Нужное-для-жизни (+ спектакль "Недоросль")
Пишет Галина Иванкина: Для чего нужны знания? Нам в СССР говорили: для целостной картины миры (тезис о том, что грамотный человек лучше и быстрее добежит до Коммунизма, я опускаю - он преходящий и сиюминутно-официозный). Сейчас всё больше трындят о какой-то нужности-для-жизни. Это, простите, уровень животных. Людишки дошли до того, что пишут: «Зачем нам искусство, если мы на этом не зарабатываем?» А потом они же обижаются на кличку «быдло». Свинье и козлу не нужно рисование. И музыка. И география - тоже. Митрофанушка - рулёз. Он знал то, что ему нужно для жизни, да мамочке было стыдно ...перед эпохой. Для тех, кто в танке (точнее - в оупен-спейсе, напомню - то была эра Просвещения и всяческих энциклопедистов). Итак...

...Хваткие и деловитые персонажи верещат, что советская школа давала интеллигентское, пустое и далёкое «от реалий» образование. Именно поэтому отличники и умники в 1990-х голодали, а туповатые, но смекалистые троечники замутили бизнесок и, если не оказались, убиты другими троечниками, то сейчас растят детей по Лондонам и шопингуются в Милане.
Большевики, мол, растили неприспособленных гуманитариев и — таких же технарей, которые, обладая знаниями, не умели и — не желали их продавать. Тогда как сейчас — всё в ажуре! Ещё бы ненужную географию куда-нибудь выкинуть!
Мне доводилось общаться с одной тоскующей мамой — она, востоковед и художница — так и не сумела «пробиться». Ирочка - интеллектуальна и — неповоротлива. Не считывает тренды и бренды. Не умеет продвигать себя и творчество. «Пусть хотя бы мой сын будет обеспеченным!» - вздыхает она. Получившая разнообразно-бессмысленное — с её точки зрения — образование, женщина искренне рада, что её отпрыск — видеоблогер, получает денежку за рекламу, вертится, ходит на какие-то курсы, пытается раскрутить свой стартап.
А то, что он именует супрематизм — квадратиками, а ренессанс — толстыми, голыми тётками — ерунда. «Что толку от моих знаний? Ну, писала я диссертацию о Руми. Ну, изучала суфизм. Ну, рисовала арабески. И — что? Живём в хрущёвке. Денег на восточные вояжи — нет. Муж — такой же. Сидим — кукуем. Нужны другие знания!» - подытожила Ирина.

Это Европа. Там - ровно то же. Просто фотография знаковая.
...Меня тут спросила некая дамочка: «Вам где-то понадобилось знание о том, что такое вакуоль, как производится крекинг нефти и какие чувства испытал князь Андрей, проезжая мимо дуба?» Короче, современному россиянину (если он, конечно, суперсовременный, а не застрял в Совке!) не нужно ни-че-го, кроме жратвы и секса. К счастью, нашлись те, кто не согласен на «оптимальный пакет». Раздалось: «Это же так интересно!» и «Знания - для целостной картины мира».
А этим — неинтересно! Для них любое путешествие — это еда и разглядывание местного населения. «Французы - кулинары так себе, а француженки — страшненькие, ни одной симпатяги не встретил за две недели в Париже. Попалась одна милая толстушка — ничего так, да и она при ближайшем рассмотрении оказалась нашей-бывшей - то бишь из Израиля», - кропает в своём блоге мой ровесник, весьма успешно подвизающийся в области юриспруденции. Париж с его музеями прошёл мимо.
Да хрен бы с ней — с Европой. Эти же люди считают, что Николай I был сыном Александра I, имел прозвище «Кровавый» и сослал Пушкина воевать на Кавказ. Потому как не нужны им «лишние знания»! Что-то в детстве долетело сквозь дрёму про Пушина, Кавказ и Николая, но потом — растворилось во вкусовых предпочтениях относительно круассанов и толстушек.
И знаковое видео с тех времен, когда происходила переоценка ценностей. Для тех кто не в курсе, деревянным тогда презрительно называлось все советское, начиная с рубля и заканчивая игрушками.
И возвращаясь к Митрофанушке...
"Недоросль" - спектакль по одноименной комедии Д. И. Фонвизина
Слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т. н. венечных памятей — документов, разрешающих вступление в брак. Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Комментарии
Отправить комментарий