По волнам нашей памяти. Эстонский талисман Вигри.
На таллинском побережье довольно часто можно увидеть тюленей. Тем не менее, многие наверно забыли, а кто-то и не знал, что один из этих тюленей стал в далеком 1980-ом году официальным талисманом Олимпиады. Звали его Вирги. И это был уникальный случай, когда свой талисман на олимпиаде имел отдельный вид спорта. Соревнования по парусному спорту проходили в Таллине. Вот и придумали для них свой символ. Давайте узнаем про это...
Московскую Олимпиаду 1980 года можно считать необычной не только потому, что, вопреки названию, соревнования в различных видах спорта проходили в разных городах. И даже не потому, что два из них – Таллинн и Киев – чуть более десяти лет спустя стали столицами независимых государств.
Уникально другое: никогда до того место проведения состязаний по отдельному виду спорта не было удостоено собственного олимпийского талисмана. Впрочем – и никогда после: по крайней мере, до сегодняшнего дня.
Наследники лыжника Шюсса
Какой год считать датой рождения первого олимпийского талисмана окончательно не решено и поныне.
Одни полагают, что все началось в 1968-м, когда сувениры, продающиеся во время зимних Олимпийских игр в Гренобле, украсило стилизованное изображение лыжника «по имени» Шюсс. Другие настаивают на 1972 годе, когда официальным символом летней Олимпиады в Мюнхене была признана такса Валди.
Талисманом зимних игр 1976 года (Инсбрук) стал безымянный Снеговик; летних (Монреаль) – бобер Амик. На зимней Олимпиаде-80 участников и гостей Лейк-Плейсида встречал енот-полоскун Рони. «Главным героем» летних Олимпийских игр в Москве стал, как известно, знаменитый Мишка, созданный художником Виктором Чижиковым.
Поиск символа
Выбор животного на роль основного талисмана летней Олимпиады-80 был, пожалуй, предопределен изначально: кому же, как не медведю было символизировать Россию на международном спортивном празднике?
«Национального животного» у Эстонской ССР, как известно, не было. Не было и такого, с кем бы твердо ассоциировалось место проведения Олимпийской регаты для гостей со всего света. Выбор перед оргкомитетом стоял непростой: выбирать, по большому счету, было не из кого.
На конкурс, объявленный в 1977 году Торговой палатой ЭССР поступило множество откликов. Многие его участники, например, предлагали сделать талисманом регаты чайку. Но в каком приморском городе не водятся эти птицы? Да и не дельтапланеристы же, в конце концов, должны были съехаться в Таллинн на состязание…
Были, разумеется, и другие варианты. Но лучшими из поступивших на конкурс работ члены жюри признали двух тряпичных кукол: симпатичных тюленят. Оба они родились в руках одного человека – художницы Саймы Сымер.
Имя на двоих
К середине семидесятых годов за Саймой Сымер давно и прочно закрепилась слава художника-керамиста: занималась она оформлением как декоративной посуды, так и массивных настенных панно. Пробовала свои силы в живописи. Время от времени создавала и аппликации из ткани.
Пожалуй, только близкие помнили, что окончившая в 1959 году Эстонский государственный художественный институт Сымер некоторое время проработала на телевидении. Где, среди прочего, ей доводилось изготавливать и кукол для детских передач. Потому желание взяться за иглу и попробовать свои силы в создании олимпийского талисмана было вполне объяснимо.
Первая проблема, с которой пришлось столкнуться художнице – поиск подходящего материала для поделки: в условиях дефицита подыскать яркую ткань было непросто. Вторая проблема была более «концептуальная»: каким изобразить своего героя? Тюлени ведь, как известно, в отличие от медведей, на задние лапы не встают. Лежащий же талисман казался слишком дисгармонирующим с московским Мишкой.
В итоге на конкурс были посланы два варианта. И оба были утверждены. Под одним на двоих именем – Вигри. К которому художница, кстати, никакого отношения не имела: оно было придумано на дополнительном конкурсе таллиннским школьником, имя которого, к сожалению, сейчас и не вспомнить.
Пик популярности
До даты проведения Олимпийской регаты оставалось еще около полутора лет, а олимпийский талисман вовсю зажил самой что ни на есть активной жизнью. Он красовался на медных и жестяных значках, смотрел на мир с пластиковых пакетов и холщевых сумок, призывал трудиться на строительстве олимпийских объектов ударными темпами с плакатов.
«Трехмерным» Вигри стал летом 1979 года, когда таллиннский завод «Полимер» приступил к массовому выпуску одноименных игрушек из резиновой пены. Уже в сентябре газета Rahva Hääl писала о выпуске 11 000 игрушечных тюленят и сообщала, что до конца года их будет выпущено еще 45 000. Выпуск продолжился и после завершения Олимпийских игр и сколько всего Вигри было выпущено не знает, пожалуй, никто.
Не будет преувеличением сказать, что пик популярности симпатичного тюлененка пришелся на всю первую половину восьмидесятых годов. Именем Вигри называли класс юниорских яхт и кафе на пути из центра города в Кадриорг, детские сады,музыкальные коллективы, футбольную команду и даже сорт печенья…
Несколько лет назад Вигри снова напомнил о себе таллиннцам: плакаты с его изображением призывали жителей Эстонии регистрироваться по месту жительства таллиннцами. Лично довелось быть свидетелем того, как горожанин лет девяти-десяти удивленно спрашивал у родителей: кто этот диковинный зверь такой и из какого он мультфильма?
* * *
У каждого времени – собственные герои. Те, чье детство пришлось на конец семидесятых–начало восьмидесятых, знаком были с Вигри не понаслышке.
Прошло более четверти века – и бывший олимпийский талисман волей имиджмейкеров и рекламщиков стал таким же «почетным гражданином» Таллинна, как и Старый Тоомас, задействованный в той же самой кампании по увеличению числа зарегистрированных таллиннцев.
Что ж, компания очень даже почетная. Жаль только, что тюлени в Таллиннской бухте больше не водятся. И что тюлененок Вигри из друга самых юных таллиннцев стал чем-то вроде музейного экспоната из недавнего, но кажущегося таким далеким прошлого…
Комментарии
Отправить комментарий