Психолог о видеоиграх: «На прогулке одни дети играют в песочнице, другие — в телефоне. Это катастрофа»
Видеоигры иногда оказываются в центре криминальной сводки: подросток, который стал агрессивным якобы из-за жестоких игр, нападает на родителей или сверстников. О таких случаях сообщают каждый год. Психолог Жанна Алешкович расскажет о жестоких видеоиграх и прояснит, действительно ли лучше держать ребенка подальше от них.
— Могут ли видеоигры побудить к насилию?
— Существующие на данный момент видеоигры не могут этого сделать, если их правильно использовать. Такая же ситуация и с любой вещью: например, вы покупаете острый нож. Он вызывает желание причинить кому-то вред? Когда нож попадет, скажем так, в неумелые руки — да, безусловно. А при правильном обращении от него будет только польза. Истинные преступники мало увлекаются играми. Главные причины насилия — психические качества личности и отношения в семье.
— Неправильное использование — это как?
— Нужно уделять играм поменьше времени. В противном случае будет вред здоровью и психическому, и физическому. Определить временные рамки сложно, все очень индивидуально. Но раз мы говорим именно о жестоких играх, связанных со стрельбой, насилием, уничтожением чего-либо, то нужно свести к минимуму взаимодействие ребенка с ними.
— Люди часто не замечают своей зависимости, объясняя тягу к чему-то увлечением. А игровая зависимость, как уже доказано, не миф. Как отличить зависимого человека от увлеченного?
— Человек — существо, которое на протяжении всей жизни развивается, его увлечения и интересы меняются. Затягивает что-то одно, и это не мешает вам проявлять интерес к другим занятиям.
Зависимость начинается, когда ребенок теряет контроль над временем, не выполняет обещаний, данных себе по продолжительности игры, утрачивает интерес к социальной жизни. При этом оправдывает собственное пристрастие. У него могут возникнуть смешанные чувства как радости, так и вины с раздраженным поведением.
Происходят физиологические изменения: повышенное давление, нестабильный пульс, сколиоз, синдром «сухого глаза», нарушения в питании и отдыхе. Начинаются проблемы с общением: ухудшаются отношения с родителями, сверстниками, учителями, изменяется поведение в сторону более тревожного и агрессивного. Все это говорит о зависимости.
— В чем разница между насилием в играх и кинематографе, литературе? После родительского наставления «хватит сидеть за компьютером, возьми да почитай что-нибудь» ребенок может прочитать книгу с не менее жестокими сценами.
— При чтении книги человек представляет некий сюжет у себя в голове. Закрыл книгу — сюжет держится в памяти и постепенно выветривается. Посмотрели фильм — событие визуализируется, оно может оказать на нас большое влияние, сильно впечатлить. Но со временем и это забудется.
В компьютерных играх ситуация другая: мы выполняем одно действие множество раз. Метод повторения — как прием хорошего закрепления материала. Таким образом мы привыкаем к этому. Но в игре человек учится преодолевать трудности, проявлять творчество, изобретать свои ходы. Грубо говоря, дети отрабатывают определенные навыки. Плюс визуализация: яркая, качественная картинка, которая больше похожа на жизнь.
Ребенок, играя, учится агрессивному поведению и приобретает опыт — это плохо. У него снижается восприимчивость как зрителя к агрессии и искажается представление о реальном мире.
— Но ведь у детей фантазия обычно бурная. Одно дело — увидеть в игре то, что уже за него придумали и показали, а другое — прочесть книгу и домыслить некоторые подробности…
— В играх дети перебирают много разных вариантов действий. Не получается пройти уровень либо одолеть врага — пробуют новый метод, и так до нахождения верного способа. Значит, включается фантазия. При чтении книги воображение тоже работает, но важно учитывать, что именно ребенок читает. Кстати, в фантастику и вымышленные миры тянет далеко не всех, но есть ребята, которых наша реальность абсолютно не трогает, их привлекает именно нереалистичный мир. Родителям таких детей нужно обратить внимание на занятия своих чад, потому как ребенку становится неинтересна настоящая жизнь.
К тому же игры выглядят очень достоверно. Лет пятнадцать-двадцать назад такого уровня картинки не было, а теперь видеоигры размывают в сознании грань между вымышленным миром и реальным. В игре ребенок получает еще и вознаграждение, победа достигается быстротой. А в жизни гораздо все сложнее.
— На всех играх стоит знак возрастного рейтинга, его нельзя не заметить. Целые комитеты (PEGI в Европе, ESRB в США и Канаде) оценивают игру и определяют, с какого возраста ребенок правильно воспримет ее содержимое. Почему в постсоветских странах родители не обращают внимания на ценз?
— Родители должны понимать, что за все занятия детей отвечают они сами. В силу своей занятости отец или мать часто просто дают ребенку деньги и не интересуются, на что их тратят. Также родители уверены, что в магазине не продадут товар, который не предназначен для детей. Однако это не так. Менталитет наших людей доверчивый, но сейчас мышление меняется: условно говоря, мы уже внимательно проверяем срок годности продуктов, не доверяя слепо продавцам. То же самое необходимо делать с фильмами и играми, которые хочет купить ваш ребенок, — нужно убедиться в их «годности» для детей. Выбирать игры по содержанию и уровню развития.
Допустим, игра куплена через интернет и загружена. Пусть родители сами немного поиграют и увидят, что представляет собой это развлечение. Или хотя бы понаблюдают за ребенком: как он себя ведет во время игры, не становится ли раздражительным?
Несоответствие возраста и установленного цензорами рейтинга может повлиять на ребенка. Те эмоциональные составляющие, которые проявляются в играх с рейтингами «18+», безусловно, способны нарушить детскую психику. Ребенка можно перегрузить эмоциями и информацией, что вместо пользы и отдыха приведет к сплошным проблемам. Ребенок не может полностью осознавать причины своего увлечения играми, а родители со стороны увидят и помогут. Нужно учить детей сознательно контролировать свое поведение и развивать волевой контроль.
— Как правильно ограничить время, проводимое ребенком за играми?
— Установить режим дня и время для игр, рассказать об их опасности. Не устанавливать компьютер в спальне ребенка. Показывать самим пример — сколько времени проводите именно вы за компьютером. Говорить о своих мыслях, чувствах, восприятии игры, обсудить ее с детьми. Решить, сколько времени понадобится, чтобы восстановиться после игры. Еще советую учить ребенка сознательно контролировать время, вырабатывая волевой самоконтроль.
В первую очередь нужно отказаться от высказываний с «ты»: «ты много играешь», «ты из-за компьютера не вылезаешь» и прочих. Никаких требований к ребенку. Зайдите с другой стороны, научитесь строить мысли с «я»: «Знаешь, я вижу, что до игры ты спокоен, а после — нервный, можешь нагрубить мне». При необходимости снимите на камеру поведение ребенка и потом покажите ему видеозапись — пусть увидит, каким он становится. Тогда ребенок задумается: действительно, игры влияют на него не лучшим образом. Родители должны говорить о своих чувствах: «я волнуюсь, потому что с тобой что-то происходит», «я хочу, чтобы у тебя было хорошее здоровье», «я за тебя переживаю». На эти слова реагировать легче и спокойнее, чем на запреты и условия.
— Что можно предложить ребенку взамен? Развлечений не так уж много, а видеоигры, как ни крути, выглядят привлекательнее дворового футбола на асфальтовом покрытии.
— Естественно, игры были всегда, у каждого поколения свои. Дети абсолютно не виноваты, что родились в период развития технологий, когда стали доступны подобные развлечения. Конечно, им не хочется выходить на улицу, играть со сверстниками. Теперь ребенок может и не знать, как зовут ребят из его подъезда, дома.
Родителям следует сбалансировать досуг своих детей: нужно найти время и на живое общение, и на физические активности, и на компьютер. Попробуйте составить график с чередованиями: в школе преимущественно сидит — значит, дальше нужна какая-нибудь спортивная секция. Размялся на тренировке — можно снова садиться, делать уроки, а потом поиграть.
— Негативные эмоции так или иначе нужно выплескивать. Игры помогают избавиться от накопившегося стресса или, наоборот, вызывают его?
— Дети за день сталкиваются со многими ситуациями, их может что-то расстроить или разозлить: плохая отметка, ссора с одноклассником. Если ребенок умеет сразу выплеснуть эти негативные эмоции, а не держит их в себе, то все в порядке. Разумеется, выплеснуть не на родителей, сверстников или учителей, но в той же видеоигре. Вреда ни социуму, ни ребенку в таком случае не будет.
У человека нет врожденных механизмов торможения агрессии, мы не умеем это делать с рождения, нас надо учить. Войны на земле появились гораздо раньше компьютерных игр. Следует учить неагрессивным способам выражения, и один из них — рассказать другому о своих чувствах.
Многие психологи говорят, что для психологической разрядки даже полезно запустить какой-нибудь боевик и от души пострелять. Однако надо следить, чтобы после снятия отрицательных эмоций ребенок не оставался в этой игре, а переключался на другие занятия. Такие игры хорошо помогают снять напряжение тяжелобольным детям: ребенок отвлекается от ситуации, через которую он вынужден проходить. Главное, чтобы игра не явилась стимулом к саморазрушению. И важно помнить, что выражение враждебности приводит к ее усилению.
— Иногда родители на прогулке дают смартфон или планшет совсем маленьким детям. Выходит, родители сами приучают ребенка к играм?
— Наши дети находятся в мире, в котором им не нужно много двигаться. Ребенок идет с мамой гулять — важно, чтобы он как следует размялся. На прогулке одни дети играют в песочнице и бегают, а другие сидят на скамейке и не отрываются от телефона — это просто катастрофа. Дети не умеют общаться, не знают, как подойти к постороннему человеку, о чем-то его спросить. Коммуникация должна начинаться с самого раннего возраста: в песочнице, на прогулках. Игры на телефоне и планшете не позволяют развиться навыку общения. Ребенку все равно потом жить в социальном мире, и чем лучше он научится контактировать с девочками и мальчиками, тем проще адаптируется к взрослой жизни.
Но представьте другую ситуацию: мама с двумя детьми пришла в поликлинику, и ей нужно чем-то занять старшего сына, пока с младшим будет в кабинете врача. Конечно, дать ребенку на десять минут смартфон — хороший вариант в таком случае. Можно быть спокойным, что мальчик никуда не уйдет, ведь он занят игрой.
— Хватает историй, в которых распадались семьи из-за увлечения отца семейства играми. Получается, от возраста ничего не зависит?
— Наш темперамент — то, как мы воспринимаем раздражитель и реагируем на него, — дан от рождения и на всю жизнь. Именно от этого зависит наша реактивность, поэтому есть риск, что у импульсивного ребенка в подростковом возрасте игры могут спровоцировать нарушения психики и поведения. Даже самых спокойных можно привести в ярость, а самых свирепых — укротить.
У взрослых людей психика уже сформирована. Если они не играли в детстве, то такого сильного вреда компьютерные развлечения взрослому человеку не принесут. Здесь важно понять, что заставляет мужчину уходить в мир игры вместо того, чтобы провести свободное время с семьей. Очевидно, что-то не устраивает его в личной жизни, в его самооценке, в удовлетворении своей работой.
На агрессию влияет уровень мужского гормона — тестостерона. После двадцати пяти лет в организме он снижается и, соответственно, агрессия падает. А игры могут спровоцировать ее повышение.
Иногда пары играют вместе, и это их только сближает, а не ссорит. Ведь после матча в файтинге у адекватных людей не возникает желания избить партнера в реальности.
Необходимо развивать в детях отзывчивость, неагрессивное поведение, начиная с раннего детства. Поощряйте желательное поведение и используйте позитивные фразы в общении с детьми. Лучше агрессию предупредить, не дожидаясь, пока она возникнет. Ведь будущее — это не то, что идет к нам, а то, к чему мы сами идем. Важно спрашивать мнение ребят, чтобы они сами делали выводы и критические замечания по своим играм.
Комментарии
Вы придурок
Отправить комментарий