Первые дискотеки в ЭССР: в помещение набивалось столько людей, что пот начинал течь по стенам
13 октября 1972 года в Эстонии организовали первую публичную дискотеку, на которой люди танцевали под музыку с пластинок. Выходящая на ETV передача "Очевидец" разыскала редкие кадры первых дискотек и поговорила с известными в те времена диджеями.
Осенью 1972 года внимание руководителя клуба Тартуского государственного университета Аннелийс Мосс привлекли студенты, обменивающиеся виниловыми пластинками, и она решила поменять формат вечеринок. Для привлечения в клуб большего числа студентов на 13 октября был объявлен стереоконцерт, в первой части которого обещали совместное прослушивание короткого альбома Emerson, Lake & Palmer, а во второй части – танцы под музыки со стереопластинок. Пластинки крутили Рихо Бауманн, Пеэтер Вирса, Тоомас Тийвел и Олав Озолин.
Озолин, который тогда был студентом-филологом первого курса Тартуского государственного университета, рассказал, что на первые дискотеки в клуб пытались протиснуться как вся тартуская молодежь, так и приезжие.
"Укротить толпу было одной из наших самых больших проблем. Это было единственное место, где в 1972 году в качестве танцевальной музыки крутили Black Sabbath. Во всем Советском Союзе! – вспоминает Озолин. – Мы рекламировали концерт как стереофонический, в то время стереосистема была новой и захватывающей вещью. У нас даже не было стереограммофонов, их в Советском Союзе производили мало, приходилось делать их самим".
Одно дело самим смастерить технику, а другое – достать пластинки. В начале 1970-х любой зарубежный винил, который удавалось достать, мог стать первым шагом звездной карьеры диджея. Например, Эйнар Капп получил от финской подруги пластинку Slade и в декабре 1972 года созвал в Пайде народ. По словам Каппа, он по-прежнему с удовольствием устраивает дискотеки: "Как правило, выбираю песни, которые нравятся мне". Одной из песен, которые он постоянно ставил, была I'm The Leader Of The Gang Гари Глиттера.
"В помещение набивалось столько людей, что пот начинал течь по стенам, ведь вентиляции в то время не было", – рассказал Озолин, добавив, что от этого пота пол был скользким, а в помещении сильно пахло.
По словам Озолина, в 1972-1974 годах звучала только виниловая музыка, но в 1975-1976 годах появились первые пленочные магнитофоны. Магнитофоны постепенно вытеснили граммофоны, а звездными диджеями той эпохи стали, например, Арно Кукк, Аллан Роозилехт, Райво Райдам, Айвар Пильв, Тийт Прийдел и многие другие.
Согласно советскому порядку, диджеи должны были пройти официальную аттестацию, то есть представить комиссии свой образец дискотеки. В противном случае работать запрещалось. "У каждого диджея должно было быть место, где он работает", – вспоминает Тийт Прийдел, который работал в клубе Kreuks. Он отметил, что на дискотеках в основном играла западная музыка, хотя аттестационной комиссии подавался список идеологически угодных исполнителей.
В середине 1980-х началась эпоха видеодиско с большими телевизорами. Прийдел организовал одно из таких мероприятий на Сааремаа: за пультом побывали несколько десятков диджеев, а люди танцевали с вечера до утра и с утра до вечера.
"Люди приходили на вечеринку пообщаться, потанцевать, завести знакомства. Это сейчас все просто: открываешь приложение и смотришь", – отметил Прийдел.
Прийдел и Капп работают диджеями по сей день, но многие звездные диск-жокеи 1970-х позднее перешли в совершенно иные сферы. Тоомас Тийвел и Март Тармак стали дипломатами и послами. Виктор Сийлатс – известный предприниматель в сфере автомобильного, судового и портового бизнеса. Айвар Пильв – один из самых известных присяжных адвокатов Эстонии, а Олав Озолин после диджейской карьеры занялся рекламным бизнесом, а сейчас также пишет книги.
Комментарии
Отправить комментарий