Остальгия по хоккею
Про Восточную Германию и разные стороны ее жизни написаны тонны и гигабайты книг. Кто-то делает акцент на всемогущей "Штази", массовом бегстве на Запад и смеётся над "Трабантами". Кто-то вспоминает ГДР и ее атрибуты с теплой ностальгией, или "остальгией". Давайте вспомним, как лучший зимний вид спорта существовал в лучшей Германии. Истории про "Штази" прилагаются.
Сборная ГДР, 1968 год. Крупнейшая победа: ГДР — Франция — 20:0 (12 марта 1980) / Крупнейшее поражение: Чехословакия — ГДР — 25:2 (17 октября 1951)
До Второй Мировой войны Германия считалась одной из сильнейших команд мира, а когда Германий стало две, обе сборные прописались в элитной группе. Западная Германия показывала лучшие результаты и брала медали. При этом Восточная также стабильно играла в элите, а лучшим достижением оной считается пятое место, которое она занимала аж 5 раз в истории. Правда, самое известное событие в истории сборной ГДР - это скандал.
В 1959 году ГДР изменила свой немецкий флаг, поместив в середине герб. В ФРГ на это отреагировали очень недовольно, на Западе считали, что такими действиями ГДР лишь дополнительно пытается разобщить Германию, и в итоге в стране был введен запрет на показ флага ГДР в общественных местах. В 1961 году сборные ФРГ и ГДР должны были сыграть друг с другом на Чемпионате мира в Швейцарии. Но незадолго до игры начали происходить странные события. Дело в том, что по правилам в конце матча поднимается флаг и играется гимн команды-победительницы. Федерация хоккея ФРГ отправила письмо в Международную Федерацию (ИИХФ), чтобы по результатам матча не демонстрировался ни один из флагов. Причиной столь странного шага стало распоряжение министра спорта ФРГ Рихарда Дауме, который распорядился сделать так, чтобы "враждебный" флаг ни за что не был поднят. Ладно бы это касалось только возможной победы, но он решил исключить даже юридическую возможность чествования с неправильным флагом.
Международная федерация предсказуемо регламент менять не стала, и в итоге команда ФРГ в полном составе снялась с матча. Как вспоминали игроки сборной ГДР, на раскатке они увидели пустую скамейку противника и пустую раздевалку. Команде ФРГ присудили техническое поражение, а в конце "матча" провели церемонию награждения с неправильным флагом и не сильно ушедшим от него гимном. Что характерно, в 1963 году команды снова встретились и успех праздновала сборная Западной Германии - 4:3. Игроки ГДР чествование "правильного" флага проигнорировали и уехали в раздевалку. Happy end.
Сборные ФРГ и ГДР определяют, чей флаг лучше, 1963 год.
В 1961 году была построена Берлинская стена, что вызвало негодование на Западе. Чемпионат мира 1962 года проходил в США. На него должны были отправиться четыре страны соцлагеря: СССР, Чехословакия, ГДР и Румыния, но тут вмешалась политика. США отказались давать визы хоккеистам сборной ГДР, в результате чего остальные сборные Восточного Блока в качестве солидарности дали самоотвод.
В чемпионате ГДР играли восемь команд. Правда, с 1950 по 1965 год побеждала только одна - "Динамо" из маленького города Вайсвассер. Это маленький городок в 20 тысяч человек на границе с Польшей, в котором проживают так называемые лужицкие сербы или сорбы - аутентичная этническая группа сохранившихся полабских славян.
Здесь была столица восточногерманского хоккея
Основным языком является лужицкий, поэтому везде, от официальных документов до фанатских шарфов можно увидеть название "Бела-вода". Потом к лужичанам подключилось "Динамо" из Берлина, но Бела-вода все равно была одним из лидеров.
Эмблема "Динамо" из Вайсвассера
Идиллия продолжалась до 1970 года, пока ГДР не вспомнила, кем она является на самом деле. А является она витриной социализма, достижения социальной сферы которой принято преподносить на Западе как успех командно-административной экономики. В высших кругах было принято решение использовать спорт как инструмент внутренней и внешней пропаганды. Все виды спорта разделили на две категории - Первую, в которую вошли плавание, лёгкая атлетика, лыжи и другие виды спорта, способные принести большое количество медалей; и Вторую, в которую вошли игровые виды, способные принести в лучшем случае медали две.
Коммуна, а кому - нет
Виды спорта первой категории получали финансирование и другие виды поддержки, а вторые, в том числе и хоккей, накрылись медным тазом. В 1969 сборная ГДР вылетела из элитной группы мирового хоккея, в 1970 чемпионат ГДР по хоккею был отменён, а команды расформированы. Чтобы окончательно добить ведущий зимний вид спорта, игрокам наложили бан на участие в Олимпиаде. На претензии глав федераций видов-изгоев секретарь по вопросам спорта Рудольф Гельманн ответил примерно следующее: "Для построения социализма мы вынуждены считать каждую марку. На поддержку хоккея в год понадобится столько же, сколько на покупку двух рыболовных траулеров. Разрешите поинтересоваться, товарищи спортсмены, что же для нас важнее: хоккей или корабли с рыбой?". Хоккеисты либо шли в смежные виды, либо оказывались без работы.
Эрих Мильке, известный хоккейный (и не только) функционер
О том, как реализовывалась программа восточногерманского спорта и к чему она привела будет отдельная статья (обещаю), но вернёмся к хоккею. Казалось бы, ему пришел конец, но у зимнего спорта номер 1 появился могущественный заступник - Эрих Мильке, глава той самой "Штази". Он построил одну из самых эффективных систем спецслужб в мире, которая эффективно справлялась с отловом диссидентов и добычей ценных сведений на Западе. Помимо прочего, он курировал общество "Динамо". Ему сильно не понравились новая политика Госкомспорта, которая била по целому ряду клубов системы "Динамо" в разных городах Восточной Германии.
ХК "Штази" или берлинское "Динамо"
Мильке выбил из Госкомспорта условие, согласно которому хоккейные клубы, подчинённые силовым ведомствам, сохраняют свое существование. Посредством заступничества Мильке было спасено "Динамо" из Берлина. Чтобы тому не было совсем скучно, Мильке попросил ещё за "Динамо" из Бела-воды. Остальные получили статус любителей.
Свитера всех клубов высшей лиги ГДР с 1970 по 1990
Два ведомственных клуба доминировали и раньше, а теперь им никто не мешал выяснять отношения. Все по законам вестерна, где два ковбоя в пустом городе решают, кто должен остаться в городе, а кто уйти, ведь город слишком тесен для двоих! Драматизма добавлял тот факт, что на юниорском и молодежном уровне также оставили всего две команды.
Заинтересованная публика и незаинтересованные игроки
А теперь представьте карьеру обычного восточногерманского хоккеиста: ты на детском уровне знакомишься с соперниками, потом ты по другим возрастам играешь с точно теми же соперниками, которые взрослеют вместе с тобой, а потом с наиболее удачливыми из твоих молодежных соперников ты сталкиваешься на взрослом уровне, и это уже до 35 лет, насколько здоровья и мастерства хватит. К аренам ты привык до тошноты, а соперник становится тебе роднее, чем собственная жена, поскольку именно с ним ты проводишь больше всего времени. Не удивлюсь, если они потом бывали друг у друга на свадьбе.
Кстати, отношения как между игроками, так и между фанатами были отнюдь не добрососедскими, а очень даже враждебными. Для этого было довольно много причин. Во-первых, Берлинское Динамо представляло сытую и довольную столицу, а Вайсвассер был маленьким шахтерским городком, где нередко бывали проблемы с товарами широкого потребления и продовольствием. Лужичане позиционировали себя как "дерзкие аутсайдеры", которые оказывают сопротивление столичному клубу, пользующимся покровительством высших органов власти. Для простых шахтеров всегда считалось почётным наподдать зажравшимся столичным номенклатурщикам. Во-вторых, несмотря на то, что лужицкий клуб назывался "Динамо", от центральных властей и ведомства ему доставались копейки, а все финансирование шло на содержание понятно какого клуба. Клуб правдами и неправдами содержался на деньги местной шахты и самих игроков, и даже не имел своей крытой арены. Зато играл на 15-ти тысячном катке, что нехило для 20-ти тысяч жителей.
Хоккей в Бела-воде под открытым небом. Красиво, душевно!
В-третьих, как главный ведомственный клуб, "Динамо" из Берлина получало благосклонное отношение со стороны судей, что дополнительно раздражало гордых лужичан. А если кто-то из игроков менял клубную прописку на взрослом уровне, фанаты ему часто это вспоминали. Например, вратарь сборной ГДР Хартмут Никель имел неосторожность перейти из Вайсвассера в Берлин. Каждый раз, когда он возвращался домой в составе соперников, в него летели огрызки, бутылки и даже снежки с камнями! Тогда считалось абсолютно нормальным прийти на матч с бутылкой водочки или другого сорокоградусного напитка, ее уработать, а потом запустить в игрока ненавистной команды. Матчи часто проходили в напряжённой обстановке и после спорных судейских решений на лёд нередко кидались посторонние предметы, а игроки с большим удовольствием друг друга мутузили (это сейчас играют за деньгу, а тогда обе команды были представлены воспитанниками, у которых реально были большие претензии друг к другу).
Игроки нередко поддавались на провокации зрителей и наоборот
С момента реформы хоккейного турнира команды провели 20 розыгрышей. Регламент ежегодно менялся: то игралось 6 матчей, то 12, то 24. В конце 80-х чиновники догадались ввести серии до двух и трёх побед (чтобы команде засчитали одну победу в таблице, ей нужно было выиграть два или три матча), хотя ни о каком вылете речь, естественно, не шла. Всего за 20 лет Берлин выиграл двенадцать трофеев, а Бела-вода, не поверите, восемь. При этом, с 1975 по 1988 Берлин не праздновал успех только раз. Видимо, претензии лужичан насчёт судейства и админресурса столичного клуба были небеспочвенными. Один раз произошел совсем яркий случай.
В 1981 году Бела-вода всё-таки выиграла чемпионат, а в 1982 году готовилась выиграть ещё раз. Чемпионство определялось в последнем матче. Игра проходило крайне напряжённо и в итоге два раза была остановлена из-за драк. Причиной тому было судейство, которое явно играло в одни ворота - две шайбы берлинцев было заброшено из офсайда. Несмотря на несправедливое судейство, Вайсвассер выиграл со счётом 5:4. Но праздновать победу было ещё рано. Было инициировано судебное разбирательство относительно драки, чего ранее не проводилось. От Штази была получена разнарядка о необходимости обеспечить Берлину завоевание титула. Сначало хотелось провести переигровку, но было найдено более радикальное решение. Госкомспорт присудил Вайсвассеру техническое поражение и чемпионом стал Берлин.
Инфографика от sports.ru
Несмотря на весь натиск со стороны высших органов власти, несмотря на отсутствие государственного финансирования и цирк, происходящий в лиге, восточногерманский хоккей не загнулся. С 1970 по 1990 годы ГДР целых восемь лет поиграла в элите, что по идее давало возможность принимать участие в Олимпиаде, но, как мы помним, от участия в играх ГДР добровольно отказывалась.
Сборная ГДР могла лишь наблюдать за чужими праздникам жизни (СССР - ГДР, 1981 год)
Отдушиной для двух "Динамо" становились игры на международном уровне, от которых Госкомспорт, слава богу, не отказался. Но и здесь все было не так, как ожидалось. Из двух клубов делали искусственную команду "Динамо ГДР и отправляли в Восточную Европу. Клуб-новодел играл со сборными Польши и Венгрии,а также советскими клубами: "Динамо" из Минска, "Трактором" из Челябинска и ЦСКА. Были даже вылазки на Запад, но против клубов загнивающей ФРГ игралось тяжело, поэтому от таких авантюр отказались. Дважды (1976, 1982) Бела-вода играла в полуфинале Кубка Европейских чемпионов, где проигрывала советским клубам.
Один из частых (нет) выездов за Железный занавес - игра ХК "Штази" и шведской "Фрелунды"
В конце восьмидесятых в Восточную Европу подул Wind of Change. Социалистическая система трещала по швам, а вместе с ней разваливались гегемоны, ею взращеннные. В последние годы существования СССР развалился ЦСКА, а в ГДР подобную участь постигла "Динамо" из Берлина. Последние два чемпионата выиграл уже Вайсвассер, а в 1990 году ни стало ни чемпионата ГДР, ни самой ГДР. Две команды напросились в западногерманскую Бундеслигу и сменили название. "Динамо" из Вайсвассера стало "Лаузитцер Фуксе" или "Лужицкие лисы", а ХК "Штази" стал называться "Айсберен" или "Белые медведи".
Новая ксива, новая работа и так далее
В отличие от футбольных клубов, хоккейные не рухнули камнем на дно в единой лиге, а пытались бороться. Лужичане поиграли в элите до 2005 года, а "Белые медведи" не только не вылетели, но и стали семикратными чемпионами единой Германии.
Между клубами каждый год проводится "Восточногерманская классика". Для игры между двумя командами оборудуется крупный футбольный стадион времен ГДР, как правило стадион "Динамо" из Дрездена. На матчи часто собирается до 15 тысяч человек, а команды играют в специальной ретро форме. На матчах всегда шумят и устраивают праздник фанаты, но теперь уже обходится без бутылок, камней и уханья.
Подготовка к "Классике" и ее проведение
Что интересно, фанаты берлинцев и лужичан не пытаются откреститься от прошлого, связанного с внешней разведкой, а активно его подчёркивают. В официальных магазинах продается динамовский мерч, стилизованный под ретро, а фанаты часто заряжают "Давайте построим Стену!" По идее они хотят отгородиться от соперников, но кто их знает... Как известно, ГДР всё-таки не растворилась до конца.
Трепетное отношение к истории от фанатов Айсберена
Автор: Михаил Павлов
Комментарии
Отправить комментарий