Олег Морозов: Русским Эстонии необходима своя массовая партия
Прошедшая 29 сентября 2012 года в Таллине Конференция «Русская Школа Эстонии» показала, что борьба за образование на родном языке для русских и русскоязычных жителей Эстонии предстоит долгая и упорная.
Своими действиями правительство ЭР создало парадокс. Конституция Эстонии позволяет нам и нашим детям получать образование на родном языке, а закон, принятый правящими партиями и особенно его интерпретация властями, фактически сводит это право на нет.
Другими словами, в противоречии конституции законодатели отобрали у нас право решать на каком языке будут учиться наши дети и передали это право в руки чиновников, выполняющих негласное решение властей об уничтожении образования на русском языке. Не говоря уже о том, что и закон, и антиконституционные действия властей грубо попирают и Пакт о правах человека и, подписанные представителями Эстонии соглашения о правах национальных меньшинств.
Встает вопрос: на какие силы может рассчитывать русская община (РО) в своем желании оградить свою молодежь от насильственной эстонизации?
Из выступлений докладчиков и особенно представителей центристской партии (ЦП) и социал-демократов (С-Д) стало ясно, что только на свои силы. То есть только на РШЭ и примкнувших к ней русские движения и организации. На конференции выступал член С-Д, депутат парламента Я. Аллик, который подверг уничтожающей критике политику правительства в отношении русских школ. Примерно в том же ключе выступала член ЦП, также депутат Я. Тоом. Однако, как подчеркнул член ЦП, председатель палаты нацменьшинств Р.Григорян выступления Аллика и Тоом это лишь их личная позиция, а не линия партий которые они представляют.
Коллега Р.Григоряна по партии Х.Барабанер объяснил собравшимся, что эти партии ориентируются в основном на эстонский электорат, настроенный, в результате работы по промыванию мозгов местными СМИ, враждебно по отношению к русскому языку и его носителям. Поэтому он был вынужден был признать, что ни одна эстонская партия не поддержит наши требования о сохранении преподавания на русском языке.
Но вывод из этого положения сделал этот функционер ЦП просто поразительный.. Эстонские партии не будут решать наши проблемы, но и своей русской партии нам не нужно! Но тогда не совсем понятно за что ратовал сей "ученый муж ", за образование на русском языке или нет?
Нет сомнения, что для него него и ему подобных интересы его родной ЦП важнее, чем интересы русской общины. Следует сказать, что и Аллик вкупе с Тоом тоже радикальнейшим образом выступили против создания реально действующей русской партии. И тоже понятно почему! Вот это-то все и доказывает, что русская партия нам нужна, потому что мы уже убедились, что никакая другая политическая сила не будет ставить и защищать наши русские вопросы.
Враги русской школы в Эстонии уже перед началом конференции запугивали себя и свой электорат, что конференция готовится для преобразования общественного движения в русскую партию. Этого не произошло. Видимо еще не созрели условия. Однако, то, что этого боятся русофобы-ассимиляторы говорит само за себя.
Опасаются конечно и представители ЦП. Неудивительно! Если появится активно действующий конкурент с русской стороны, то для сохранения русского же электората придется не только заявления делать, но и принимать ответственные решения и действия в защиту русского образования и соответственно политических прав. Сие же грозит, как уже говорилось, потерей эстонского электората. Поэтому следует согласиться с предложением делегата конференции из Раквере О.Ротова, сказавшего, что поскольку ни одна эстонская партия не готова защищать наши интересы, то необходимо создать свою русскую партию. И это правильно.
Однако, нам не нужна еще одна карликовая группировка, а необходима массовая партия. В тоже время, если действовать строго по местным законам ее нам не создать. Сама история учит этому. В партию следует открыть двери всем заинтересованным членам РО независимо от гражданства. Но тогда ее не зарегистрируют.. Именно так! Но что мы в этом случае теряем? Разве участие в выборах позволит нам когда-либо собрать большинство в местном парламенте? Нет. А вот организованная, систематическая борьба за язык и права несомненно даст больший эффект, чем участие в парламентской говорильне. Еще Бисмарк говорил, что великие вопросы времени решаются не речами и парламентскими резолюциями...
Мы как-то забыли, что партии существуют далеко не только для того, чтобы проталкивать своих лидеров в теплые парламентские кресла. Главная их задача это работа с массами и их организация на политическую борьбу за свои права. Такую партию зарегистрируют только тогда, когда она добьется восстановления утраченных нами политических прав. И это хорошо. Разве нам не известны примеры, когда при определенных политических режимах деятельность партий была вообще запрещена и тем не менее они действовали и подчас успешно.
Тут следует несомненно подчеркнуть, что борьба за образование на родном языке не может развиваться успешно, если она не является составной частью борьбы за статус этого языка и наши политические права. Ведь катастрофическая ситуация с русскими школами сложилась как результат массовой дискриминации русских и русскоязычных жителей страны и прежде всего на политическом уровне. Кстати, в случае создания такой партии у собирателей русского электората из ЦП на первых порах не возникнет конкуренции по его привлечению в копилку выборов. Тут все будет зависеть от политической позиции ЦП.
В тоже время естественно, что конкуренция будет иметь место на идеологическом уровне. И тогда, чтобы не потерять избирателей центристам придется радикализироваться. А этого его лидеры не хотят. Им и так уютно и спокойно. Не случайно Аллик, Тоом и заезжий латвийский гость Пименов (руководитель аналогичной организации в ЛР) выступали категорически против привлечения народных масс к борьбе и уповали на "добрых дядей" из отличающихся своей русофобией эстонских партий, которых они де уговорят отказаться от привилегий единоличного правления в нашу пользу. Впрочем подобные сказки оптимизма не внушают.
Платформой же такой русской партии (ее программой минимум) может стать платформа Охридских соглашений по Македонии, которую ЕС признал евростандартом обустройства нацменшинств европейского государства. Эти соглашения правительству Македонии просто навязали представители ЕС. Если мы основные положения Охридских соглашений возьмем за основу нашей платформы, то даже фарисеям из правительства ЭР трудно будет обвинить нас в экстремизме, т.к. обвиняя нас в подобном они тем самым обвинят в этом же руководство и парламент ЕС. Впрочем, от них всего ждать можно.
Напомню, что около 10 лет назад в Македонии началась борьба албанского меньшинства (сост. 25% населения страны) за свои права и язык. По результатам Охридских соглашений албанцы добились статуса официального албанскому языку - их родной язык получил статус второго языка в Македонии. Все высшее и среднее образование на албанском языке оплачивается государством. А также около 1/3 всех мест на госслужбе, в судах, парламенте, местных самоуправлениях, в руководстве армии, полиции резервируется за албанской общиной.
Конечно этого добиться будет нелегко, но прецедент уже есть. И нам самим придется делать это. На чужого дядю надежды нет. Пора освежить старый лозунг: Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Комментарии
Отправить комментарий