О чем писали нарвские газеты осенью 1948 года
STENA.ee продолжает обзорную ретроспективу городских газет из прошлого. Сегодня опять 1948 год. Народ, только оправившийся от Великой Отечественной, которая закончилась всего три года назад, усиленно трудится на благо родине и партии, как принято было писать в те времена в печатных органах. Газета "Нарвский рабочий" не была исключением.
К IV годовщине со дня освобождения столицы Советской Эстонии - Таллина
НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ДЕНЬ
Стремительность наступления Советской Армии в глубь Эстонии расстроила планы ненецкого командования. Но как утопающий хватается за соломинку, так и гитлеровцы цеплялись за каждый выгодный рубеж, за каждую высотку. Даже после выхода наших войск в район Раквере, немцы предполагали как-нибудь удержаться и организовать оборону Таллина.
А через 12 — 18 часов передовые отряды советских войск вступили в город с двух направлений. Подвижные мотострелковые и танковые группы прошли за ночь и полдня 120 — 150 километров. Пехота, посаженная на автомашины, танки, самоходные орудия, прорывалась в самых неожиданных для врага направлениях.
Это был неудержимый порыв всей армии. Лозунги: «Даешь Таллин», «Сбросим немцев в Балтику» — звучали на митингах, в приказах командиров и призывах героев; эти слова были написаны на автомашинах, на броне танков, красовались на специальных дощечках вдоль автострад. И советские воины шли вперед, не зная устали.
Самоходный полк гвардии полковника Чеснокова, пробившись через вражеские заслоны, завязал бои на окраинах Таллина. Они характеризовались стремительностью и решительностью нападения. Гвардии лейтенант Линьков прямой наводкой уничтожил до двадцати гитлеровцев, разбил дзот и два противотанковых орудия. Экипаж младшего лейтенанта Андреянова расстрелял более взвода вражеских автоматчиков. Красноармеец Воротников, обосновавшись на броне самоходного орудия, меткими выстрелами истребил пять немцев. Рядовой Роткин уничтожил гранатой фашистского авто-матчика, когда тот изготовился дать очередь в командира полка гвардии полковника Чеснокова.
В 11.30 22 сентября самоходный полк вступил в город. Батальон начал гнать немцев, пытавшихся оказать сопротивление. Было уничтожено свыше сотни фашистов и два противотанковых орудия, несколько гитлеровцев захвачено в плен. В 12 часов дня лейтенант Савченко водрузил красный флаг на одном из зданий Морского Бульвара.
Капитан Сысоев ворвался в город вместе с танковым десантом. Немцы встретили наши подразделения огнем автоматов. Капитан Сысоев повел своих людей в атаку. Вражеская пуля смертельно ранила мужественного офицера. Падая, он еще успел указать направление, и бойцы, повинуясь его призыву, разгромили немцев и вышли на площадь Победы.
С воодушевлением и неукротимой яростью действовали воины-эстонцы. Одно подразделение части офицера Вырк, участвуя в танковом десанте, нанесло на подступах к Таллину сокрушительный удар по гитлеровцам. Все попытки немцев удержать стальную колонну потерпели крах. Советские танки, давя гусеницами живую силу врага, поддерживаемые метким огнем автоматчиков-эстонцев, ворвались на улицу Тарту маантеэ. На величественной башне Вышгорода взвилось победное красное знамя. Его поднял офицер эстонского корпуса лейтенант Лумисте.
В районе порта шли еще напряженные бои. Враг цеплялся за каждое здание, очередями из автоматов преграждал путь наступающим. Красноармеец-казах Рахимов, заменив раненого командира отделения, смело повел своих товарищей в обход домов, из которых стреляли немцы. Когда вражеский пулемет преградил бойцам путь, Рахимов вбежал на чердак дома и гранатой уничтожил немецкий пулемет. Красноармеец его отделения мордвин Соловьев убил из автомата семь фашистов и трех взял в плен.
Вскоре все немцы, пытавшиеся бежать из Таллина и сосредоточившиеся в порту, были или захвачены в плен, или истреблены.
В 12.30 бойцы офицера Королько с особой торжественностью водрузили красное знамя над портом
Таллин снова стал свободным советским городом.
Советская Армия спасла эстонскую столицу. Немцы готовили Таллину печальную судьбу Нарвы и многих других разрушенных советских городов. Ворвавшись в город, наши бойцы находили тонны тола в зданиях и на улицах окружащих домов. Десятки жителей выходили из своих квартир, чтобы показать заложенные под дома мины замедленного действия. Если бы Советская Армия запоздала на сутки, Таллин мог бы быть превращен немцами в груду развалин.
Гитлеровцы сознавались: "...тол и другие взрывчатые вещества были заброшены в Таллин еще с весны. Предполагалось заложить взрывчатые вещества под основные здания Таллина и перед отплытием из порта поднять город на воздух» (показания ефрейтора 3 роты 23 саперного батальона Пауля Шатса).
Но события сложились так, что немцам было не до этого. Как затравленные крысы метались они по улицам города, ища спасения от возмездия. Кое-где они все-таки свершили свое подлое дело. Так был подорван телефонный узел, подожжен порт, разрушены некоторые жилые дома.
Трудящиеся Таллина с оружием в руках защищали народное достояние. Там, где немцы лезли особенно нагло, пытаясь взорвать промышленные предприятия, их встречал огонь вооруженных paбочих эстонской столицы. Были и жаркие схватки, из которых таллинцы вышли победителями. Они доложили командованию Советской Армии о готовности сохраненных предприятий немедленно начать свою работу.
Немцы никак не рассчитывали на сопротивление местного населения. Взятые в плен они в один голос твердили: "Эстонцы наши враги - они стреляли нам в спины и обезоруживали группы солдат. Это был настоящий удар с тыла».
Столица Советской Эстонии торжественно отмечала свое освобождение. В Таллине состоялся многолюдный митинг трудящихся. Тысячи людей собрались на стадионе живописного Кадриорга. Рабочие заводов «Красный Крулль", «Ильмарине», фабрики «Каве», железнодорожники Таллинского узла, интеллигенция пришли сюда, чтобы бы выразить глубокую благодарность Советской Армии и Верховному Главнокомандующему товарищу Сталину за свое освобождение. Председатель Президиума Bepxовного Совета Эстонской ССР И. Варе и секретарь Центрального Комитета КП(б)Э Н. Каротамм, народный артист республики Пинна, таллинский рабочий Томбак от имени эстонского народа горячо приветствовали доблестную Советскую Армию, изгнавшую ненавистных немецких захватчиков с эстонской земли. Представители Советской Армии и Военно-Морского флота генерал-майор Зубов, вице-адмерал Смирнов и майор Уйбо поздравили трудящихся столицы с великим праздником освобождения и пожелали счастья и процветания эстонскому народу.
Освобожденный, спасенный Советской Армией, Таллин ликовал. Множество кумачевых флагов взметнулось ввысь, выражая радость и торжество народа. Сотни тысячи людей вышли на улицы и площади города, чтобы отпраздновать великую победу.
А наши войска, тепло отвечая на восторженные приветствия жителей столицы, не задерживались в городе. Запыленные, усталые и изнуренные боями и большими походами, советские воины не могли позволить себе отдых: враг еще топтал эстонскую землю. Его нужно было сбросить в море...
***
ЖИЗНЬ ТРУДЯЩИХСЯ ЗА РУБЕЖОМ
Под ярмом Уолл-стрита
Уолл-стрит — деловой квартал Нью-Йорка. В этом квартале расположены здание фондовой биржи, банки и конторы крупнейших компаний, трестов, монополий. Здесь ежедневно совершаются сделки на миллиарды долларов, покупаются и продаются акции предприятий, на которых заняты миллионы рабочих и служащих.
Отсюда монополистический капитал Америки, подобно гигантскому спруту, протягивает свои щупальцы к судьбе негритянского горняка в Бельгийском Конго, араба-нефтяника в Саудовской Аравии, малайского пролетария, добывающего олово и каучук, китайского кули, японского рабочего, трудовых семей западноевропейских стран.
Американские монополии в погоне за неограниченным ростом прибылей непрерывно повышают цены на предметы первой необходимости и другие товары. Поскольку производство товаров в Америке и торговля ими сосредоточены в руках небольшого числа крупных монополий, которые осуществляют также контроль над государственным аппаратом, там ничто не сдерживает роста цен. В июле 1946 года монополисты добились через конгресс отмены даже того ограниченного контроля над ценами, который был введен в годы войны. С тех пор цены стали расти вверх еще быстрее. Стоимость мяса, например, после отмены контроля поднялась на 80 процентов. Повысились цены и на другие виды продовольствия, а также на одежду, топливо, квартиры.
Прибавки к заработной плате, которых добились некоторые категории рабочих в результате упорной стачечной борьбы, значительно отстают от роста цен. В итоге происходит непрерывное снижение реальной заработной платы и падение жизненного уровня рабочих масс Америки.
Зато в огромной степени выросли за последние годы прибыли капиталистов. За один только 1947 год прибыли американских монополий достигли 17 миллиардов долларов против 8,9 миллиарда в 1945 году. В текущем 1948 году доходы американских монополий значительно выше, чем в прошлом году. Так, например, нефтяная компания «Стандард ойл оф Нью-Джерси» получила в первой половине текущего года 210 миллионов долларов прибыли по сравнению с 268 миллионами долларов за весь прошлый год.
Постоянный бич трудящихся США — это безработица. В США насчитывается теперь, по официальным, явно преуменьшенным данным, 2,5 миллиона полностью безработных. В это число не входят два миллиона безработных, которых американские экономисты относят к категории «имеющих работу, но не работающих в данное время».
Помимо этого, в США широко распространена частичная безработица. По данным американской статистики, в Соединенных Штатах в 1947 году около полутора миллиона человек было занято от 1 до 14 часов в неделю, 4,5 миллиона людей, работало от 15 до 34 часов в неделю и свыше 41 миллиона — 35 и более часов в неделю. Таким образом, даже самая многочисленная категория занятых рабочих страдает от частичной безработицы и, выходит, теряет значительную часть заработной платы. Если сложить все потерянные вследствие частичной безработицы рабочие часы (и, следовательно, потерянную заработную плату), т. е. перевести частичную безработицу на полную, то получится еще 5,5 миллионов полностью безработных, а вместе с прежде указанными 4,5 миллионами — всего около 10 миллионов безработных.
В Соединенных Штатах нет государственного страхования от безработицы, не существует там и других видов обязательного социального страхования — по болезни, старости, инвалидности и т. п. Пособия по безработице выплачиваются в ничтожном размере из благотворительных фондов.
Неуверенность в завтрашнем дне, необеспеченность на случай непредвиденных обстоятельств — болезни, увечья — терзают американского рабочего. В США нет бесплатного лечения граждан за счет государства. Лечение у частных врачей и в частных лечебницах обходится чрезвычайно дорого. За операцию приходится платить сотни долларов. Услуги в родильном доме обходятся по самому дешевому тарифу в 200 — 300 долларов. Болезнь, безработица выбивают рабочего из колеи, обрекают его самого и членов его семьи на голод и тяжкие лишения.
Следующий случай показывает положение, в которое может впасть семья в капиталистической Америке. Газета «Нью-Йорк джорнэл энд Америкэн» 5 августа 1948 года опубликовала фото, на котором изображена плачущая мать с четырьмя детьми с надписью: «Продается четверо детей». Газета пишет, что этой женщине 24 года, ее муж безработный, а семье угрожает выселение из квартиры. Мать надеется «продать» четырех детей в возрасте от двух до шести лет семьям, имеющим достаточный доход, чтобы прокормить и воспитать детей.
Американские рабочие ведут неустанную борьбу против наступления монополий на их жизненный уровень и права. Лишь в первом полугодии нынешнего года в США было 1.460 забастовок, в которых приняло участие 1 миллион 150 тысяч человек.
Американский капитал прибегает к любым мерам — изданию антирабочих законов, насилиям, сеянию розни между рабочими, разжиганию военного психоза, подкупку профсоюзных лидеров, террору—лишь бы подавить сопротивление рабочих, сломить их волю к борьбе. В этом арсенале средств видную роль играет антирабочий закон, принятый в прошлом году конгрессом по настоянию представителей крупных монополий. Этот закон ограничивает свободу стачек, предоставляя правительству право запретить об‘явление забастовки; он ограничивает также ряд других профсоюзных прав и свобод. На основании этого закона президент Трумэн не так давно запретил стачку 150 тысяч моряков Атлантического побережья США.
Правящие круги США не останавливаются и перед применением жестоких террористических мер против бастующих рабочих. Так, в начале августа в городе Дейтоне (штат Огайо) но приказу губернатора штата были направлены против бастующих рабочих завода «Юнивис ленз компани» войска, пустившие в ход штыки, слезоточивые газы и два танка типа «Шерман».
Вот оно, лицо пресловутой американской демократии.
С целью заглушить голос авангарда рабочего класса США - коммунистической партии, реакционные правящие круги Америки затеяли провокационный процесс против руководящих деятелей компартии, которые были подвергнуты аресту.
Все эти усилия американских монополистов и реакционеров не могут, однако, подавить растущее возмущение передовых слоев рабочего класса США и других прогрессивных элементов американского народа. Они все энергичнее выступают против кабальных, антирабочих и антинародных планов американских монополистов в самой Америке и за ее пределами. Лагерь демократических, прогрессивных сил в США растет и крепнет в борьбе против лагеря реакции.
Г. Радомский
***
Комментарии
Отправить комментарий