Братство черноголовых: от попойки до войны
Если прогуливаться в Старом городе по улице Пикк в сторону моря, то внимание привлекает здание под номером 26 — Дом БратстваЧерноголовых с его роскошным порталом на фасаде времен Возрождения. Таллиннцы хорошо знают, что речь идет о средневековом купеческом здании, веками принадлежавшем Братству Черноголовых, символика которого сохранилась на тесаном портале здания. И хотя оно уже не принадлежит Братству, на сохранившихся со времен Ренессанса предкрылечных стеллах по-прежнему красуется герб Братства Черноголовых.
Братство Черноголовых — объединение неженатых иностранных (в основном немецких) купцов, действовавшее на территории Ливонии со средних веков до 1940 года. Самое выдающееся наследие, которое оставило миру Братство черноголовых — это, несомненно, традиция наряжать елку под Рождество. За право первенства в этом вопросе до сих пор спорят оба города, являвшиеся когда-то центрами братства: Таллинн и Рига.
В средние века было обычаем для обозначения, пользуясь современным языком, юридического статуса здания устанавливать по обе стороны ведущей в дом лестницы плиты из резного камня. Обычно на них высекались знаки дома, гербы или тексты, заменявшие современный номер дома или сообщавшие о его владельце. Эти плиты, придававшие своеобразие таллиннским улицам, исчезли из городской картины в XIX веке, когда в Старом городе стали образовываться тротуары.
Таллиннские Черноголовые
Состоявшее в основном из молодых и холостых немецких купцов похожее на гильдию Братство Черноголовых объединялось в основном общими церковными и светскими обычаями, внутренняя жизнь Братства контролировалась правлением и Таллиннским магистратом. Наименование Братства связано с бесстрашным чернокожим христианским воином святым Маврикием, который стал покровителем Братства. Его бюст и изображен на гербе Черноголовых. В Западной Европе в средние века о Черноголовых и не слыхали. Эстонию можно считать местом их возникновения, и уже отсюда традиция популярного Братства распространилась по городам Ливонии. Ко времени Ливонской войны в Таллинне было около 200 членов Братства Черноголовых. Братство имело недвижимость более чем в 20 городах Ливонии.
Древнейший письменный источник, в котором упоминаются Черноголовые, это их заключенный в 1400 году договор с Таллиннским монастырем доминиканцев. В нем указывается, как должны члены братства участвовать в церковной жизни и поддерживать монастырскую церковь. Братство передало монастырской церкви Св. Екатерины на хранение роскошную сакральную атрибутику и делало пожертвования, а за это монастырская братия молилась за то, чтобы Господь благословил Черноголовых. Был у Братства и обычай — перед Рождеством жертвовать монастырю несколько бочек рыбы, мяса и гороха, что сопровождалось еще и денежным пожертвованием.
Жизнь Братства
В принадлежащих Братству домах кипела веселая и хмельная холостяцкая жизнь, в которой, правда, участвовали и дамы из семей бюргеров. Для членов Братства дом был открыт в любой день, чтобы можно было выпить кружку пива и поиграть в азартные игры. Такие ежедневные посиделки назывались пфеннинговыми попойками (Pfenningdrunke).
В активной общественной жизни Черноголовых принимали участие и важные персоны, например самодержец Всея Руси Петр I, который в 1711 году посетил Братство. По преданию, во время визита самодержца один из Черноголовых обнаружил в своем бокале с вином дохлую мышь. Но поскольку царь уже произнес торжественный тост, пришлось бедняге выпить до дна вино из бокала вместе с мышью.
Важнейшими мероприятиями Братства были совместные пьянки накануне больших праздников, которые проходили четырежды в год. Главными из них (Hauptdrunke) считались рождественские и пасхальные пьянки, заканчивавшиеся совместной мессой в Екатерининской церкви, отсутствие на которых каралось штрафом.
В традиции попоек помимо обильного стола входили и шествия по улицам города, а также танцы.
В Хронике Балтазара Руссова описывается случай, когда Черноголовые танцевали вокруг украшенной елки на Ратушной площади и дотанцевались до того, что елка загорелась.
Складывается впечатление, что помимо веселой компанейской жизни Черноголовые получали и неплохую воинскую подготовку, играя существенную роль в системе обороны Таллинна.
Неустрашимые воины
Они имели солидное вооружение и активно участвовали в создании городских укреплений. Одним из наиболее ярких событий в истории Братства было, бесспорно, участие в сражении 1560 года с окружившим Таллинн русским войском численностью около 6000 человек. В упреждающей контратаке защитников города участвовали почти 250 всадников и 500 пехотинцев.
Решающее сражение состоялось ранним утром 11 сентября на песчаных холмах близ Таллинна, которые известны как «Гора Иерусалимская», находившаяся примерно там, где сейчас на Пярнуском шоссе расположен виадук. Битва была выиграна благодаря отважным защитникам Таллинна. Сцена этой битвы изображена на картине Л. Гландорфа (1561), известной под названием «Эпитафия Гландорфа или Черноголовых», потому что на ней изображены десять павших членов Братства. Силуэт Старого Таллинна в левом углу картины — одно из первых известных изображений города, что придает произведению особую ценность. Оригинал «Эпитафии Черноголовых» можно видеть в орудийной башне Кик-ин-де-Кёк, экспозиция в которой рассказывает о развитии оборонительного оружия и истории укреплений Таллинна.
* * *
Вопрос собственности
Дискуссия о возврате Дома Черноголовых прежним собственникам оказалась достоянием общественности в последние годы, когда государство передало здание городу. Хотя Братство, приобретшее здание в XVI веке, по закону об основах реформы собственности признано субъектом реформы в отношении этой недвижимости, окончательное решение о возврате должно принять правительство. Правопреемственность почти 600-летнего Братства вместе с большей частью его членов в 1940 году перекочевала в Германию. Деятельность нескольких десятков оставшихся в Эстонии членов Братства была прервана советской властью, а здание национализировали.
Калмар Улм, директор по развитию Таллиннского городского музея
Комментарии
Отправить комментарий