Рождение нашей сланцевой промышленности обязано первой мировой войне
Именно из-за нехватки энергоносителей, которые поставляла Англия, встал вопрос о дешевом топливе. И конечно древним синезелёным водорослям, России и академику Николаю Федоровичу Погребову.
Кохтла-Ярве, шахтерская столица Эстонии
Заключительные исследования по подготовке промышленной добычи сланца профессор проводил в 1916 году в Эстонии, в районе мызы Кукерс (усадьба Кукрусе). После этого эстонский горючий сланец стал называться кукерситом. До 70% состоит из керогена - органического вещества, образовавшегося в результате глубокого биохимического преобразования синезелёных водорослей, которые бурно росли сотни миллионов лет назад на дне морских лагун моря, которое покрывало территорию нынешней Эстонии.
Ниже немного истории города Кохтла-Ярве, видео, подготовленное телеканалом Ореол к 100-летию сланцевой промышленности и видео-экскурсия в музей-шахту в Кохтла-Нымме .
Главное своеобразие Кохтла-Ярве состоит в том, что его микрорайоны разбросаны на десятки километров и не имеют границ друг с другом. Город — молодой, этим летом ему исполнилось всего лишь 70 лет. Он расположен на залежах горючего сланца, добыча и переработка которого и сейчас являются здесь одним из основных видов деятельности местных жителей.
Статус города Кохтла-Ярве получил в 1946 году. Поселения же на его землях существовали давно: в древние времена на территории нынешнего Кохтла-Ярве насчитывалось 36 поселений. Первое упоминание о деревнях Ярве (Jeruius) и Кукрузе в Датской поземельной книге относится к 1241 году! О Сомпа (Soenpe) — чуть позже, в 1420 году.
Возможно, на месте нынешнего Кохтла-Ярве не возникло бы города, если бы не горючий сланец, залежи которого в здешних краях оказались значительны. Подробнее узнать об этом можно в Музее сланца, который сейчас расположен в Кукрузеской части города. Вообще же он существует с 1966 года, являясь по форме академическим музеем, и это единственный в мире Музей сланца. В его основной экспозиции отражаются появление сланца как горной породы, история его разработки и значения.
В 1902 году русский геолог Николай Погребов открыл бассейн горючих сланцев, расположенный на территории Эстляндской и Санкт-Петербургской губерний. А в 1916-м по причине Первой Мировой петербургский предприниматель немецкого происхождения Павел Бекель, ранее занимавшийся каменным углем и поставками автомобилей из Англии, решил вложиться в добычу нового полезного ископаемого близ поселка Кукрузе, будущей части Кохтла-Ярве, — так началась история сланцевой промышленности Эстонии. Кстати, в честь этого поселка Петербургская академия наук официально присвоила местному сланцу название «кукерсит».
По словам директора музея Айнара Варинурма, в музейных фондах находится около 30 тысяч экспонатов, в том числе более 600 художественных произведений, старейшие из которых относятся к 20-м годам прошлого века.
К слову, первая выставка художественных работ была проведена уже в 1930-х годах, благодаря тому, что правительство Эстонии специально организовывало для творческих людей поездки на промышленные объекты. После Второй мировой войны, при новом государственном строе, многие эстонские художники тоже приезжали в сланцевый регион, чтобы запечатлевать нелегкий шахтерский труд.
Музей неоднократно менял место расположения — находился в старом городе, несколько лет располагался в здании горуправления, а с 1 октября 2006 года в состав Музея сланца вошли художественная галерея Белый зал и виртуальный филиал Русского музея, занимающийся организацией и проведением виртуальных экскурсий русского и мирового художественного наследия. Сейчас виртуальный филиал сотрудничает также с Пушкинским музеем. В 2007 году музей еще раз «передислоцировался» и с тех пор располагается в Кукрузе. Это оправданно и очень символично, ведь именно в Кукрузе более 90 лет назад началась добыча горючего сланца, а вторым важным фактором стала непосредственная близость шоссе Таллинн-Петербург.
Легенды о сланце
Считается, что местные жители очень давно знали о том, что горючий сланец, который иногда называют также «твердой нефтью», может гореть. Существуют легенды, рассказывающие о том, как случилось это открытие. Согласно одной из них, в давние времена пастухи, разжигая костры, выкладывали вокруг кольцо из камней. Обычно для этого использовали известняк, но однажды под руку попались желтовато-коричневые камни, которых оказалось немало в том месте. Пастухи едва поверили своим глазам, увидев, как жарко камни пылают вместе с дровами! По другой легенде, некий крестьянин построил себе баню из сланца. Стоило растопить ее, как загорелись стены — к величайшему изумлению крестьянина и всех соседей.
Впрочем, долгое время сланец оставался в глазах людей всего лишь странным курьезом, не имевшим практического значения. Использовать его в качестве топлива не было необходимости, ведь вокруг были сплошные леса. К тому же, горящий сланец выделяет слишком много копоти. Всерьез сланцем заинтересовались лишь много веков спустя — во втором десятилетии 20-го века. В 1916 году партия эстонского сланца была отправлена в Петроград, чтобы изучить его свойства. Исследования показали, что он является ценным полезным ископаемым, которое может служить не только топливом, но и в качестве сырья для химической промышленности.
Индустриализация заставила объединяться
В 1919 году в Эстонской Республике было создано объединение «Государственная сланцевая промышленность». Сланец добывали как под землей, в шахтах, так и открытым способом, то есть на сланцевых разрезах. Рядом с предприятиями росли рабочие поселки.
В 1924 году неподалеку от железнодорожной станции Кохтла был построен завод по производству сланцевого масла. Рядом с ним создавался и рабочий поселок, который назвали Кохтла-Ярве.
Во времена первой республики новая отрасль была востребованной — уже в 1924 году Таллиннская тепловая электростанция была переведена на сланец. В середине 1930-х годов поселок включал несколько рабочих кварталов — Кява, Вахекюла, Паванду.
Вид на Соцгород. 1967 год.
В советское время добыча еще увеличилась, поэтому во второй половине 1940-х — в начале 1950-х годов в Ярве, главном поселке Кохтла-Ярве, был построен так называемый Социалистический город — комплекс двух- и трехэтажных домов, предназначавшихся для шахтеров.
В годы Второй мировой войны значение эстонского сланцевого бассейна выросло: Германия рассматривала его как важный источник получения горючего, однако начать полномасштабную эксплуатацию месторождения немцы не успели.
После войны сланец во все возрастающих количествах требовался для северо-западной части Советского Союза. Главный поселок сланцевого бассейна получил статус города 15 июня 1946 года. Именно с этого момента началась активная застройка — Ярве (Соцгород), Кукрузе, Сомпа, Старый Ахтме и Пуру. В течение почти двадцати лет шел процесс административного объединения окрестных населенных пунктов в рамках Кохтла-Ярве: в 1949 году в состав были включены поселки Кохтла и Кукрузе, в 1960 году присоединили Йыхви и Ахтме, а также поселок Сомпа, в 1964 году в подчинение Кохтла-Ярве перешли Кивиыли, Ору, Пюсси и Вийвиконна. Таким образом, Кохтла-Ярве сильно разросся, превратившись в город с уникальной планировкой, поскольку его части оставались сильно разбросанными «островами» среди лесов, сельскохозяйственных угодий и сланцевых разработок.
Начало химической промышленности
В 1921 году в Кохтла-Ярве была запущена опытная сланцеперерабатывающая фабрика, на которой в целях получения сланцевого масла проводились опыты по переработке полезного ископаемого с использованием особой реторты без доступа воздуха. Хорошие результаты на опытной установке позволили в 1924-1942 годах построить четыре новые сланцеперерабатывающие фабрики. Продукты сланцевой переработки продавались в качестве топливных и пропиточных масел, битума и моторного топлива. Сланцевый газ сжигался на собственной электростанции.
В 1945 году по решению тогдашнего Комитета госбезопасности СССР под лозунгом «Газ для Ленинграда» было объявлено о строительстве нового сланцеперерабатывающего комплекса в Кохтла-Ярве, и спустя три года началась доставка произведенного из сланца бытового газа в город на Неве. Позднее газопровод проложили в Таллинн и другие города северной Эстонии.
В 1962 году из образующегося при очистке газа газового бензина в Кохтла-Ярве были произведены первые тонны бензола и толуола. В список производимых продуктов добавились карбамидные смолы, которые основывались не на местном сланцевом, а на импортном сырье. Запущены большие и современные цехи производства формалина и бензойной кислоты. Кроме этого, был построен и запущен мощнейший цех серной кислоты, который в качестве сырья использовал ввозимую серу. В 1968 году в Кохтла-Ярве был построен завод азотных удобрений; изначально в качестве сырья планировалось использовать сланцевый газ, но экономические подсчеты показали предпочтительность природного газа.
Монумент "Слава труду" - признанный символ Кохтла-Ярве.
С приходом природного газа в химическую промышленность значение сланца как сырья заметно уменьшилось. Началась постепенная остановка установки по производству сланцевого газа, состоящей из 92 камерных печей, которая завершилась в 1980-х годах.
Сейчас сланцеперерабатывающий комплекс принадлежит концерну «Виру кеэмиа групп». На установках производятся масла различных фракций и основанные на сланцевом масле химикаты. К традиционно используемым технологиям добавились новые, которые позволяют получать из сланца больше полезных компонентов, уменьшая нагрузку на окружающую среду. В качестве сырья по-прежнему используется местный сланец.
Из воспоминаний ветерана
Первый шахтерский праздник в Кохтла-Ярве состоялся 28 августа 1951 года, а его организатором был заведующий клубом «Кява» Эрнст Штрик. К слову, в шахте он никогда не трудился, но праздник считает «своим», потому что живет в шахтерском городе, много лет трудился в шахтерском клубе, был у истоков создания Музея сланца и открывал первое объединение ветеранов-шахтеров «Прометеус» в 1971 году.
— Чтобы провести первый шахтерский праздник, начальник шахты велел построить эстраду на стадионе, потому что клуб тогда находился на ремонте, — вспоминает Эрнст. — Весело было! С погодой повезло, а концерт организовали собственными силами, ведь талантов у шахтеров много — мы быстро собрали и создали творческие коллективы. Руководители были очень хорошие, да и заинтересовать людей было несложно — не было телевизоров и такого изобилия развлечений, как теперь.
Эрнст Штрик прибыл в Кохтла-Ярве после войны — молодой командир отряда: 96 бойцов и 400 лошадей, отобранных у немцев. Под его ответственность прибавили также колонну немцев, которая строила финские дома в Соцгороде. После увольнения из армии Эрнст остался в Кохтла-Ярве — строил, руководил прокладкой электросетей в отдаленные Васкнарву, Яама и Пермискюла. Закончил комсомольскую школу, курсы дипломатии, был назначен вторым секретарем горкома комсомола. Около года был директором «Победы» — единственного тогда кинотеатра во всей округе с большим экраном. А после перекинули заведовать клубом «Кява». Специального, «клубного» образования у него не было, но так как он немного учился изобразительному искусству, видно, районное руководство и решило, что человек — творческий, справится.
С 1955 по 1973 год Штрик успешно руководил кохтла-ярвескими «культурными войсками», а самым большим его проектом, как принято теперь говорить, стал городской парк отдыха. Вспоминая об этом, собеседник рассказывал, что деревья сажали на субботнике, устроенном в День комсомола. В парке было 37 каруселей, в том числе две передвижные. В десять раз больше, чем в столице или курортном Пярну.
— Как нам это удалось? А очень просто: дружили мы с героем Советского Союза Захаром Сорокиным, который в Москве всем транспортом заведовал, — рассказывает ветеран. — К нам приезжал на молодежные слеты, и очень ему нравилось. Поэтому и помогал. Что мы просили, то и получали. Наши карусели обслуживали всю республику — ездили на ярмарки.
В 1963 году Кохтла-Ярвеский Дом торговли, расположенный в старом городе, пользовался большой популярностью.
Немного, наверное, осталось старожилов, которые, как Эрнст Штрик, строили город и садили парк. Но можно не сомневаться, все они искренне радуются тому, что их труды не прошли даром и что городской парк хоть и медленно, но вновь оживает, преображается, становится, как и полвека назад, излюбленным местом для прогулок местных жителей и гостей.
Административные преобразования
В 1991 году начался обратный процесс — количество частей Кохтла-Ярве уменьшилось: из его состава вышли Йыхви, Кивиыли и Пюсси, став самостоятельными городами, а также Кохтла, получивший статус поселка. Однако планировка города остается своеобразной. Число жителей — около 50 тысяч, но, например, жителей Сиргала и Ярве разделяет расстояние свыше 30 километров.
Несмотря на то, что с 1990-х объемы добычи и переработки сланца уменьшились, сохраняются перспективы для дальнейшего существования сланцевой промышленности. Кроме того, накопленные за десятилетия производственная культура и навыки, промышленный интеллектуальный потенциал жителей дают широкие возможности для развития в городе иных, не связанных со сланцем предприятий.
В Кохтла-Ярве берегут историю
Некогда центр Кохтла-Ярвеского района и шахтерская столица, несмотря на относительную молодость города, может гордиться многими зданиями, представляющими культурно-историческую ценность. Например, уникальными жилыми домами, построенными в начале прошлого века, в 1919-1922 годы, на улице Карла Лутса. Или застройками 1940-50-х годов прошлого века в стиле сталинского неоклассицизма.
Сознавая важность сохранения памятников старины, городские власти Кохтла-Ярве присоединились к международному проекту «СО2OL Bricks», который начался в 2010 году и продолжался в течение трех лет. В конце 2013 года был издан буклет, рассказывающий об этом, и, пролистав его страницы, мы узнали некоторые интересные факты.
Как и другие города на северо-востоке Эстонии, например, Силламяэ и Кивиыли, Кохтла-Ярве строился фактически на пустом месте — целостно и на основании проекта. Более поздние проекты особенно не нарушали созданную в то время структуру, поскольку расширение городов производилось на свободных территориях. Главная ценность так называемых сталинских частей Кохтла-Ярве заключается в их соответствии планировке — запечатленные на бумаге идеи и идеология одна за другой воплотились в реальный город. В то время города планировались как единое целое, начиная от структуры улиц и заканчивая размещением общественных зданий, озеленением и деталями оформления. Сталинские постройки по своим пропорциям были тяжеловесными и массивными, по основному плану простыми, для их оживления фасады украшали орнаментами, фронтонами и колоннадами.
Тематическая планировка ценностных зон застройки 1940-50-х годов Кукрузе, Ахтме, Сомпа и Ярве была начата решением городского собрания Кохтла-Ярве №243 от 28 ноября 2007 года и утверждена решением горсобрания от №169 в 2011 году. За это время была проанализирована ценность городского пространства, унаследованного с послевоенных лет, и на основании анализа были определены границы ценностных зон городских частей. Всего в ценностных зонах Кохтла-Ярве 738 зданий: в Кукрузе — 89, в Сомпа — 172, в Ахтме — 206, в Ярвеской части — 271.
Помимо этого, имеются также исторические здания, находящиеся под охраной государства как памятники старины. Среди них центр культуры (построен в 1953 году), здание школы по улице Спорди, 2 (1938-1939), построенные по проекту известного эстонского архитектора Антона-Лембита Соанса жилые дома на улице Карла Лутса (1919-1922), православная церковь (1938), ветряная мельница усадьбы Ярве (19-й век).
Вехи истории Преображенского храма
Одной из привлекательных достопримечательностей является Преображенский храм, построенный в 1938 году. В то время в бывшем имении петербургского купца Григория Елисеева в Ору на берегу Финского залива была закрыта Преображенская церковь, построенная по проекту архитектора Барановского. Из воспоминаний современников известно, что она была небольшой по своим размерам, облицованная лимонным кирпичом, с пятью золочеными главками. После ее закрытия имущество было передано Преображенскому храму в Кохтла-Ярве, строительство которого началось в июне 1938 года.
Церковь, возведенная по проекту того же Антона-Лембита Соанса, построена в стиле эстонского модерна. Кирпичный и оштукатуренный храм с четырехскатной крышей и колокольней, примыкающей к зданию с северо-западной стороны. Строительство велось под руководством инженера А. Рейметса на средства, выделенные для этой цели правительством. Внутри храма над входом располагаются хоры, переходящие в обширные балконы, сооруженные с южной и северной сторон. В церкви установлен иконостас из закрытого храма имения Ору. Храм был освящен 13 ноября 1938 года митрополитом Таллиннским и всея Эстонии Александром (Паулусом). Летом 1999 года, после ремонта крыши, на храме и колокольне ее прежним настоятелем протоиереем Вячеславом Куркиным были установлены небольшие купола с крестами.
Не только промышленный город
Ярвеская часть, бывший Соцгород, и на сегодняшний день является сердцем Кохтла-Ярве. Здесь находится здание горуправления, а главное, сохранились архитектурные ансамбли и многие памятники. Например, на въезде в город со стороны Нарвы привлекает внимание полуразрушенная старая мельница, сейчас она находится в частных руках и предприниматель строит планы по ее восстановлению.
Водонапорная башня, ставшая одним из символов Кохтла-Ярве, — говорят, что ее хотели построить в форме шахтерского фонаря, которыми в прошлом веке пользовались горняки. Что-то похожее в ее силуэте действительно есть, но, увы, она также находится в частном владении и отнюдь не в лучшей форме.
На площади Победы в 1964 году был построен одноименный кинотеатр, сейчас в этом здании располагается торговый центр «Вирула», да и площадь тоже переименована в Вирула.
На площади Победы в 1964 году был построен одноименный кинотеатр.
В ходе реконструкции Кохтла-Ярве, начатой в 2010 году, площадь претерпела значительные изменения, став большей частью пешеходной зоной и местом, где любят отдыхать горожане.
Во время реконструкции, начало которой обошлось примерно в 4 миллиона евро, большая часть которых поступила от Евросоюза, были выстроены километры новых дорог, тротуаров и велодорог, новая система уличного освещения. Установлено несколько новых фонтанов, приведен в порядок сквер на Кескаллеэ и очищен от временных наслоений изображающий двух шахтеров символ города — памятник «Слава труду!». Это, пожалуй, самый общеизвестный памятник в Кохтла-Ярве, установлен, конечно же, в честь шахтеров — два горняка с кирками. Уже десятки лет назад народные острословы придумали официальному названию альтернативу — «Два непьющих», которая передается из поколения в поколение.
Короче, если прогуляться по улицам Кохтла-Ярве, то поймешь, что город, о котором еще не так давно говорили, что он приходит в упадок, в последнее время заметно преобразился: исчезли почти все пустующие здания, на улицах и площадях посажены сотни новых деревьев и кустов, установлены новые скамейки, вазоны, урны для мусора и прочие малые формы городской архитектуры. Сейчас на реконструкции находится основное здание городского центра культуры, планируют продолжить также реконструкцию парка. Так что Кохтла-Ярве меняет имидж, и нынче он не только индустриальный город, но и довольно привлекательное место, где есть что посмотреть и чем заняться.
Комментарии
Отправить комментарий