Путешествие из Таллинна в Петербург, описанное лишь до половины
”…разруха не в клозетах, а в головах”. М. Булгаков.
Это краткий рассказ о путешествии из Таллинна в Петербург, который начнется на пороге консульства Российской Федерации и закончится где-то на пути между Нарвой и Таллинном. Субъективный опыт одной поездки, которую можно отнести к стечению обстоятельств, личному восприятию, но точно нельзя назвать фантастикой или выдумкой автора.
Виза или мифы о “страшном” российском консульстве
Собираясь в Россию, я иду в туристическую фирму, отдаю паспорт и через 10-12 дней получаю его обратно вместе с визой. Это чуть дороже, чем сделать все самому, без посредника, но избавляет от простоя в очередях перед консульством, которыми пугают в туристических фирмах. Но в этот раз у меня было приглашение на учебу - случай не стандартный, и надо самому показаться в консульстве.
Я собрался с силами, приготовился к долгим ожиданиям и понес документы, особо не рассчитывая на удачу: прием проводится лишь три часа, с 9 до 11, а, значит, можно уйти не солоно хлебавши. К моему “разочарованию” я не увидел километровой очереди у в хода, не было ее и внутри, два человека заполняли какие-то бумаги, и один передавал документы работнику консульства, а представили турфирм скучали в ожидании чего-то.
Я подал документы. Поскольку самостоятельно впервые проходил эту процедуру, то совершенно упустил из виду, что в турфирме всегда брали деньги за страховку, о чем мне тут же напомнили, вернув паспорт. На часах было 9.50, до закрытия оставалось чуть больше часа. Тем не менее, я успел сходить в ближайшую страховую фирму, вернуться обратно, заполнить анкету и подать все вовремя.
- Приходите через три дня, все будет готово, — ответили мне, выдав квитанцию на получение паспорта обратно.
Работники консульства были вежливы и в хорошем смысле услужливы. Чуть удивило, когда вышел начальник смены и обратился к заболтавшимся дамам:
“Долго еще стоять будете или как?! Мы через десять минут закрываемся”.
Можно было бы и учтивее напомнить о сроках, впрочем, сказано это было с благой целью: могли молча опустить шторы и закончить работу. Видимо, сказалась специфика чиновничьей работы или российский колорит внес свои коррективы.
Через три дня, забыв дома квитанцию, я пришел за паспортом, да еще и минут на пять раньше приемного времени. Тем не менее там уже ждали, выдали документы, шутливо пожурив за забытую квитанцию. Вся процедура заняла меньше 30 секунд, как и в прошлый раз, со мной разговаривали учтиво и вежливо.
“Отстойник”
Мои друзья тоже собрались в Питер, причем, на машине, место на границе забронировали за месяц. Предложили ехать с ними - и в компании и веселее, и на машине быстрее, чем на автобусе. Угадали лишь с первым.
Само бронирование стоило один евро, согласитесь, не много, чтобы гарантированно в нужное время пройти границу. Собственно, для этого и была создана служба, за то и платим. На въезде в зону ожидания с нас взяли еще два евро. Ну, да ладно, главное, засветло пройти границу и спокойно доехать до пункта назначения. Парковка оказалась наводнена машинами, люди в них спали, ели, играли, по всему было видно, что они стоят здесь не час и сколько еще будут — неизвестно. Кто-то нервно курил на улице - это были новички, еще не успевшие смириться с покупкой за три евро того, что раньше получали бесплатно — часы простоя. Мы подали свой талон на бронь.
- Можете смело ехать в город погулять, на границе очередь.
До закрытия кафе при парковке оставался час, и мы решили скоротать время там и обдумать, что делать дальше. Спешить было некуда, на барной стойке кафе располагался монитор, дублирующий номера машин, получавших право въезда на границу. Этот монитор, скорее, напоминал картину абстракциониста, так как значки и циферки на нем не менялись.
Пока мы пьем кофе, я кратко опишу парковку, кратко не потому, что нет времени, а потому, что нечего особо описывать. Каменный мешок, окруженный бетонным забором, где стоят в несколько рядов легковые машины, фуры и пара автобусов. Туалета, магазина или хотя бы указателей на них я не заметил. Что делать после закрытия кафе — непонятно. Мы допили кофе и вышли на улицу, заметно похолодало. Машин на парковке стало больше, кто-то в толпе ожидавших резонно заметил: “а что будет, если, когда мы вернемся, парковка будет забита, ее не закроют на въезд?” В город не поехали, решили ждать здесь до победного конца.
Через какое-то время на табло загорелись номера примерно десятка машин и снова на час все смолкло. По истечению второго часа ожидания появился и наш номер. Неужели пропускная способность - лишь десять машин в час? “Ладно, теперь уж скоро, раз уж вызвали на пограничный пункт”, - подбадривали мы себя.
До границы мы не доехали, а встали в хвосте вереницы машин, напротив городской библиотеки. Улица Малме, если я не ошибаюсь. Примерно раз в 25 минут проезжали метров пятнадцать и вновь ждали. Озверелый народ, замученный ожиданием в “отстойнике”, подбегал к приграничной будке для выяснения причин столь медленного движения. Там ссылались на то, что на границе стажеры учатся и оттого так медленно. Что ж, отличная мысль поставить стажеров на вечер пятницы, когда количество людей, пересекающих границу, особенно велико.
Примерно спустя полтора часа движение встало вовсе. На границу впустили последние три машины и больше никого не принимали. Впрочем, теми тремя никто не занимался, они также стояли, просто с другой стороны шлагбаума. На этот раз паузу объяснили пересменкой. Впрочем, с российской стороны машины двигались.
Народ волновался, а что, если эти пересменки между сторонами не согласованы и после эстонской пересменки последует российская?! Оставалось лишь ждать. Ждали машины, растянувшиеся по улице, ждали туристические автобусы, два–три с детьми, один то ли с китайцами, то ли с японцами, ждали пешие, пританцовывая от холода у входа на пропускной пункт. Мне стало их жаль, автомобилисты, хоть и потратили уйму бензина, но могли обогреться в машине. На улице окончательно стемнело, не хотелось ночью ехать по не самым освещенным и качественным российским дорогам. Кто-то из ожидающих стал интересоваться своими правами: за что люди платят деньги, если вынуждены терпеть такие издевательства. Ему намекнули, что у него есть права, даже много, но тогда при осмотре пограничники воспользуются правом осмотра вплоть до снятия обшивки машины и штанов хозяина. “Значит, ничего не изменилось”,- печально заметил мужчина,- “просто три евро собрали”.
Пересменка длилась около часа, движение вновь возобновилось теми же темпами. Наконец, мы попали на границу, прошли ее и поехали на русскую сторону. Российскую границу проскочили быстро, без проволочек и пересменок. Ребята, работающие там, оказались вполне дружелюбными и приветливыми. Старались шутить и ободрить уставших людей. Пройдя все посты, я взглянул на часы - вместе с “отстойником” все заняло чуть больше пяти часов.
В Питер мы прибыли уже поздно ночью, а дорога заняла гораздо больше времени, чем на обыкновенном рейсовом автобусе, совершающим остановки в нескольких городах. А я вспоминал, как еще совсем недавно рассказывал своим российским друзьям о культурной столице Европы, э-государстве и продвинутых IT– технологиях. Обратно ехал по старинке, на автобусе, тоже в пятницу. Границу прошли быстро, без каких-либо неприятностей.
Эпилог
Эту история я рассказал не для того, чтобы кого-то удивить очередями на границе - всем это давно известно- или очернить/ обелить кого-либо. Надеюсь, что мой рассказ поможет собирающимся в Россию лучше спланировать свою поездку, избавится от каких-то мифов и быть готовым к реалиям нашей границы. Для моих друзей, например, было открытием, что за стоянку в “остойнике” надо платить еще два евро. Возможно, кто-то обвинит автора в запугивании туристов, во многом формирующих наш бюджет, и представление не в лучшем свете отцов и работников новой пограничной системы. Думаю, что туристов куда больше отпугнет недостоверная информация или незапланированные траты денег и времени. А пограничникам напомню пословицу про зеркало, на которое не стоит пенять. “Патриотам”, считающим, что автор мало хвалил свою страну, хотя в чем-то мы впереди Европы всей, чего уж там Россия, скажу так: будем равняться на успехи других, а не поднимать свою самооценку за счет чужих недостатков.
Макс Шапиро, читатель Delfi.ee
Фото: Евгений Капов
Комментарии
Отправить комментарий