Один чемодан на двоих и туманные перспективы – как наши соотечественники стали англичанами
Юлия (24) и Алексей (25) Зубовы свою жизнь в Бристоле (Великобритания) начали практически с нуля, а теперь не очень-то хотят возвращаться домой, пишет "МК-Эстония".
Началось все с того, что Юлина подружка, уехавшая в Англию и сумевшая устроиться там, пригласила Юлю погостить. По рассказам представления о жизни в Англии вырисовывались исключительно позитивные.
Читать далее...
- Я, конечно, тоже загорелась, — признается Юля. — Сначала съездила к ней гости, посмотрела, как там живется, увидела, что там и цены пониже, и выбор товаров побольше, и люди более улыбчивые. Хотя ты понимаешь, что им всем на тебя наплевать, но все же их напускная приветливость приятнее, чем плохо скрытое раздражение, как тут, в Эстонии. Вернувшись домой, я решила уехать тоже. Несколько месяцев готовилась, и когда у меня уже были куплены билеты, мы познакомились с Лешей… И в итоге через полтора месяца уехали вместе. С одним чемоданчиком на двоих, без каких-либо конкретных перспектив.
Раздача CV
Бристольская подружка помогла молодой паре найти недорогое, но приличное жилье — за 330 евро в месяц.
- Подружка настойчиво советовала нам повторить ее путь поиска работы, ее опыт показывал, что это — самый эффективный способ, и поначалу мы так и делали, — усмехается Юля. — А именно — просто распечатали пачку CV, и ходили по улицам, заглядывая в каждый магазин, в каждую фирму или салон, бар, где оставляли менеджеру свои анкеты.
Воспользовавшись предыдущими навыками, Юля пыталась устроиться в магазине или кафе, так как понимала, что претендовать на работу в call-центре в Англии со своим несовершенным английским ей пока рановато. У Алексея английский был вообще никакой, но он мог предложить работодателю свой опыт работы в баре, в охране, в строительстве и на производстве. Кроме того, ему уже приходилось работать в Англии — в 2008 году нашел работу через агентство из Эстонии.
- Мы ходили везде пешком, потому что общественный транспорт страшно дорогой — недельный проездной стоит 20 евро. Это сейчас он подешевел, а тогда стоил 28 евро. Разнося CV по конторам, мы начали понимать, что, хотя бумаги принимают с улыбкой, как только за тобой закроется дверь, твое CV отправляется тут же в помойку, — говорит Юлия. — Мы искали работу примерно полтора месяца — безуспешно.
Под тиканье секундомера
- Нам посоветовали обратиться в агентства по трудоустройству, — рассказывает Алексей. — Там нужно заполнить анкету, описав, что ты умеешь и что хочешь делать, и исходя из того, что у них есть, тебе предлагают вакансии. Когда мы туда пришли, как раз набирала рабочих фабрика "Индезит", которая производит бытовую технику. И нам сразу назначили пробный день. Надо было восемь винтиков вкрутить и шесть проводочков вставить за 30 секунд. Это было достаточно легко для меня.
- А для меня — нет! Давалось три попытки, Леша все с первой попытки сделал, а я, поскольку никогда в жизни с винтиками дела не имела, да еще под тиканье секундомера, да какой-то электрической отверткой — мне было так страшно, что… в общем, мне дали четвертую попытку, "бонусную", и с четвертой попытки я это сделала, — теперь Юле смешно вспоминать об этом. — Позвонили уже через два дня, меня определили в вечернюю смену, Лешу через неделю поставили в утреннюю.
Правда, для Юли работа оказалось тяжелой. Через неделю мучений я решила, что эта работа не по мне, и я ушла с завода. А Леша работает там и сейчас.
Безалкогольная дружба
Зарплаты Алексея хватало на вполне достойное существование — им не приходилось урезать себя ни в еде, ни в чем-либо другом необходимом. Хватало даже на развлечения.
- Конечно, в Англии мы сразу ощутили нехватку общения на русском языке, — говорит Юлия. — Но выяснилось, что тут много русскоговорящих отовсюду: Латвия, Литва, Россия, Украина, даже из Германии была парочка.
Среди коллег Алексея оказалось немало выходцев из Прибалтики, языком общения которых между собой тоже был русский. Главным образом это были приехавшие на заработки молодые мужчины — отцы оставшихся дома семейств или холостяки в поисках лучшей жизни. Общение вне работы не складывалось, так как свободное время коллеги предпочитали проводить в барах и пабах.
- Мы узнали, что в одном из клубов регулярно проводятся "русские дискотеки", и радостно зашли туда пару раз, — рассказывают ребята. — И поняли, что народ ищет не друзей, а собутыльников, если хочешь общаться — напивайся! Если не пьешь, то выпадаешь из тусовки. Сейчас общаемся с парой из Таллинна, которых, кстати, Леша знает с детства и которые, как оказалось, живут в Бристоле уже 5 лет! Этого вполне хватает. Для остального общения есть интернет и скайп.
Английский пациент
Скоро выяснилось, что Юля беременна. Было решено, что она сидит дома и спокойно вынашивает дитя. На этом ее поиски работы в Англии закончились. Зато началось знакомство с местной медициной.
Если среднего уровня английского для поисков работы хватало, то для общения с врачами его маловато. Иной раз и на родном-то языке врача не сразу понимаешь. На сайте поликлиники Юля прочитала, что иноязычные пациенты могут попросить бесплатного переводчика, который будет либо присутствовать на приеме, либо находиться на связи по телефону, и решила воспользоваться предложением.
- На первом же приеме я попросила о помощнике, на что доктор усмехнулась и сказала, что у акушерки английский не сильно отличается от моего, — смеется Юлия. — Правда, квалификация врачей меня поразила… До сих пор не понимаю, то ли они равнодушны, то ли ничего не знают? Пару раз нам случилось обращаться в травмопункт, у Леши болел бок, врач пощупал живот и сказал пить парацетамол (как обезбаливающее), мол, все пройдет само. Потом я обратилась с болью в кисти руки, врач и не подумал отправить меня на рентген, пощупал… и сказал, мол, ничего, через пару дней пройдет. На мое замечание, что она болит уже месяц, ответ был гениален: тогда через пару дней точно пройдет, а если будет болеть… выпейте парацетамол! Наверное, в Англии парацетамол — это панацея от всех болезней. Рука, к слову, болит до сих пор.
Однако были, разумеется, и приятные моменты. Всем будущим мамам (независимо от того, гражданка она или приезжая) выдается Maternity card, с которой можно бесплатно посещать бассейны неограниченное количество раз и оказываются бесплатные услуги дантистов вплоть до того момента, когда малышу исполнится год. Можно подать ходатайство и получать специальные талончики на фрукты.
- Медицина в Англии бесплатная, даже витамины для беременных мне выдавала сама акушерка, не надо было покупать, — рассказывает Юля. — После рождения малыша я стала получать maternity benefits — 88 евро, которые платят всем. Для получения декретных денег надо проработать 26 недель на одном месте. Но есть и другие варианты пособий. Например, tax credit — если в семье один работающий, то он может получать деньги за то, что супруг сидит дома (при этом неважно, по какой причине). Для приезжих процедура подачи заявления на такие пособия, конечно, более сложная. Присылают кучу дополнительных анкет, рассмотрение тянется до полугода, при этом через пару месяцев после подачи заявления могут прислать извещение, что не хватает той или иной справки, и после ее получения отсчет полугода начинается заново.
Домой не хочется
Приехав на праздники в родной Таллинн, чтобы познакомить наконец родственников с малышкой Валерией и встретить Новый год среди родных и друзей, Юлия с Алексеем прошлись по торговым центрам и были шокированы, насколько отличаются цены у нас и в английских магазинах.
- Одноразовые подгузники в Талинне раза в полтора дороже, детские товары намного дороже. Хлеб, молоко, одежда — да практически все дороже, — делится впечатлениями Юлия. — Если, живя в Бристоле на зарплату Леши, мы можем практически ни в чем себе не отказывать и даже пару раз в год слетать в отпуск, с трудом себе представляю, чтобы в Эстонии при таких ценах семья могла бы существовать на зарплату одного заводского рабочего.
Домой молодую семью уже не тянет. Жить и растить ребенка на Туманном Альбионе оказалось и дешевле, и комфортнее. Осталось решить вопрос с жильем, и Юлия с Алексеем смогут считать себя вполне устроенными по английским меркам.
- Через полгода жизни в Бристоле мы переехали в однокомнатную квартиру, в которой сейчас живем. В Англии многие до старости живут в съемных квартирах, так как покупать жилье в собственность очень дорого, — поясняет Алексей. — Мы подали заявление на получение муниципального жилья. Когда нас наконец поставят в очередь, мы будем в самом ее конце. Сначала идут англичане, потом приезжие азиаты с кучей детей, и уж где-то далеко позади — мы, с одним ребенком. Но мы готовы ждать. В Эстонию мы уже вряд ли вернемся.
Комментарии
Отправить комментарий