Президент Ассоциации ветеранов «Альфа»: Прибалты закусили удила и дальше будут нагнетать обстановку
Бывший командир «Альфы» Михаил Головатов, чьё спецподразделение заняло 13 января 1991 года вильнюсскую телебашню, одним своим существованием поссорил Литву с Австрией и, скорее всего, осложнит и без того натянутые отношения Вильнюса и Москвы. 14 июля его задержали в Австрии по выданному Генпрокуратурой Литвы европейскому ордеру на арест, однако в ночь на 16 июля он вернулся в Москву: претензий австрийской полиции к нашему «альфовцу» не было.
Разразился скандал, грандиозный не только по вильнюсским меркам. Министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис поднимает вопрос на заседании Совета по общим делам и внешним связям Евросоюза в Брюсселе. Министр юстиции Рямигиюс Шимашюс привлекает к ситуации внимание на заседании Совета министров юстиции и внутренних дел ЕС в польском Сопоте. Литва отозвала для консультаций своего посла в Австрии Гедрюса Пуоджюнаса. Глава комитета Сейма Литвы по иностранным делам Эмануэлис Зингерис заявил о возможности заморозить дипломатические отношения с Австрией и даже разорвать их. Временному поверенному в делах Австрии в Вильнюсе Йозефу Зигмунду, который заявил, что решение освободить Головатова не было политическим, в МИД Литвы вручили ноту в связи с освобождением Головатова, а также книгу о трагических событиях 13 января 1991 года.
Именно с ними связан этот дипломатический, политический скандал. Спецподразделение «Альфа» заняло в ту трагическую ночь вильнюсскую телебашню, выполняя приказ в рамках Конституции СССР, которой противоречили действия новых литовских властей. Однако Литва не считала себя связанной обязательствами с Советским Союзом: её Верховный Совет еще 11 марта 1990-го объявил акт о восстановлении независимости, и, когда Москва приняла решение восстановить Конституционный порядок — этого, кстати, от Вильнюса требовал Михаил Горбачёв — по призыву руководства республики на защиту главных объектов столицы собрались ее жители.
История эта тёмная и грязная, в том числе и потому, что потом Михаил Горбачев открестился от произошедшего, заявив, что спал и ничего не знал, как будто «Альфа» и советские солдаты пошли к телебашне по своему разумению. Эта история очень похожа на то, что происходило в том же году, 19 августа 1991 года, в Москве. Такой же, как ГКЧП, правда, анонимный комитет национального спасения, по призыву которого сторонники советской власти бросились защищать Конституцию СССР. Такое же туповатое выдвижение советских подразделений из вильнюсского гарнизона, закончившееся полной дискредитацией армии. Такие же призывы защищать свободу — 13 января от Витаутаса Ландсбергиса, а в августе — от Бориса Ельцина. И такой моральный «мини-Форос», открещивание президента СССР от тех, кого послали защищать Конституцию СССР. Возникает ощущение, что в Вильнюсе произошла словно генеральная репетиция будущих московских событий, к которым готовились обе стороны, эдакое преддверие первой «цветной революции» — в СССР, в Москве.
А тогда, в Вильнюсе погибли 14 человек, среди них «альфовец», лейтенант Виктор Шацких, застреленный в спину. Остальные жертвы, которые считаются защитниками свободы, по заявлениям литовских властей погибли от рук советских солдат. Правда, сейчас в Вильнюсе идет суд над известным в Литве политиком, лидером Социалистического фронта Литвы Альгирдасом Палецкисом, который в пылу телевизионного спора заявил, будто в ночь на 13 января 1991 года «свои стреляли в своих». Политик имел в виду, что в Литве была организована провокация, в ходе которой в защитников свободы стреляли с крыш домов свои же, но потом все это было выдано за нападение советских солдат на мирных граждан.
Дело против Палецкиса завели в связи с тем, что по мнению прокуратуры он грубо принизил агрессию СССР против Литвы, а это с прошлого года здесь карается законом. Сам политик ссылается на выдержки из книг о тех событиях, на интервью лиц, причастных к организации защиты телебашни, на немногочисленных свидетелей. Трудно сказать, к каким выводам придет суд, но генпрокуратура Литвы однозначно считает командира «Альфы» и его подчиненных причастными к трагедии той ночи. В запале скандала его даже сравнили с... Ратко Младичем и обещают провести заочный суд, о чем сообщил генпрокурор Дарюс Валис.
«Думаю, что решение было принято чересчур поспешно, — так он оценил действия властей Австрии. — Во всяком случае 48 часов они могли держать подозреваемого, а международные договоры позволяют делать это даже дольше — до 40 дней». По его словам, генпрокурора прислала европейский ордер на арест на немецком языке и резюме подозрений на английском языке, но командира «Альфы» отпустили.
«Мы надеемся, что этот плевок Европе в лицо, не только Литве, но всей Европе, получит оценку и членов Евросоюза, и партнёров по НАТО», — заявил глава литовского МИД.
У посольства Австрии в Вильнюсе прошла акция протеста. Люди пришли с флагами Литвы, фотографиями о событиях той январской ночи, с плакатами «Позор Австрии» и портретами Головатова.
Председатель Сейма Литвы Ирена Дегутене решила обратиться к руководителю Европарламента Ежи Бузеку с жалобой на Австрию. «Основание всего правового сотрудничества государств ЕС, включая и процедуру европейского ордера на арест — принцип взаимного признания решений судебных институтов и взаимного доверия — был разрушен всего за несколько часов, когда подозреваемого военного преступника отпустили домой», — говорится в её заявлении.
Австрия пренебрегла европейской солидарностью в столь важном для Литвы деле, заявил премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс.
Местные СМИ с возмущением фиксируют внимание на сообщении австрийского издания «Kurier» о том, что Михаилу Головатову в Австрии не надевали наручники. Европарламентарий Витаутас Ландсбергис, во время январских событий 1991 года руководивший парламентом, с возмущением сказал литовскому радио: «Что это за член Европейского Союза, который открыто нарушает европейское право, угодничая третьей стороне?» Имеется в виду Россия.
В самой России считают, что очередной международный скандал исчерпан: подозреваемый в «военных преступлениях» находится в Москве, вне досягаемости властей Евросоюза. Выдвинутые против Михаила Головатова обвинения оказались недостаточными для длительного задержания и экстрадиции в Вильнюс.
Теперь, как утверждает президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров, этим прецедентом должны заниматься в МИДе и Генпрокуратуре — иначе у многих стран, где действовали советские спецслужбы, может возникнуть соблазн использовать события времён развала СССР во внутриполитических играх.
«СП»: — Как в «Альфе» относятся к задержанию Михаила Головатова?
— Уже несколько лет назад Литва объявила в розыск людей, участвовавших в Вильнюсской операции в 1991 году, ещё во времена Советского Союза. Через Страсбургский суд их объявили в международный розыск.
На сегодняшний момент все обвинения, которые выдвигаются против офицеров «Альфы» и других участников тех событий, как мы понимаем, не подходят ни под какое международное законодательство. В 1991 году у нас была единая страна, Советский Союз. Мы действовали по законам советского государства, которое существовало более 70 лет.
После того, как Союз развалился, и Литва стала независимым государством, Вильнюс стал качать права. Так как Литва — член НАТО и ЕС, она пытается, как маленькая страна, укусить Россию по любому актуальному для них поводу. То, что произошло с Головатовым — ещё одна попытка доказать американцам, что литовцы и дальше готовы продолжать третировать Россию.
В этой ситуации и МИД, и система ФСБ, и все государственные структуры совершенно чётко обозначили свою позицию. И Вена совершенно правильно сделала: судья, который принимал данное решение, посчитал, что те претензии, которые выдвигает Вильнюс в отношении бывшего офицера «Альфы» полковника запаса Михаила Головатова не соответствуют международному праву. Головатов был освобождён и прибыл в Москву, инцидент исчерпан.
Но так как прибалты закусили удила, думаю, они и дальше будут нагнетать обстановку. Сейчас они отзывают своего посла из Австрии, но это уже их проблемы.
«СП»: — А что касается проблем тех, кого разыскивают — они теперь невыездные.
— После того, что произошло, наши государственные органы, прежде всего МИД, прокуратура займётся этой ситуацией. Если сейчас каждое независимое государство, а их было 15 союзных республик, будет по каждому поводу предъявлять свои претензии, так поступать с людьми.
«СП»: — Вообще это первый инцидент такого рода?
— Да, это первый такой случай. До этого они не рыпались, и никаких проблем не было. Это, скорее всего, их внутриполитическая ситуация — в случае задержания Головатова нет ничего, кроме политики.
Естественно, у событий, произошедших в Вильнюсе в январе 1991 года, существует множество трактовок. С одной стороны — это были боевые действия в де-факто отложившейся и независимой республике. С другой — неудавшаяся попытка подавления мятежа. Все действующие лица этой трагедии так или иначе пытаются оправдать свои действия, спихнуть ответственность. Виноватыми оказались те, кто держал оружие в руках — бойцы Вильнюсского ОМОНа и офицеры «Альфы».
Виктор Алкснис в те годы был депутатом Верховного Совета СССР, Верховного Совета Латвийской ССР. Выступал как активный сторонник сохранения Советского Союза. Вот как он описывает события тех лет:
«Тогда был полный паралич власти: нежелание принимать ответственность за решения и добиваться их выполнения. Горбачёв и его ближайшее окружение были генетически неспособны принимать решения. С другой стороны он подвергался давлению со стороны силовых структур, в которых прекрасно понимали, чем всё это кончится.
Михаил Горбачёв проводил свою обычную политику сидения на двух стульях — с одной стороны, он пытался договориться с набиравшими силу сепаратистами, отделаться малой кровью, с другой — он должен был подчиняться давлению депутатского корпуса Съезда народных депутатов СССР, и силовиков.
Прибалтика была полигоном для проведения так называемой «перестройки». Об этом сейчас молчат, но я могу сказать совершенно ответственно — «народные фронты» и в Латвии, и в Эстонии, и в Литве были созданы Комитетом государственной безопасности СССР под руководством ЦК КПСС. И «Саюдис», и все прочие создавались под контролем КГБ — специально были выделены люди, которые занимались организацией этих движений. Удивительно, но те структуры, которые должны были стоять на страже государства, сами занимались его уничтожением.
«СП»: — Бывший министр обороны Литвы Аудрюс Буткявичус заявил,что это была провокация, чтобы «разогреть страсти».
— Прибалтийские националисты были крайне заинтересованы, чтобы крови пролилось как можно больше. Замазать власть кровью, показать миру, как оккупанты уничтожают литовский-латышский-эстонский народы, стремящиеся к свободе, и заручиться поддержкой Запада.
Аудрюс Буткявичус признал, что да, действительно, он готовил боевиков, которые потом стреляли с башни в своих же, в литовцев, чтобы были жертвы.
«СП»: — Вы говорите о помощи со стороны КГБ — полагаю, оружие у этих боевиков тоже не из ниоткуда взялось?
— Всё может быть. Часть людей в КГБ тоже была заинтересована в том, чтобы доказать связь этих движений с Западом, и чтобы обвинить их в терроризме, в подготовке каких-то вооружённых акций (позже, уже в российское время, ФСБ часто выступало «продавцом» оружия радикалам, в частности, несколько автоматов фигурировали в «деле Лимонова» — «СП»).
И в том же КГБ были люди, считающие, что надо реформировать страну, надо отпускать Прибалтику. Борьба шла в том числе и в Москве, в кабинетах КГБ и ЦК. И между этими группировками болтался, как известная субстанция в проруби, Михаил Сергеевич Горбачёв и его ближайшее окружение.
"Свободная пресса"
Комментарии
Отправить комментарий