллине я наблюдал картину, когда молодые люди на вокзале на глазах у всех колют себе наркотики. Люди просто отворачиваются. Наши ценности всё-таки другие. Не думаю, что это черта национальности. Скорее новые правила жизни. Но то, по какому пути движется Эстония в плане моральном, возможно, важнее экономических успехов. У страны нет будущего, если у неё нет здорового поколения молодёжи. Не всегда богатство страны — это количество новых машин и современных домов. Надеюсь, что новый министр образования Евгений Осиновский сможет повлиять на ситуацию.
В целом у меня осталось очень хорошее впечатление об Эстонии, и хотелось бы поделиться им с бельчанами. Мы привыкли ругать свою страну, а её надо любить, как делают это эстонцы. Какой выбрать вектор развития — западный или восточный, должны решать люди, а не политики.
Нелли ЛАНСКАЯ, Бельцкая независимая газета
Комментарии
Отправить комментарий