Рецепт жизни от Солженицына
«Самое главное в жизни, все загадки её – хотите, я высыплю вам сейчас?
Не гонитесь за призрачным – за имуществом, за званиями: это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь.
Живите с ровным превосходством над жизнью – не пугайтесь беды и не томитесь по счастью. Все равно ведь и горького не до веку и сладкого не дополна. Довольно с вас, если вы не замерзаете и если жажда и голод не рвут вам когтями внутренностей… Если у вас не перешиблен хребет, ходят обе ноги, сгибаются обе руки, видят оба глаза и слышат оба уха – кому вам еще завидовать? Зависть к другим, больше всего съедает нас же.
Протрите глаза, омойте сердце и выше всего оцените тех, кто любит вас и кто к вам расположен. Не обижайте их, не браните.
Ни с кем из них не расставайтесь в ссоре. Ведь вы же не знаете, может быть, это ваш последний поступок и таким вы останетесь в их памяти.»
Александр Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
Далее можно найти еще много интересных цитат этого мудрого человека. Некоторые из них при этом могут показаться весьма спорными.
- Мягкое слово кость ломит.
- Двести грамм жизнью правят. На двести граммах Беломорканал построен.
- Хирургия должна быть благодеянием, а не жестокостью! Не причинять боль, а освобождать от боли! Латинская пословица говорит: успокаивать боли - удел божественный!
- Никогда не рвись дальше, не посмотрев рядом.
- А я - молился. Когда нам плохо - мы ведь не стыдимся Бога. Мы стыдимся Его, когда нам хорошо.
- Глупец, заполучив вечность, вероятно, не мог бы протянуть ее иначе, как только слушая радио.
- О, каких дураков выращивает сытость!
- На одном списке напишешь "расстрелять", на другом списке напишешь "расстрелять" - очень тогда люди тебя уважать начинают.
- При рыцарях не было концлагерей! И душегубок не было!
- Жить в пятиэтажной клетке, чтоб над твоей головой стучали и ходили, и радио со всех сторон, - это считается хорошо. А жить трудолюбивым земледельцем в глинобитной хатке на краю степи - это считается крайняя неудача.
- Любовь к животным мы теперь не ставим в людях ни в грош, а над привязанностью к кошкам даже непременно смеёмся. Но разлюбив сперва животных - не неизбежно ли мы потом разлюбливаем и людей?
- Спорт - опиум для народа...Спортивными зрелищами, футболом да хоккеем из нас и делают дураков.
- Человек, внутренне не подготовленный к насилию, всегда слабей насильника.
- Сон - лучшее средство против голода и против кручины: и организм не горит, и мозг не перебирает заново и заново сделанных тобою ошибок.
- И, как всегда бывает, когда мы теряем расположение людей, - нам становится втройне дорог тот, кто продолжает нас любить.
- Мы заслужили свой режим и своих вождей, нам и расхлёбывать.
- Кто два дела руками знает, тот еще и десять подхватит.
- Нарастает гордость на сердце, как сало на свинье.
- Если бы Лев Толстой мыслил так ясно, как товарищ Сталин, - он не путался бы в длинных фразах.
- Арест - это мгновенный разительный переброс, перекид, перепласт из одного состояния в другое.
- Снятие ответственности с Ельцина - великий позор. Я считаю, что Ельцин и человек сто из его окружения должны предстать перед судом.
- Есть высокое наслаждение в верности. Может быть - самое высокое. И даже пусть о твоей верности не знают. И даже пусть не ценят.
- Интеллигент - это тот, чьи интересы к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и даже вопреки им.
- Народ имеет несомненное право на власть, но хочет народ - не власти (жажда ее свойственна лишь процентам двум), а хочет прежде всего устойчивого порядка.
- Так много искусства, что уже не искусство. Перец и мак вместо хлеба насущного!
- В благополучии есть губящая сила. Чтобы продлить его на год, на день – человек жертвует не только всем чужим, но всем святым, но даже простым благоразумием.
- Начитаешься истории – самому хочется стать подлецом, наиболее выгодное дело!
- Как царь Мидас своим прикосновением обращал все в золото, так Сталин своим прикосновением обращал все в посредственность.
- Вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у людей не все. Но человек, у которого вы отобрали все – уже не подвластен вам, он снова свободен.
- Но я начинал ощущать в себе: если надо не жить для того, чтобы жить, - то и зачем тогда?
- Интеллигент - это тот, чья мысль не подражательна.
- Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь.
- Нет на свете нации более презренной, более покинутой, более чуждой и ненужной, чем русская.
- Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом.
- Работа - она как палка, конца в ней два: для людей делаешь - качество дай, для начальника делаешь - дай показуху.
- А откуда вы знаете, в какой точке земли вы будете счастливы, в какой - несчастливы? Кто скажет, что знает это о себе?
- Есть черные люди, злокозненно творящие черные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?
- Самая тяжелая жизнь совсем не у тех, кто тонет в море, роется в земле или ищет воду в пустынях. Самая тяжелая жизнь у того, кто каждый день, выходя из дому, бьется головой о притолоку - слишком низкая.
- Совсем не уровень благополучия делает счастье людей, а отношения сердец и наша точка зрения на нашу жизнь. И то и другое - всегда в нашей власти, а значит, человек всегда счастлив, если он хочет этого, и никто не может ему помешать.
- Только тот достоин свободы, кто за неё идёт на бой.
- Образование ума не прибавляет.
- Все ж ты есть, Создатель, на небе. Долго терпишь, да больно бьешь.
- Искусство – это не что, а как.
- Старый месяц Бог на звезды крошит.
- Что высоко у людей, то мерзость перед Богом! Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал…
- Как ни смеялись бы мы над чудесами, пока сильны, здоровы и благоденствуем, но если жизнь так заклинится, так сплющится, что только чудо может нас спасти, мы в это единственное, исключительное чудо - верим!
- Две загадки в мире есть: как родился - не помню, как умру - не знаю.
- Как велосипед, как колесо, раз покатившись, устойчивы только в движении, а без движения валятся, так и игра между женщиной и мужчиной, раз начавшись, способна существовать только в развитии. Если же сегодня нисколько не сдвинулось от вчера, игры уже нет.
- Этот закон, вероятно, имеет и всеобщий характер: всякий делающий всегда порождает и то, и другое — и благо, и зло. Один только - больше блага, другой - больше зла.
- А у каждого всегда дюжина гладеньких причин, почему он прав, что не жертвует собой.
Комментарии
Отправить комментарий