О чем писали нарвские газеты в сентябре 1990 г.
Продолжаем путешествия во времени. Сегодня опять пожелтевшие страницы газет, увидевших свет в сентябре 1990-го года.
ЗАЯВЛЕНИЕ
СЕКРЕТАРЕЙ ПАРТОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НАРВЫ
2 сентября 1990 года формирования "Кайтселийта" численностью в несколько сотен человек предприняли акцию по установке пограничных шлагбаумов в районе населенного пункта Комаровка Ленинградской области. Аналогичные события имели место ранее и на границе с Псковской областью.
Мы заявляем решительный протест и рассматриваем подобные действия как сознательный шаг экстремистских сил по дальнейшему нагнетанию напряженности, разжиганию межнациональных и межреспубликанских конфликтов в период проведения переговоров между Эстонией и Россией. Провокационные действия "оборонных" формирований проходят при попустительстве и молчаливом согласии Верховного Совета и правительства республики. Неоднократные попытки депутатов-коммунистов Верховного Совета Эстонии, представляющих в парламенте республики интересы избирателей города Нарвы, предпринять конкретные шаги по стабилизации политической обстановки наталкивались на нежелание положить конец участившимся в последнее время актам организованного нарушения правопорядка и законности.
Мы обращаемся с настоятельным требованием к Верховному Совету Эстонской Республики и Совету Министров рассмотреть правомерность существования подобных формирований. Иначе вся ответственность за действия экстремистских сил, втягивающих республику в хаос и противостояние, ляжет на ее руководство.
В этих условиях мы требуем от руководства республики незамедлительно распустить формирования „Кайтселиита”. В противном случае бездействие правительства будет расцениваться как неспособность защитить население от опасных инцидентов, и мы будем вынуждены обратиться к депутатам горсовета с предложением рассмотреть возможность принятия дополнительных мер по охране правопорядка вплоть до создания рабочих отрядов.
Обращаемся к коммунистам, всем жителям города проявить свою выдержку, политическую активность и гражданскую зрелость. Цель коммунистов Нарвы - защитить
права и свободы тружеников города, будущее наших детей и внуков.
Заявление подписали 53 человека.
Политическая акция, имевшая место 2 сентября нынешнего года на территории Кингисеппского района РСФСР и города Нарвы, проведенная формированиями обороны Комитета граждан Эстонии „Кайтселийт”, обсуждалась секретарями партийных комитетов комбината „Кренгольмская мануфактура”. Она была оценена как провокационная, направленная на дестабилизацию межнациональных отношений, ибо только по случайности не привела к столкновениям ее участников с местным населением. В принятом в адрес Верховного Совета и правительства республики заявлении подчеркивается, что события 2 сентября усилили тревогу работников комбината как жителей пограничного города за свое будущее. Ведь все конфликтные ситуации с применением силы, о чем свидетельствуют события в Нагорном Карабахе, Фергане, Оше, возникали именно из-за территориальных притязаний. Вопросы об изменении границ, по мнению коммунистов Кренгольма, должны решаться только посредством переговоров между Верховными Советами республик с учетом существующих реалий.
Мы требуем от Комитета Эстонии, говорится в заявлении, роспуска формирований "Кайтселийта”.
С видом на жительство - в Нарву
Иммиграционная служба—понятие для нарвитян новое
Появилась иммиграционная служба после принятия Верховным Советом республики Закона об иммиграции и создания специального департамента (его представи-тель в Нарве приступает к работе в ближайшие дни). Жилищно-иммиграционная комиссия же, созданная при исполкоме горсовета и возглавляемая советником мэра В. Лысенко, провела уже четыре заседания, рассмотрев десятки разных заявлений.
Не раз побывав на заседаниях комиссии (а входят в нее депутаты горсовета, работники паспортного отделения ГОВД, квартирного отдела, центра занятости, управления социального обеспечения — то есть люди, которым постоянно приходится по роду службы заниматься вопросами прописки, трудоустройства, обеспечения жильем и пособиями), убедилась, насколько сложное и тонкое это дело, с каким вниманием приходится подходить членам комиссии к рассмотрению каждого конкретного случая. Тем более, что квота на прописку невелика - за полугодие всего 42 человека.
В дни ее работы в коридорах исполкома всегда полно людей — мужчин и женщин, молодых и пожилых. Это те, кто решил вернуться или переехать в наш город. Насколько веские для этого причины — решает комиссия.
Помню, на прошлом заседании первой на прием вошла молодая пара. Женщина с ребенком приехала к мужу из-за тридевять земель — из Петропавловска-Камчатского. Рассматривая ее заявление, члены комиссии расспрашивают, каковы были ее жилищные условия там, в родном городе, где в Нарве работает муж, какова жилплощадь, куда она сама собирается устраиваться на работу. Вопросы эти далеко не праздные, хотя дело вроде бы ясное, ведь речь идет о воссоединении семьи. Но все же комиссия обязана выяснить все обстоятельства, заставляющие женщину переехать к мужу, а не наоборот.
Их вопрос был решен положительно: женщина, согласно действующему Закону об иммиграции, получила временную прописку, однако по истечении полугода, согласно тому же Закону, вновь должна будет обратиться в комиссию, чтобы получить (или не получить) вид на постоянное жительство.
Кажется, не было препятствий для прописки в городе следующей посетительницы, молодого специалиста — коренной нарвитянки, закончившей один из таллиннских вузов. Тем более, что проходила она как жительница республики вне квоты. Споры у членов комиссии возникли в связи с тем, что прописаться девушка намеревалась к бабушке. Воспротивились работники паспортного отделения: нет ли у нее умысла заполучить квартиру, правомерно ли это с юридической точки зрения? В расчет пошло то, что девушка — нужный Нарве специалист, и что, прописав ее к бабушке, город освободится от обязанности предоставлять жилье.
Положительно и без каких-либо осложнений был решен вопрос о прописке молодой женщины, технолога кожевенного производства, приехавшей к мужу, специалисту нашего завода хромовых кож, и прописывающейся в трехкомнатную квартиру его родителей. „За” голосовали все, как один члены комиссии: специалисты-кожевенники, которых в республике не готовит ни один вуз, Нарве позарез нужны. Да и квартирный вопрос решается без проблем.
Однако далеко не каждое заявление о прописке получает положительное решение. Житель г. Кингисеппа Ленинградской области вознамерился вернуться к матери в Нарву. Объяснил это свое желание ее преклонным возрастом и болезнями. Причины вроде бы веские, однако членов комиссии насторожил факт, что он совсем недавно развелся с женой, оставив ей достаточно большую квартиру, что не дорожит своим местом работы. Нет ли в этом желания получить квартиру матери, уже имея одну в Кингисеппе?
Комиссия вынуждена была отказать просителю, объяснив, что не видит веских причин для прописки.
Было отказано по той же причине и жительнице города Полярные Зори.
И потому, понятно, не всегда посетители уходят со словами благодарности. Членам комиссии приходится видеть слезы, слышать упреки в бессердечии или даже угрозы.
Упреки эти, как пришлось убедиться, несправедливы: порядок есть порядок. И члены комиссии, проявляя максимум внимания к людям, стараются неукоснительно соблюдать его.
Кстати, так же строго и придирчиво, хотя и доброжелательно, рассматривают они заявления, когда дело касается прописки в Нарве жителей Ивангорода.
Как уже говорилось, в ходе работы комиссии выявилось несколько проблем: не всегда оперативно работают, допуская проволочки, паспортистки некоторых ЖЭУ - встал вопрос о необходимости проведения с ними соответствующего инструктажа, „Эстонэнергоремонт" допустил ряд нарушений, прописывая в свои общежития молодых людей, имеющих законную площадь у родителей, статслужбе исполкома горсовета необходимо провести расчеты того, какое предельное количество жителей может „прокормить и обогреть" город.
Да и сам Закон об иммиграции считают члены комиссии, нуждается в доработке. Он еще достаточно „сырой”: в частности, предоставляя людям право на временную писку, ограничивает их в гражданских правах — хотя бы в праве быть владельцами недвижимого имущества.
И еще. Нарва — особый город. И если какой-нибудь уездный центр республики своей квоты „не выбирает”, то Нарве ее явно не хватает. Вот почему жилищно-имиграционная комиссия пришла к решению обратиться к депутатам городского Совета с просьбой выйти с ходатайством к законодателю, Верховному Совету, и в департамент по иммиграционным делам, увеличить квоту.
Е. МОСКАЛЕНКО







Комментарии
Отправить комментарий