Нефть и вода. Схватка за будущее.
Падение цен на нефть нельзя объяснить простым колебанием спроса и предложения. Если низкие цены на нефть сохранятся в среднесрочной перспективе, то это может привести к существенным изменениям в геополитической расстановке сил.
Кому будет нужна нефть?
В последнее время нефть стала одним из главных ньюсмейкеров.
Известно, что нефть бывает коричневой, бывает вишневой, а также зеленой, желтой, и прозрачной. И вот недавно мы узнали, что нефть может быть стремительно дешевеющей и даже более дешевой, чем пресная вода.
Нефть — довольно нужная штука и используется не только для производства топлива. Благодаря нефти производится полиэтилен и пластик, губная помада, аспирин и нейлон, жевательная резинка и многое другое. Однако месторождения (точнее говоря, скопления нефти, поскольку нефть не рождается откуда-то, а накапливается между пластами земных пород) расположены на земном шаре неравномерно.
Некоторым странам повезло, и они активно зарабатывают деньги на экспорте нефти, а некоторые вынуждены нефть импортировать.
Естественно, что такая зависимость от стран-поставщиков вынуждает покупателей снижать потребление нефти, в том числе и за счет внедрения технологий альтернативных энергоресурсов.
Однако экстенсивное развитие предполагает использование нефти в широких масштабах. Соответственно, за свою историю каждый регион переживал или переживет свой пик потребления нефти, что можно видеть на карте:
Пики потребления нефти. Источник: Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года, М. 2014.
По оценкам российских специалистов, к 2040 году спрос на жидкое топливо, куда входят и нефтепродукты, возрастет в мире на четверть, причем основными потребителями будут развивающиеся страны Азии, например, в Индии за 30 лет спрос на жидкие виды топлива удвоится.
Потребность в нефти будет падать в промышленности и топливно-энергетическом комплексе, основным потребителем нефти будет транспорт — более 70% мирового спроса на нефть составят моторные масла2.
Немного утрируя, можно сказать, что основными потребителями нефти в будущем будет китайский и индийский транспорт, особенно автомобильный транспорт.
Как формируется цена на нефть?
Цена на нефть не зависит напрямую от спроса и предложения, как это может показаться на первый взгляд. И падение цены на баррель нефти марки «Брент» почти в три раза не означает трехкратного падения спроса или трехкратного увеличения предложения нефти этой марки.
Ведь не может спрос и предложение за короткое время возрастать или снижаться в два, а то и в три раза.
Что же определяет цену нефти?
Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть рынок нефти в его развитии.
Российские исследователи выделяют пять основных этапов развития мирового рынка нефти.
Во время первых двух периодов (1928-1947 и 1947-1969 годы) цену на сырую нефть диктовал МНК (Международный нефтяной картель), во время третьего периода (1970-1985) на сцену выходит Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК (Организация стран — экспортёров нефти).
Наиболее интересные вещи начинаются на четвертом этапе развития мирового рынка нефти (1986-2004) основную роль начинает играть не физическая нефть, а нефть «бумажная», в современности лишь около 1% сделок совершается по поводу реальной, физической нефти.
Естественно, что преобладание на рынке «бумажной» нефти вполне позволяет совершать резкие скачки цен.
Основными игроками на рынке, определяющими цены на нефть, становятся уже не страны, которые обладают ее запасами и экспортирующие реальную нефть, а хеджеры и спекулянты.
На нынешнем, пятом этапе, который начался с 2004 года, нефтяной рынок начал утрачивать свою самостоятельность, и на нем задают тон уже не нефтяные спекулянты, а спекулянты из других, ненефтяных секторов мирового финансового рынка.
Цены на нефть плотно встроились в паутину других биржевых котировок и цен, например, можно проследить устойчивую связь между ценами на нефть и курсом доллара США: рост цен на нефть ведет к долларовой инфляции и падению курса доллара, а рост курса доллара, в свою очередь, ведет к падению цен на нефть.
Однако значение физической нефти продолжает сохраняться, и, таким образом, можно сказать, что, помимо разного рода биржевых спекулянтов, на современном нефтяном рынке есть только два основных игрока, которые могут регулировать цены на нефть: Саудовская Аравия через физическую нефть и США через нефть бумажную.
Российская Федерация, хоть и обладает значительными запасами нефти, к сожалению, в настоящее время вынуждена считаться с теми ценами, которые определяют США и Саудовская Аравия3.
По сути, доллар привязан к нефти или нефть стала функцией ликвидности доллара. Так как нет страны мира, которая не потребляла бы нефть, это позволяет доллару США играть роль мировых денег.
Если нефть падает, значит это кому-то нужно?
Итак, есть два основных игрока, которые могут понижать цены на нефть. Выгодно ли нынешнее падение нефтяных цен для США?
По мнению российских экономистов, начиная с 90-ых годов, ВВП США не реагирует обвалом на рост нефтяных цен.
Для американской экономики негативное влияние дешевой нефти перевешивает кажущиеся выгоды от падения цен на «черное золото», поскольку низкие цены на нефть бьют по финансовым активам США4.
Также низкая цена на нефть, как говорилось ранее, означает высокий курс американской валюты, что затрудняет экспорт американских товаров.
Учитывая, насколько Вашингтон настойчив в навязывании договоров о Транстихоокеанском и Трансатлантическом партнерствах, США намерены серьезно увеличить экспорт, дорогой доллар будет этому помехой, а значит, и дешевая нефть США явно не на пользу.
Если падение цен на нефть невыгодно США, то что же насчет второго игрока — того, кто торгует не бумажной нефтью, а физической, т.е. Саудовской Аравии? Выгодно ли ей сбивать цену на нефть?
Как ни парадоксально, но падение цен на нефть Саудовской Аравии выгодно.
Дело в том, как отмечает заведующий сектором «Энергетические рынки» Института энергетики и финансов Николай Иванов, что новые места скопления нефти обнаруживают не только на Ближнем Востоке, но и в арктическом шельфе, в глубоководном шельфе Бразилии, Западной Африки.
Разработка новых месторождений в долгосрочной перспективе подрывает монополию ближневосточных экспортеров нефти.
Запасы американской сланцевой нефти не стоит переоценивать. Поэтому Саудовской Аравии выгодны низкие цены на нефть в краткосрочной перспективе, чтобы в долгосрочной перспективе остаться единственным экспортером физической нефти.
Падение цен на нефть вместе с паническими заявлениями, что «век нефти прошел», будут способствовать сворачиванию инвестиций в нефтяную отрасль.
И после того как истощатся запасы американской сланцевой нефти, запасы нефти в Западной Сибири и Северном море, — то есть когда под влиянием панических настроений новые месторождения не будут разрабатываться, а старые опустеют, — вот тогда Саудовская Аравия и станет полновластным монополистом на рынке физической нефти.
Произойти это может уже через 10-15 лет5.
Если проанализировать, кто именно будет основным потребителем нефти в этот период, то можно прогнозировать экономическое и, следовательно, политическое сближение Саудовской Аравии, других стран ОПЕК, таких как Иран, с Китаем, Индией и развивающимися странами Азии.
В мире может сложиться мощный незападный блок, скрепленный взаимосвязью нефтяного монополиста и основных потребителей нефтепродуктов.
Вода против нефти
Итак, при упомянутом сценарии развития событий через 10-15 лет на рынке энергоресурсов установится власть Саудовской Аравии, а в мире на основе общности экономических интересов сложится альтернативный полюс силы: ближневосточные экспортеры нефти, Индия, Китай и другие страны Азии, зависящие от поставок нефти.
Конечно, США не захотят соглашаться с таким вариантом событий.
Что же США могут противопоставить Саудовской Аравии в борьбе за рынок энергоресурсов будущего?
Как ни странно — альтернативные виды топлива и новые технологии.
Неслучайно Барак Обама недавно предложил ввести нефтяной налог в десять долларов с барреля нефти, который пойдет именно на создание экологически чистой транспортной инфраструктуры6.
Учитывая, что, как говорилось ранее, в основном потребителями жидкого топлива будет транспорт азиатских стран, можно ожидать, что США будут развивать те виды транспорта, которые составить конкуренцию транспорту, использующему нефтепродукты.
Например, автомобили на водородном топливе. В США уже ведутся разработке по созданию нанореактора, в котором водородный газ будет легко получаться из обычной воды7.
А японский автопроизводитель «Toyota» уже производит автомобили на водородном топливе, проданы более полутора тысяч автомобилей, причем один из покупателей — японский премьер Синдзо Абэ.
Однако цена на автомобили пока высока- около 57 тысяч долларов8. В 2020 году «KIA Motors» планирует серийное производство автомобилей на водородном топливе, которые смогут на одной заправке преодолевать около 700 километров9.
Автомобиль Toyota Mirai, работающий на водородном топливе.
Итак, можно предположить схватку между нефтью и водой за то, что послужит топливом для китайских и индийских автомобилей, причем климатические условия Индии, южных районов Китая и ряда других стран не будут препятствовать работе водородных двигателей.
Поскольку производство этих автомобилей должно быть массовым, а автомобили должны быть дешевыми, чтобы завоевать рынок развивающихся стран, скорее всего, в период между 2020 и 2030 годами сборочным цехом для автомобилей на водородном топливе станут Индия и некоторые другие азиатские страны с дешевой рабочей силой.
Комментарии
Отправить комментарий