О чем писали нарвские газеты 08.09.1970
Продолжаем наше путешествие во времени с сохранением местоположения в пространстве. Сегодня опять 1970 год. Осень. Нарва.
ПИСЬМА ИЗ ОДНОГО ЦЕХА. "Забить" в свободное время.
Каждый день в определенное время по коридорам лаборатории корпуса цеха ТАИ Прибалтиской ГРЭС разносится призывный клич: «Арсентьич!». Это своего рода сигнал: начало обеденного перерыва и игры в "Козла". 48 минут будут раздаваться хлесткие удары костяшек и взрывы хохота (когда кто-то «схлопотал лысака», а может быть и «генерала»). Так было вчера, так есть сегодня. Так, наверное, будет и завтра. Против игры в домино неоднократно выступала наша печать - от стенных и многотиражных газет, до солидных центральных изданий. «Козла» ругают, высмеивают, критикуют. «Козла» «публично секут» и "берут за рога», не без юмора называют самой интеллектуальной игрой после перетягивания каната.
Очень много поклонников у "козла" в производственных цехах и службах Прибалтийской ГРЭС. В цехе ТАИ 80—85 процентов работающих имеют среднее, средне-техническое и высшее образование. Многие рабочие учились в техникумах и институтах. Казалось бы, в таком коллективе «козлу» нет места, однако здесь в него играют и молодые и старые, рабочие и инженеры. Играют утром, перед началом работы и в обеденный перерыв; играют на верстаках и специально оборудованных столах; играют с вдохновением и с явной апатией.
Не у многих из них появится желание поговорить со мной. Одни сказали - "К чему такие нападки на безобидную игру? Никому она не делает, никому не мешает. А если мешает, то пусть придумают другую, и не менее интересную». Другие сторонники этой игры склонны к психологическому анализу и философским обобщениям, попытаются даже найти рациональное зерно, подвести, так сказать, теоретическую базу. «В наш стремительный век, — скажут они,—на человека обрушена лавина всевозможной информации, игра же в домино, не требующая большого умственного напряжения, является своего рода защитным средством мозга от перегрузки». Некоторая доля истины в этих аргументах есть. Однако искать рациональное зерно в этой игре — пустая трата времени.
Обогатить, развить и облагородить человека пресловутый «козел» не может. А для того, чтобы лучше отдохнул человек, не обязательно переключать работу его мозга на игру в домино. Наш век может предложить мозгу кое-что достойнее — посмотреть, послушать, почитать.
Теперь обратимся к цифрам. В одной производственной группе цех а ТАИ за месяц было сыграно 260 партий в домино. Если предположить, что на каждую затрачено хотя бы 4 минуты, то получится, что каждый из четырех игроков истратил на «козла» около 17 часов в месяц. Это целых два рабочих дня. В этом аспекте «козел» начинает приобретать далеко не безобидные очертания. И все же главная беда заключается в другом, а именно в том, что люди смирились с таким явлением, не замечают его уродства.
Считать, что в цехе ТАИ все играют в «козла» было бы несправедливо. Здесь есть любители шашек и шахмат, кое-кто тяготеет к биллиарду и настольному теннису, кое-кто в обеденное время читает, что под руку попадется. Есть даже принципиальные противники костяшек. Но кумиром является все-таки «козел».
Года два—три назад в производственной группе мастера Чекмарева работал Б. М. Ботов — человек, умевший подбирать ключи к сердцам людей. По его инициативе неоднократно проводились интересные мероприятия, одним из которых бы ло спортивное состязание с соседней группой мастера Егорова. По каким видам спорта не соревновались только эти группы! Плавание и лыжи, футбол, стрельба и поднятие гири. Всего что-то около 15 видов. А соревнования по шашкам и шахматам проводились чуть ли не каждый месяц. Естественно, что в таких условиях для «козла» не было места. Но получилось так, что Ботов перешел работать в другой цех и все заглохло. Сейчас в этой группе также воцарился «козел». А прежние времена ветераны вспоминают как «золотой век». Оказывается, победить "козла» можно. Причем победа достигается не гонением или запретом, а путем заполнения свободного времени рабочих увлекательными и полезными делами.
Что же делается в этом направлении в цехе ТАИ? Да почти ничего. Общественные организации не обращают на «козла» никакого внимания, очевидно, считая его равноправным членом своего коллектива. За пять лет стенгазета только один раз поместила статью (автор тов. Варшавский) в осуждение «козла», за которую автор получил немало нареканий из «стана козлятников». В плане работы цеховой парторганизации много места отведено лекциям. Но, к сожалению, (если не считать беседу инспектора рыбнадзора с рыбаками-любителями) за год в цехе не было ни одной лекции. Есть в цехе политинформаторы, но и они почти бездействуют. Ленинская комната неуютна. Здесь биллиард, полупустой книжный шкаф, десяток журналов «Турист». Заходить сюда у людей нет желания. Два года назад предполагалось оборудовать для отдыха рабочих часть помещения переходного моста, но и это осталось невыполненным.
Кое-кто скажет, что автор сгустил краски, преувеличил Ничего подобного! Если спросить в цехе, какие события произошли за последний день в республике, стране или мире, правильный ответ дадут немногие. А вот кто вчера «схлопотал генерала» в цехе знают все. Какая уж тут гипербола!
Производство есть производство. Люди приходят в цех, чтобы трудиться. Мы боремся за коммунистический труд. Пора изгнать из цехов пошлые анекдоты и не менее пошлые игры. Вытеснить это надо хорошими, умными занятиями. Л тогда увидим, что это не только возвысит человека, но и увеличит производительность его труда.
В. ИВАНОВ
***
За рубежом. ЦРУ И СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ.
В последний день июня из Малагасийской Республики (о. Мадагаскар) были выдворены последние семь миссионеров реакционной сектантской организации Свидетели Иеговы. Власти Мадагаскара заявили, что представители этой секты, центр которой находится в Соединенных Штатах Америки, были изгнаны с острова за распространение антинациональных и антигражданских идей. Несколько раньше члены человеконенавистнической секты Свидетели Иеговы были выдворены также из ряда других африканских государств — Габона, Камеруна, Мали. Руководители африканских
стран вынуждены были пойти на эти крутые меры потому, что служители культа Иеговы в последнее время стали открыто выступать против прогрессивных мер местных властей.
В своих действиях вожаки и проповедники секты строго следуют директивам из центра, находящегося в США, Причем члены секты ведут не только явную, но и тайную деятельность. Газета «Пресс дю Камерун», комментируя решение правительства запретить деятельность Свидетелей Иеговы в Камеруне, писала, что некоторые члены этой секты являются агентами Центрального разведывательного управления США. Газета обращает в связи с этим внимание на тот факт, что американские посольства и консульства в Африке набирают для работы в свои штаты, как правило, тех граждан, которые состоят в местной секте Свидетелей Иеговы.
На мысль о тесных связях ЦРУ со Свидетелями Иеговы наводит и необъяснимое финансовое процветание секты. Имея ограниченное количество своих членов, которые в своем большинстве принадлежат к отсталым и бедным слоям населения, секта не испытывает финансовых затруднений. По свидетельству прессы, общество Свидетелей Иеговы имеет во многих странах хорошо обставленные помещения, транспорт, оно большими тиражами издает книги и брошюры, которые среди населения распространяются бесплатно.
Свидетели Иеговы стали проявлять повышенный интерес к африканским странам после второй мировой войны. Этот интерес связан с небывалым размахом национально-освободительного движения на африканском континенте. Провал многих попыток затормозить поступательный ход истории.
ставил неоколониалистов обратиться к услугам явно реакционных религиозных организаций, какой является и секта Свидетели Иеговы. Известно, что народы африканских стран предпринимают большие усилия для подъема своей экономики, возводят первые заводы и фабрики, осваивают передовые методы ведения сельского хозяйства, борются за расширение сети медицинских учреждений и школ. Общество Свидетели Иеговы выступает противником всех этих мероприятий, направленных на улучшение жизни населения в африканских странах.
Меры, принятые правите вами Малагасийской peспублики, Камеруна, Габона и других стран, свидетельствуют о том, что эти страны вовремя поняли опасность, которая кроется в действиях секты Свидетели Иеговы.
В. ПЕТУХОВ (TAСС)
***
***
ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ
Первый раз меня в газету фотографировали в 1938 году. Ох, не таким я был, не таким.... Олев Яковлевич Хямерсоо, отложив фотографию, вспомнил прошлое, словно еще раз прошел по жизни, заново пережив и радости и горе...
... Как сейчас помню свой первый рабочий день. 14 лет тогда мне было. К нам в маленькoe местечко под Выру, через Чудское озеро приехал продавец сахара и устроил "сахарную" ярмарку, разложив свои товары. Обежал я ярмарку и направился на хутор мастepa-портного Якоба Пеентайма (только так в то время можно было обучиться ремеслу. Держал мастер обычно по 3—4 ученика.
Зимой обучал, а летом заставлял работать в хозяйстве). Мой учитель был настоящим человеком, хорошим портным. Земли у него было полгектара. Хозяйство середняцкое, но кормился своим ремеслом. 2-ух хороших мастеров обучил... Только позднее я узнал, что хозяин мой был коммунистом-подпольщиком, за что немцы и расстрела его в.1941 году...
Профессия портного, которой он меня обучил, стала и моей на всю жизнь. Учился я и позднее в училищах Печер, Выру, Тарту. После окончания последнего получил диплом ученого рабочего»...
...Первые дни войны. Страшным кошмаром хранит их память. К тому времени у у меня была дочь — крохотное месячное существо, названное Майей в честь месяца ее появления на свет. В один из этих дней мы с женой и дочуркой вернулись из Кадриорга. Поднялись в квартиру, жена перепеленала дочку и встала с ней у окна. Не на счастье встала. Тогда-то и разорвалась над Таллином первая фашистская бомба. Жена закрыла те-лом тепленький живой сверток, да так и не поднялась: осколок попал ей в голову. Меня тоже ранило.
Потом была эвакуация. Был нахмуренный военный Свердловск. Была работа: шили и шили — для фронта.
А 11 лет назад приехал в Нарву. С тех пор и работаю в комбинате бытового обслуживания «Прогресс». Сначала мастером, теперь закройщиком. Нравится ли работа? Не задумывался над этим. Просто она стала делом жизни. Другого не мыслю.
Новое? Новое есть всегда. Сколько лет работаю — столько и учусь. Вот недавно был большой сдвиг в работе ателье — специализация. Сейчас в нашем ателье № 2 шьют только верхнее платье. Работаем бригадным методом. Жаль, что он внедряется еще не вполне решительно: некоторые хорошие мастера еще занимаются индивидуальным пошивом. Бригадный метод, с моей точки зрения, дает более значительный эффект: уменьшаются сроки изготовления заказов, улучшается качество шитья...
Так и пронес я науку первого учителя через всю жизнь. И мастеров обучил 12. Столько же, сколько и он. И дочь вырастил. И — сына. Не гнушается 14-летний Энно моей работой. Сам себя обслужить умеет. А вот портным быть не хочет: времена, говорит, сейчас не те, отец.
Рассказ О. Я. ХЯМЕРСОО пересказала Н. ОСАДЧУК
Комментарии
Отправить комментарий