Самый громкий научный скандал в этнографии
В 1971 году по всему миру , в том числе и в СССР, в журнале «Вокруг света» были опубликованы сенсационные статьи. В непроходимых джунглях филиппинского острова Минданао обнаружено племя Тасадаи, которые ничего не знают об окружающем мире, живут собирательством, поеданием крабов и лягушек, на другую дичь охотиться не умеют, пользуются каменными топорами, единственной их одеждой являются набедренные повязки из листьев.
Их описывали как наиболее отсталых людей на Земле. Телевидение показало о них несколько документальных фильмов. Конечно же все принялись думать, как обеспечить их безопасность и неприкосновенность. Сообщалось, что тасадай живут в условиях первобытного коммунизма и взаимопомощи, не зная агрессии и конфликтов:
"Они научились жить в гармонии и согласии не только с природой, но и между собой. Между людьми племени тасадай вообще не бывает конфликтов. Если у одного из людей в племени нет пищи — другие тоже не едят. Когда мы дали им боло, каждый мужчина взял себе по шару. Остался лишний шар, но никто не захотел его брать."
Встретивших их антропологов тасадай приняли за Дивату — доброе существо, которое должно было однажды сойти с неба.
Учёных, которые впервые встретились с тасадай, привёл к ним Мануэль Элизальде, известный филиппинский политик. Он привозил на вертолёте понаблюдать за тасадай журналистов, политиков, кинематографистов, кинозвёзд и прочих знаменитостей, включая Джину Лоллобриджиду и Чарльза Линдберга. Джон Рокфеллер создал фонд помощи племени.
В 1972 году филиппинский президент Маркос объявил зону обитания пещерных людей заповедником. Территорию охраняли военные, посещения были запрещены. Все экскурсии проводились только совместно с Элизальде, который объявил себя защитником племени…
Через 15 лет Маркос был свергнут, военные кордоны на пути в заповедник были сняты. Теперь к племени Тасадаи мог попасть любой желающий. Швейцарский антрополог Освальд Итен вместе с филиппинским журналистом Джои Лозано решили посетить племя. В пещере они никого не нашли. Зато неподалеку находились подозрительно похожие туземцы.
Они жили в хижинах, носили джинсы и футболки. Выяснилось, что это жители окрестных деревень, которых Элисальде заставил жить в пещере, убедил не носить одежду, платил им деньги за это и обещал выдать дополнительную плату при условии, если они будут выглядеть совсем нищими. Каменные топоры также оказались поддельными.
Открытие Итена потрясло мир. Через несколько дней после его отъезда группа немецких журналистов также решила посетить племя. Они нашли тасадай, одетых в листья, в пещерах. Но при пристальном осмотре немцы заметили, что из-под листьев видна тканевая одежда. Все это выглядело так, будто племя решило продолжить игру в каменный век.
Через четыре месяца после визита Итена, в выпуске «Племя, которого не было» передачи «20/20» канала ABC двое молодых представителей племени рассказали (через переводчика Галанга), что они являются не членами племени тасадай, а жителями соседних деревень, которых Элисальде заставил жить в пещере, убедил не носить одежду, платил им деньги за это и обещал выдать дополнительную плату при условии, если они будут выглядеть совсем нищими. Каменные топоры также оказались подделанными.
Ещё через два года канал BBC во время съёмок документального фильма показал эту же передачу членам племени тасадай, включая двух, интервьюированных ABC. Последние признали, что тогда солгали, так как говорили на камеру то, что от них потребовал Галанг, обещавший дать им сигареты, одежду и всё, что они захотят.
Лингвист Лоуренс Рид, исследователь из Гавайского университета, проведя 10 месяцев с тасадай и ближайшими к ним лингвистическими группами, пришёл к выводу, что тасадай, хоть и не являются столь изолированными, но действительно не знают сельского хозяйства и общаются на уникальном диалекте, следовательно, не являются полной мистификацией. Скептики ещё в пору сенсационных сообщений 1971—1972 годов об открытии тасадай указывали на возможность, что тасадай, будучи не «реликтом» первобытного общества, а племенем, регрессировавшим в особо тяжелых условиях, имели спорадические контакты с соседними, более технологически развитыми, группами людей.
В поисках доказательств мистификации исследователи поняли, что в этой истории было много вопросов без ответов. Например, слабо верится в то, что племя было изолировано от людей более тысячи лет, ведь они жили всего в нескольких километрах от соседней деревни. Также удивительно, что тасадай устойчивы к современным заболеваниям.
Столкнувшись с такими вопросами и вооружившись признаниями самих тасадай, средства массовой информации решили, что этот вопрос урегулирован. Тасадай были объявлены мистификацией.
В 1983 году, после убийства оппозиционного лидера Бенигно Акино, Элисальде бежал в Коста-Рику, забрав 35 млн долларов, собранных для помощи тасадай, из благотворительного фонда возглавляемой им правительственной организации по защите коренных народов ПАНАМИН. В 1988 году Элисальде вернулся на Филиппины и даже организовал поездку некоторых членов тасадай в Манилу, чтобы подать иск против филиппинских профессоров, которые называли племя мистификацией. В 1993 году был назначен послом в Мексику и умер от лейкемии в 1997 году.
Комментарии
Отправить комментарий