Небо в клеточку, или Прогулка по Батарейной тюрьме в Таллинне (фото)
От сумы да от тюрьмы, как говорится... впрочем, меня и ближайших родственников пока миновала чаша сия, хотя, если покопаться, то кое-какие эпизоды были. Срок отмотал дедушкин брат по каким-то драконовским сталинским законам, чуть ли не за хлеба кусок, который он взял, не знаю точно, то ли у какой-то родственницы, то ли у квартирной хозяйки, так как его отправляли куда-то работу, и ему нечего было взять с собой, а она на него заявила, что тоже можно понять, там вроде дети у неё остались голодные, и дедушка, хоть и работал милиционером, ничего сделать не смог.
Папу моего, в шестидесятых, по-моему, годах, задержали как карманника, в трамвае у какой-то тётки вытащили кошелёк, а папа вышел из трамвая и побежал, ну и естественно вор, держи, а бежал он, чтобы успеть на электричку, так как был в командировке в Москве и чуть ли не на один день заехал к родителям. Спасло его только то, что он не стал сопротивляться при задержании и покорно пошёл, суммы такой, которую украли у тётки, у него не было, к тому же при обыске в портфеле нашли министерский пропуск на его имя, что уже окончательно перевесило в его пользу, и он был отпущен.
Брат мой много раз был на грани стараниями дражайшей бывшей своей половины, не далее как осенью прошлого года вынула я из почтового ящика повестку на его имя, кто-то этой дамочке, скорее всего дети, шпана ласнамяэская, или соседи по дому от злобы или зависти, короче, кто-то старательно так и основательно расцарапал ей новую купленную в лизинг тойоту, ну и она, естественно, пошла и заявила на него, зараза, как будто ему больше делать нечего, как крадучись, в потёмках, гвоздиком узоры на машине выводить. А реально во времена антиалкогольной советской кампании он лоханулся и был ментами пойман "на живца", подсадного подростка, попросившего у магазина "дяденька, купите пива", это так он пошёл за продуктами и пришёл часа через три. соврал. что приятеля встретил, и только на следующий день признался. Что там могло за это быть, не знаю, сообщили бы на работу, ну, может штраф, и в "Вечернем Таллине" радостно пропечатали бы, была там такая рубрика в то время, но спасло. что мама в те годы активно участвовала в ДНД (добровольно-принудительно, их лаборатория бодро выходила патрулировать, доходили до нашего дома, грелись, курили, пили чай, болтали, ну а там, глядишь. и положенные часы заканчивались), и вот какой-то милицейский чин был весьма неравнодушен к одной её коллеге, эффектной женщине, и та пошла к нему, построила глазки или что там у них было, не знаю, но протокол он при ней уничтожил.
Да и маму мою тоже однажды вызвали на допрос, какую-то пожилую даму убили, а в её записной книжке почему-то оказался наш номер телефона, и вот "объясните, кому, зачем и при каких обстоятельствах вы давали свой номер телефона", и довольно долго продержали её и разговаривали нагло, и кто знает, чего-нибудь там могли и скомбинировать, опять же брата привлечь, типа студент пришил старушку, но мама бедная сообразила, что при переезде нам, вероятно. дали чей-то номер. были иногда какие-то странные звонки с вопросами "Хозяин дома? ", а хозяин-то наш был давно на Пярнамяэ в могиле. И вот она сутками просматривала толстенный зелёный том, телефонный справочник Таллина тех лет, и где-то в середине нашла этот номер и при повторном вызове дала эту фамилию следователю, и от неё отстали.
Я же как-то дел с законом не имела, один лишь раз была понятой, когда у нас в подъезде повесился на перилах лестницы сосед снизу, пьющий инвалид, а я вышла в халате выбросить мусор, ну и милиционер уговорил меня вынести паспорт и расписаться в том, что я вижу труп. Я довольно спокойно и равнодушно, чему до сих пор удивляюсь, взглянула на него и расписалась в протоколе. Один раз сама набивалась в свидетели драки в автобусе, обидно было, так как зачинщиков, пьяных эстонцев с ёлками(дело было под новый год), водитель выпустил, а наших парней, которые тоже были не в лучшей форме, но вели себя прилично и просто сделали тем замечание, когда они, заблокировав дверь, всё не могли решить, где им выходить, и держали весь автобус на остановке, он закрыл и вызвал, гадина, патруль, а когда те, с ёлками, пили у него в салоне как у себя дома, он патрульне вызвал, а там уже какая-то тётка спереди, которая ничего и не видела, начала уже показания давать, я не выдержала и влезла, но меня особо и слушать не стали, а забрали ребят (им к тому же ещё и мобильник разбили) и увели. А веду я это к тому, что в нашем городе не так давно появилась возможность посетить бывшую Батарейную тюрьму, что многие таллиннцы и туристы и делают. вот что понаписали о ней журналисты.
"Это мрачное красивое сооружение на самом берегу моря находится буквально в пяти минутах ходьбы от Старого города. Но для большинства таллиннцев оно до сих пор остается терра инкогнита. И, наверное, к счастью. До последнего времени здесь располагалась Батарейная тюрьма, и благонадежным гражданам делать в ней явно было нечего.
Впрочем, первоначально «Батарейка» (так в просторечии называется эта махина со стенами двухметровой толщины) была построена по приказу Николая I как элемент оборонительной системы Таллиннской крепости. После потери значения Таллинна в качестве крепости в Батарейной находились казармы различных частей Таллиннского гарнизона.
А в 1919 году она превратилась в тюрьму. Официально тюрьма прекратила свое существование еще в 2002 году, но только в сентябре 2005 года «Батарейка» была открыта для посетителей. Там можно не только пройти по камерам с экскурсией, но и посидеть в летнем кафе, откуда открывается чудный вид на море — но через тяжелые железные ворота".
Ну не совсем всё верно, насчёт пяти минут ходьбы - да и езды поболее будет. Кстати, приближаясь к тюрьме, впервые в жизни увидела потрясающий велик, не то на семь, не то на девять человек, пока доставала фотоаппарат, он уже скрылся, быстро движется, а народ сидит как бы по кругу, один рулит. Видела потом его в Старом городе, почти корабль, его можно взять на прокат. Здание не мрачное, а просто солидное, на него красивый вид открывается из Рыбной гавани и из Гавани гидросамолётов, их поместила в начало и конец. Упомянутое кафе - какая-то сезонная забегаловка там была, на кафе это не тянуло явно. вообще какое-то странное чувство возникало при созерцании этих помещений, которые некогда были полны жизни, чьих-то проблем, переживаний, страданий. Это был особый изолированный мир, но всё же связанный с внешним тысячами нитей.
Мужчины многие, конечно же, лезли на вышку, чтобы примерить на себя роль вертухая.
Народ. вероятно в воспитательных целях. ведёт туда детей, но малыши явно просто боятся, а кто-то вот решил вопреки страхам там в мячик поиграть, но тюрьма его присвоила себе.
Ещё одна жертва. Следующая фотография, конечно, не для слабонервных, и кого-то покоробит, но этот погибший лебедь, запутавшийся в колючей проволоке бывшей тюрьмы, очень символичен, потому и размещаю, заранее прошу прощения у тех, кто будет шокирован.
Это была комната для свиданий. Пол в ней совершенно провалился, поэтому не решилась зайти, снимала просто из дверного проёма.
Надписи: компот и так понятен, "суп для 1-го отделения", "суп для больницы".
Тюремная мадонна на стене пищеблока, или как он там назывался.
Надпись: "Эстонская судебная система - полное дерьмо!"
Это нечто вроде инсталляции, скорее всего, работа художников, которые там проводили какие-то выставки, и собрали вот так брошенные в тюрьме часы разных видов и мастей.
Вот оно какое, небо в клеточку!
И с облегчением всё же вышла на волю и отправилась на Дни моря посмотреть на прекрасные парусники, и уже оттуда ещё раз взглянула на тюрьму.
Комментарии
Отправить комментарий