"Очевидец": как государственные чиновники ходят на исповедь в КаПо
Перемены в правительстве, по всей видимости, закончатся назначением других министров, и рано или поздно возникнет вопрос о предоставлении новым людям доступа к государственной тайне. Тем, кто хочет или должен иметь разрешение на работу с секретными материалами, следует быть готовым честно ответить на все вопросы, например, о сексуальных связях на стороне и пристрастию к казино.
![](https://i.stena.ee/19/16722699_258879927858972_2027791752261428977_o.jpg)
Репортеры передачи "Очевидец" (Pealtnägija) выяснили, на каких основаниях предоставляется доступ к государственной тайне и какими секретами личной жизни политики делятся с Полицией безопасности.
В глазах общественности КаПо, как правило, ассоциируется с контрразведывательными играми и антикоррупционными делами. О том, что одной из задач этого ведомства является выуживание тайн личной жизни руководителей государства и высокопоставленных чиновников, знают немногие.
И речь не идет лишь о сборе компромата. Проверяют надежность и исключают возможность стать жертвой шантажа. Будь то курение травки в студенческие годы или любовные связи на стороне, на исповеди в КаПо о своих грехах приходится рассказывать всем важным государственным деятелям, включая президента и премьер-министра.
"Эти беседы приятными не назовешь. Ты вынужден подумать обо всех ошибках, которые совершил в жизни, и дать им некую оценку", – рассказал бывший советник по стратегической коммуникации правительства Ильмар Рааг.
"Неприятно, когда напротив сидит чужой человек, который, по всей видимости, знает о тебе больше, чем ты сам", – добавила Мерике Сакс, много лет занимавшая пост канцлера министерства.
Официально процедура называется "Проверка безопасности в связи с государственной тайной". Государственные тайны в Эстонии имеют четыре уровня секретности и бывают ограниченные, конфиденциальные, секретные и совершенно секретные. Доступ к ним открывается в зависимости от должности и необходимости. Разрешение выдается на пять или семь лет, после чего человека проверяют заново.
"Да, это для любого человека немного волнительно. Ведь даже если ты думаешь, что жил порядочно и ничего плохого не сделал, может легко случиться, что будешь сильно переживать", – поделился своими впечатлениями министр государственного управления Янек Мягги.
Янек Мягги после назначения президентом Всемирной федерации шашек зачастил в Россию. Во время проверки в КаПо это, конечно, не осталось незамеченным. Автор: Сергей Степанов/ERR
Государственная тайна не всегда связана с военными планами. Речь может идти о сети источников занимающегося государственной безопасностью ведомства или официальных тезисах при встречах с главами других государств. Премьер-министр, например, не имеет права оглашать детали незаконченных расследований, это входит в задачи КаПо.
За халатность в отношении гостайны – наказание
Небрежное отношение к гостайне безнаказанно не проходит. В 2004 году тогдашний министр обороны Маргус Хансон забрал домой портфель с важными документами, которые затем были похищены при странных обстоятельствах. Хансон был признан виновным в халатности и был вынужден уйти в отставку.
Через несколько месяцев КаПо обнаружила пропажу из МИДа 91 документа с грифом "гостайна". Тогда политическую ответственность на себя взяла министр иностранных дел Кристийна Оюланд.
Не обязательно быть госизменником, чтобы получить суровое наказание. По глупости или из соображений комфорта с секретными документами домой уходили и в результате попадались несколько чиновников.
Среди наказанных были и сами служащие КаПо, но самый громкий случай был связан с чиновником по вопросам безопасности Государственной канцелярии Райне Ээнмаа. Он был приговорен к двум годам и реально провел в тюрьме три месяца.
"С документами, содержащими гостайну, нужно работать в безопасном месте, их нельзя уносить домой. Почему некоторые люди решают поступить иначе? Может быть, думают, что раз они эту информацию составили, то являются ее владельцем? Но на самом деле, владельцем гостайны всегда является государство", – объяснил чиновник КаПо Карель Виркс.
По словам Мерике Сакс, для работы с секретными документами выделяются помещения, в которых действуют специальные требования безопасности.
"Секретные документы никогда нельзя класть в свой портфель или оставлять на столе. У нас было заведено так: занимающийся гостайной чиновник ждал за дверью, пока я прочитаю бумаги. В такие моменты нельзя было отлучиться даже в туалет, оставив документы на столе", – рассказал бывший премьер-министр Таави Рыйвас.
Проверку Полиции безопасности в зависимости от степени секретности проходят все: и директор Банка Эстонии, и советник при министерстве, и уборщица, сметающая департаменте пыль.
Тайной является даже информация о количестве имеющих доступ к государственным секретам людей, но известно, что таковых несколько тысяч. Список не ограничивается лишь государственными служащими, в нем также значатся военнослужащие и сотрудничающие с государством частные предприниматели.
Несколько месяцев под наблюдением и беседа с пристрастием
"Все начинается с причины – для чего нужно разрешение. Если причина весомая, следует заполнить объемную, детальную анкету и дать согласие на наведение справок о тебе самом. По сути, ты соглашаешься копаться в своей личной жизни", – сообщила Сакс.
Наведение справок, или так называемый период наблюдения длится минимум три месяца и охватывает все: звонки, банковские операции, выписки из регистра наказаний, информацию о заграничных поездках и круге общения, включая далекое прошлое. После этого – на беседу в КаПо.
"Вопросы зависят от жизни человека. Мы должны знать о методах работы своих противников. Нам известно, как они компрометируют людей и принуждают их к незаконному сотрудничеству. Поэтому важно обсудить и нюансы личной жизни", – пояснил работник КаПо Виркс.
"Они пытаются определить уязвимые места человека, понять, какую информацию можно использовать против него"
"Это морально тяжело. Сидишь перед человеком, которого видишь впервые в жизни, и тебя спрашивают об отношениях с первой женой и о том, что о них думает вторая жена. А потом еще углубляются в детали", – описал беседу с сотрудником КаПо Ильмар Рааг.
"Помимо вопросов о том, с кем ты состоишь в отношениях, берут выписку звонков и спрашивают, почему ты общаешься с тем и этим. Также спрашивают, с какими целями ты снимал наличные деньги", – рассказала Сакс. Во время работы в Министерстве экономики и коммуникаций она имела доступ как к тайнам внутри страны, так и на уровне НАТО. Даже министры не знали столько, сколько она.
После того, как она перешла на работу в Elron, ей, как и большинству высоких госчиновников, доступ к гостайне не закрыли. В результате она вынуждена проходить повторные проверки.
"Спрашивают конкретно, есть ли у тебя сексуальные связи на стороне. Они пытаются определить уязвимые места человека, понять, какую информацию можно использовать против него", – добавила Сакс.
Логика простая: если нежелательная информация есть у КаПо, то о ней известно и противнику.
"До того, как я в 2017 году стал президентом Федерации шашек, я десять лет не был в России. А потом ездил неоднократно и часто звонил на российские номера. Пришлось объяснять, кто эти люди и откуда я их знаю", – описал Мягги.
Проверку проходят не все
Все, о чем говорится за стенами КаПо, является секретом. Как и имя человека, который проводит беседу. Общественность узнает лишь о некоторых, связанных с высокопоставленными чиновниками инцидентах. Среди последних – случай с Марко Аавиком, кандидатом на должность главного директора Инспекции по защите данных. Ему доступ к гостайне не предоставили, якобы, по причине сокрытия дополнительного дохода. КаПо это дело не комментирует, но можно предположить, что препятствием стал не сам факт халтуры, а его сокрытие.
"Распространенным основанием для отказа является ложь, а также зависимости и пристрастия, из-за которых человек может попасть в экономическую зависимость", – сообщил Виркс.
Учитывая имеющуюся у КаПо информацию, неизбежно возникает вопрос, каким образом проверку прошли такие государственные изменники как Херманн Симм, Алексей Дрессен или несколько лет сотрудничавший с российскими спецслужбами майор Сил обороны Денис Метсавас?
Зачастую госизменниками люди становятся после того, как заслужат доверие и получат доступ к государственным тайнам. Как правило, врагов интересует тайны, связанные с НАТО и Евросоюзом. И если получению министерского портфеля сопутствует доступ к государственным секретам низшего уровня, то для работы с тайнами НАТО членам правительства приходится пройти через рентген КаПо. Удивительно, но некоторые из нынешних министров от такой возможности вежливо отказались.
Разрешения на работу с секретами НАТО, например, нет и министра финансов Тоомаса Тынисте и министра внутренних дел Катри Райк.
"Что касается секретов НАТО, то я о таком разрешении не ходатайствовала, и при обсуждении связанных с ними тем выхожу из помещения. Причина очень простая: мое назначение министром было слишком неожиданным", – объяснила Райк.
По данным "Очевидца", разрешения на работу с секретными документами НАТО нет по меньшей мере у четырех министров, но ответить на вопросы журналистов они не захотели, сославшись на гостайну.
Катри Райк – новичок в кабинете министров и проверку безопасности откладывает из-за нехватки времени. О своем принципиальном нежелании иметь доступ к тайнам НАТО сообщил министр финансов Тоомас Тынисте. "Получение этого разрешения занимает три месяца. Это та еще бюрократия. Я отказался, так как многие знакомые сказали, что такое разрешение мне, вероятно, и не понадобится", – пояснил свою позицию Тынисте.
Катри Райк проверку КаПо не проходила и на совещаниях, имеющих отношение к секретным материалам НАТО, выходит из помещения.Автор: Владислава Снурникова/ERR
По мнению Рыйваса, это проблема: "Эстония должна быть готова к решению любых кризисных ситуаций. Но если за столом вместо министра сидит вице-канцлер или руководитель отдела, то решение вопроса становится невозможным".
В основном, бросаются в глаза именно члены партии "Отечество". Проверку безопасности не проходил и председатель партии Хелир-Вальдор Сеэдер, который также входит в парламентскую комиссию по гособороне.
С одной стороны, плохо, когда у принимающих решения лиц нет информации, а с другой стороны, политики заверяют, что ни одно важное решение не осталось не сделанным по причине отсутствия разрешения, а при необходимости министра может, например, заменить канцлер.
В том, что отсутствие разрешения может стать проблемой в кризисной ситуации, согласна и Полиция безопасности. "В кризисной ситуации нужно немедленно ознакомиться с информацией. Порой решение требуется принять очень быстро", – заявил Виркс.
Комментарии
Отправить комментарий