Под боком у нацистов: в 1942 г. по дну Ладожского озера в осажденный Ленинград был проложен трубопровод
Первый в мире подводный трубопровод для перекачки нефтепродуктов был проложен в 1942 году в… блокадном Ленинграде. Фантастическая задумка и фантастическое воплощение. Трубопровод построили за 43 дня.
Миссия невыполнима?
Ленинград остро нуждался не только в продовольствии, но и в горючем. 25 апреля 1942 года было подписано постановление Государственного комитета обороны (ГКО) о строительстве трубопровода на Ладоге, который должен быть сдан 20 июня. Это было смелое решение, если не сказать невыполнимое.
Никто на тот момент в мире и в мирное время не строил трубопроводы по дну, под водой. Технические задачи тоже поражали: длина — 30 км, из них 21 км непосредственно по дну Ладожского озера на глубине от 1 до 13 метров. И всё это при очень непростых климатических условиях весенней продуваемой Ладоги, но главное — под огнём противника! Передовая была всего в двух километрах! За проект головой отвечал главный инженер Д. Шинберг. Трубы нашли на Ижорском заводе, конечно, стальные. Диаметр 101 мм. Завод также плотно обстреливался, а потому трубы для перевозки грузили только ночью. А ведь время поджимало. Обследованием трассы перед строительством занимались сотрудники Водоканала.
40 тысяч тонн за 20 месяцев
Уникальная операция и вовсе началась с аварии. 26 мая Ладога, как это часто с ней случается, бушевала. И погубила километровую «плеть», которую только что сварили. Её крепления оборвались и «плеть» унесло. Как вспоминали участники строительства, было жутко обидно, некоторые посчитали это событие вообще плохим знаком. Однако дальше работа спорилась. Подгонка и сварка «плетей» продолжались до 14 июня. Их состыковывали и укладывали на дно Ладожского озера подводники, работали они в тяжёлых, да порой и в запредельных условиях. Холод озера, плохая видимость. И — обстрелы, обстрелы. Сначала трубопровод испытали прокачкой воды под большим давлением — успешно. Далее — уже керосином. И вновь всё хорошо.
В итоге трубопровод был проложен недалеко от посёлка Коса от песчаной косы восточного побережья до площадки в районе Борисовой Гривы на западном берегу озера.
19 июня правительственная комиссия подписала акт приёмки объекта, оценив работу строителей на «отлично». Производительность трубопровода достигала 350 тонн горючего в сутки. Горючее перекачивалось разное — автобензин, лигроин, дизельное топливо (его, кстати, назвали «Артерия жизни»). Трубопровод действовал 20 месяцев, за которые перекачал около 40 тысяч тонн горючего. Уникальная операция, помимо всего прочего, вошла в историю блокады тем, что немцы о ней… так и не узнали. Ладогу они простреливали всегда «для порядку», но даже не смогли предположить, что советские специалисты в это время прокладывали подводный трубопровод. Можно сказать, прообраз «Северного потока».
27 СУТОК ПОД ВОДОЙ ПРОВЕЛА ПЕРВАЯ В СТРАНЕ ЖЕНЩИНА-ВОДОЛАЗ
Нина Соколова - инженер-полковник Военно-морских сил СССР, водолаз. В 1943 году она участвовала в строительстве бензопровода, проложенного по дну Ладожского озера и ставшего для осажденного Ленинграда «артерией жизни". Нина Соколова родилась в 1912 году в Череповце в многодетной семье. С ранних лет мать брала ее на тяжелую работу как помощницу, поэтому к труду и самостоятельности Нина была приучена с детства. В 1931 году девушка поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, а после его окончания получила направление в ЭПРОН - Экспедицию подводных работ особого назначения, которая занималась подъемом затонувших объектов, спасением иностранных и отечественных судов, строительством портов, прокладкой подводных трубопроводов. Для выдачи свидетельства, разрешающего Соколовой подводные спуски на глубину до 10 метров, начальнику ЭПРОНа, контр-адмиралу Фотию Крылову, понадобилось заручиться личным разрешением Михаила Калинина. В личном деле военнослужащей Крылов дал ей такую характеристику: «Назначена на должность начальника гидротехнического отдела. Молодой энергичный работник, постоянно совершенствует знания и опыт. Тверда и настойчива в достижении своих целей. Прямолинейна и смела. Живо интересуется военно-морским делом. Отлично выдержала испытания по военно-морскому минимуму. Требовательна, пользуется авторитетом у товарищей по службе и у подчиненных". Так Нина стала первой в истории женщиной-водолазом.
Службу Соколова начала в холодном Баренцевом море в 1939-м. К началу Великой Отечественной войны Нина уже была главным инженером 27-го отряда ЭПРОНа. Ее подразделение восстанавливало подводные коммуникации после бомбежек, поднимало затонувшее оружие, продукты, технику. В осажденном городе 27-й отряд ЭПРОНа работал в условиях артиллерийского обстрела и авиационных налетов: водолазы поднимали с затонувших барж мешки зерна, прокладывали подводный телефонный кабель. На Ладоге строились подводные железнодорожные спуски и подъемы: цистерны с бензином, застрявшие у озера, спускали прямо на воду и буксировали на противоположный берег, где снова ставили на рельсы. Весной 1942 года вопрос, как по дну перейти Ладожское озеро, стал в буквальном смысле вопросом жизни и смерти: в блокадном городе горюче-смазочных материалов оставалось на 100 дней. Легендарная женщина-водолаз участвовала в строительстве бензопровода через Ладогу - «артерии жизни» для осажденного Ленинграда. Руководитель Кронштадтского Морского музея Владимир Шатров рассказывает, что начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков называл саму Соколову автором идеи спасительного подводного бензопровода. Сооружение этой магистрали для многих стало главным делом жизни - и для эпроновцев, и для специалистов «Нефтепроводпроекта", предшественника компании «Гипротрубопровод". Задача стояла тяжелейшая: работать нужно было быстро и тайно, а опыта сооружения подобных магистралей не существовало ни в отечественной, ни в зарубежной практике. 25 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны подписал постановление о строительстве трубопровода, назначив срок 50 дней. Главным инженером был назначен опытный проектировщик «Нефтепроводпроекта» Давид Шинберг. Сотрудники отряда Соколовой в реализации проекта сыграли огромную роль: они проводили все подводные работы на дне озера, гидроиспытания, участвовали в укладке труб, обеспечивали необходимый водный транспорт для проведения работ.
Началась укладка первой километровой плети 26 мая. Ладога была неспокойной, дул сильный ветер. Эпроновский катер-буксир подцепил головной понтон с готовой плетью и двинулся к створу трассы. Но во время попытки ее установить волнение на озере усилилось, крепление оборвалось, и плеть исчезла в волнах. С этого дня установили правило не работать в шторм. Работа по укладке продолжилась с 31 мая - подгонка и сварка плетей средней длины 1,4 километра. На дно Ладоги подводники уложили 15 таких плетей. Задание было выполнено за 43 дня - 16 июня 1942 года. Трубопровод протяженностью 29 километров (из них подводная часть - 21 км) и диаметром чуть больше метра проложили на глубинах до тридцати пяти метров. На восточном берегу установили две насосные станции, на западном - резервуарный парк и наливную эстакаду. Производительность бензопровода по разным оценкам составила от 400 до 600 тонн горючего в сутки. За общее время эксплуатации - с июня 1942 по март 1943 года - в осажденный Ленинград через Ладогу поступило около 50 тысяч тонн бензина. После снятия блокады труба была заморожена. Об «артерии жизни» немцы так и не узнали.Войну Нина Соколова закончила в звании инженера-подполковника Военно-Морских сил. Во время работы на Ладоге она была дважды ранена. Ее личный счет под водой - 644 часа, то есть почти 27 суток. Легенда ЭПРОНа награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета". В 34 года Нина Соколова стала инженером-полковником, преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе (ныне - Морской корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт). Единственная женщина-водолаз последней войны ушла из жизни в 2001 году, на 90-м году жизни. Имя Нины Васильевны Соколовой занесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.
Комментарии
Отправить комментарий