Ограбление по-японски. Как США лишились монополии на джинсы.
Есть много людей, в гардеробе которых нет других брюк, кроме джинсов. Когда нибудь наши потомки будут изучать и писать диссертации на тему этой одежды. Пока мы мало над этим задумываемся, но это, пожалуй, одна из немногих вещей, которая захватила практически всё человечество. И это, похоже, единственная современная вещь, которую мы специально портим, чтобы она была привлекательнее.
Изобретение джинсов — славная часть американской истории. Ткань саржевого плетения, необходимую для изготовления парусов, еще в средние века производили во французском городе Ним, откуда и пошло нынешнее название — «деним». После распространения паровых двигателей спрос на паруса упал, и из денима стали шить простые и прочные синие штаны, которые пришлись по душе практичным морякам. Спустя десятилетия из моряцкой моды они перекочевали в среду ковбоев и золотоискателей и окончательно получили прописку в Новом Свете. После Второй мировой войны американский кинематограф одел в деним плохих парней Джеймса Дина и Марлона Брандо: актёров, завоевавших сердца молодежи всего мира — так свободолюбивая Америка плотно посадила джинсы на бёдра массовой культуры, приучив потребителя ассоциировать джинсы с США.
Некоторые модели японских марок требуют 3 месяца для изготовления одной пары и стоят больше 2000 долларов.
Но сегодня всё больше знатоков денима выбирают японские джинсы. Модные магазины продают 18-унцовый сухой селвидж деним от фабрики Kaihara или Nihon Menpu по 300−400 $ за пару, покупатели не стирают их месяцами и в соцсетях хвастаются фотографиями изношенных джинсов японских марок.
Как случилось так, что японцы опередили законодателей джинсовой моды?
В 1924 году Сакичи Тойода, основатель той самой Toyoda Corporation, изобрел автоматический ткацкий станок Model G, технологически превзошедший все существовавшие в то время аналоги. Гораздо позже сменившая «d» на «t» Toyota Motors Corporation обгонит и американских гигантов автомобилестроения, но тогда компания прославилась технологией замены челнока без остановки станка. Эта возможность увеличила производительность в 20 раз, машины распространились по всему миру и, будучи установленными, в частности, на старейшей японской ткацкой фабрике Kurabo Mills, очень пригодились через несколько десятков лет, когда в шестидесятые годы, подражая ровесникам из США, устроившим джинсовую революцию, японская молодежь повально начала носить джинсы.
Символ свободы и бунтарства — синие плотные штаны с клёпками тоннами импортировались из Америки и мгновенно распродавались. На тот момент американская фабрика Cone Mills была поставщиков большинства джинсовых брендов, поэтому, как ни крути, все джинсы того времени были пошиты из примерно одного и того же денима. Потребитель же искушался и требовал новинок. Чтобы удовлетворить бешеный спрос, Kurabo Mills скооперировалась с японским производителем джинсовой одежды Big John, прежде закупавшим сырьё у крупнейшей американской фабрики Cone Mills — основного поставщика Levi’s.
Первый деним на Kurabo Mills был гораздо хуже американского, но производитель работал над технологией, и в 1972 году с его станков вышел первый качественный деним с закрытой кромкой — селвиджем. Нужно было еще сформировать у потребителя мнение о качестве, не уступающем американскому, и японские производители денима выдумали легенду о том, что они изготавливают свою ткань на старых «правильных» американских станках, выкупив их после Второй Мировой войны. И хотя они использовали старые Model G, легенда пошла в народ и живёт до сих пор.
Ткацкий станок Model G компании Toyoda
На заре своей деятельности японцы полностью копировали и лекала легендарных LEVI’S 501, и даже название компании. Например, ныне культовая марка EVISU, образованная в начале 90-х годов, до сих пор судится с LEVI’S: то по поводу формы карманов, то из-за схожести силуэтов классических моделей, и само название — EVISU — по некоторым источникам произошло от LEVI’S и стало причиной обогащения не одного адвокатского бюро.
Успех Kurabo Mills вызвал мировой интерес к японской продукции: деним стали выпускать многие фабрики, и словосочетание «японский деним» быстро стало синонимом качества и правильного подхода к производству. Когда во всём мире ткацкие машины прогрессировали и автоматизировались, обездушивая процесс превращения бесформенной хлопковой массы в тканое полотно, старые добрые станки Сакичи Тойода трудились, выпуская километры первосортного денима из нитей, вручную прокрашенных натуральным, а не синтезированным индиго. Плотно скрученные, они имели неравномерную толщину, прокрашивались вручную и потому выцветали совершенно уникальным образом, привлекая охотников за аутентичными вещами.
Удивительно, но если в сфере электроники Япония лидирует благодаря новейшим технологиям, то в области производства денима она прославилась технологиям вопреки — остановившись в прогрессе.
До и после: старение правильного денима в течение года.
Последние годы с приходом моды на винтаж и старую школу, некоторые производители начали выпуск стилизованных олдскульных джинсов. Используются новейшие станки, имитирующие переменную толщину нити, деним мучают отбеливателями и трут грубыми щётками, но настоящий ценитель всегда увидит разницу между джинсовыми штанами за 30 $, сшитыми из безвестной ткани, и аутентичным японским денимом из длинноволокнистого хлопка, который прослужит не один год и станет отражением индивидуальности его хозяина.
Комментарии
Отправить комментарий