Школа выживания для живущих на одну пенсию
Армия престарелых. По состоянию на 1 января пенсионеров в Эстонии было более 30 процентов, или свыше 400 000 человек. Лучше всех сводит концы с концами пара пенсионеров, живущая в собственном доме.
Хендрик и Татьяна Теэару живут в маленьком поселке Мыйзакюла хорошо: летом они любуются цветами, а зимой — птицами. В прошлом году они получили почетную грамоту от президента за успешное участие в конкурсе «Лучший дом». фото: Пеэтер Кюммель / Sakala
В прошлом году пенсионеры Хендрик и Татьяна Теэару, живущие в маленьком поселке Мыйзакюла получили почетную грамоту от президента за успешное участие в конкурсе «Лучший дом». Супруги не нарадуются на свой красивый дом, который они построили сами, и сад. «Этот сад — труд нашей жизни, источник радости, мы живем здесь, словно в санатории», — говорит Татьяна.
Она благодарна своей матери, которая научила работать и быть бережливыми всех своих семерых детей.
«В нашем саду и огороде мы выращиваем для себя большую часть овощей и фруктов, а цветы я выращиваю и для других. Мы любим вместе с мужем ходить в лес за грибами и ягодами. На лугу собираем лекарственные травы. Дрова заготавливаем сами — у нас небольшой лесок.
Когда по вечерам сижу перед телевизором, то не выпускаю спицы из рук — вяжу рукавицы и носки в подарок и на продажу, на вырученные деньги покупаю саженцы для сада», — делится Татьяна своим опытом выживания.
У Татьяны бронхиальная астма, поэтому значительную часть семейного бюджета приходится тратить на лекарства. Как уверяет Татьяна, они с мужем живут экономно, и им хватает, во-первых, потому, что сад-огород является большим подспорьем, во-вторых, потому, что они вдвоем с мужем.
«Пенсионерам-одиночкам, живущим в городских квартирах, приходится, конечно, тяжелее», — считает она. На вопрос, как бы она потратила миллион, если бы выиграла в лотерею, Татьяна ответила, что помогла бы дочери погасить кредит за квартиру, а на остальные деньги построила бы в Мыйзакюла завод, чтобы у людей была работа.
Возьмем за основу среднюю пенсию по старости, которая с 1 апреля повысилась до 318,48 евро в месяц, и посмотрим, как средний пенсионер живет на эти деньги, а именно, на что их тратит.
Как живется пенсионерам из разных мест, привыкшим к разному образу жизни, анализирует руководитель Института частных финансов Анне Сяги.
Жизнь вдвоем в своем доме с садом
В качестве первого примера возьмем супружескую пару пенсионеров из небольшого города. Каждый из супругов получает пенсию, слегка превышающую среднюю по стране, на двоих они имеют 686 евро.
Часть семейного бюджета уходит на неизбежные расходы, но, как показывает жизнь, остальные деньги утекают сквозь пальцы, и откладывать что-то никак не получается. Живя в собственном доме и имея огород, супруги имеют возможность гибко вести хозяйство, но это требует большей энергии, а зачастую и больших инвестиций, и с этим приходится считаться.
Кроме того, супруги тратят деньги на еду, хозяйственные нужды, одежду и кота. На все прочее у них остается чуть больше 100 евро. Эти деньги они стараются тратить экономно, чтобы хватило и на новые очки, и на оплату визита к стоматологу, и на покупку садово-огородного инвентаря.
Что касается продуктов питания, то супруги стараются не тратить на них больше 250 евро в месяц. Еду готовят дома, заготавливают консервы впрок. Одеваются в магазинах подержанной одежды. Уже давно супруги не ходят в кафе и театры, чтобы не пробивать брешь в семейном бюджете. На домашнем любимце экономить не получается — ему приходится делать прививки и покупать препараты от глистов.
О льготах, на которые могут рассчитывать пенсионеры, супруги знают мало, разве что о льготном проезде на общественном транспорте, льготах на лекарства и частичную компенсацию за лечение зубов.
Жизнь в одиночку в многоквартирном доме
Если житель небольшого городка или сельской местности может экономить какие-то деньги благодаря садово-огородному участку, то в городской квартире такого преимущества нет. Вместе с тем жизнь в многоквартирном доме несколько удобнее, поскольку не надо тратить немалые силы и время на садовые работы.
Одинокая пенсионерка живет в однокомнатной квартире в центральном районе Таллинна и получает пенсию в размере 320 евро. Ее главный расход связан с оплатой счетов за жилье и коммунальные услуги (отопление, вода, электричество, вывоз мусора, небольшой ремонт).
На продукты женщина тратит в месяц 120 евро, поделив эту сумму на недели, стараясь не расходовать более 30 евро. Всевозможных платных развлечений она избегает, книги не покупает, а берет в библиотеке, с подругами предпочитает встречаться не в кафе, а дома.
Женщина знает, что люди старше 65 лет могут бесплатно пользоваться в Таллинне общественным транспортом. Да и на автобусных маршрутах дальнего следования она пользуется предназначенными для пенсионеров льготами, если это возможно.
В финансовом плане ее беспокоит в основном лечение зубов, на приобретение новых очков она предполагает откладывать деньги заранее. При этом у нее есть некоторые сбережения, она старается хотя бы понемногу откладывать на похороны.
Как и для четы пенсионеров, львиную долю расходов одинокой пенсионерки составляют расходы на питание. На прочие расходы у женщины остается примерно 65 евро в месяц, за счет которых необходимо покрывать расходы на лекарства, очки, а также стоматологическую помощь.
Расходы супругов-пенсионеров*
Еда250
Отопление (печное отопление
деревянного дома 155 м²)72
Электричество (бойлер,
частично электроподогрев пола50
Лекарства (снижающие давление и др.)50
Горючее для автомобиля 30
Страховка дома 30
Вода (в т.ч. вода для полива огорода летом)20
ТВ, Интернет, телефон18
Счета за мобильные телефоны 15
Земельный налог 8
Мусор 3
Всего 546
Расходы одинокого пенсионера*
Коммунальные платежи85
ТВ, Интернет, телефон25
Электричество20
Счет за мобильный телефон5
Питание120
Всего255
*расходы в месяц
Рекомендации
• Используйте максимально все льготы, предусмотренные для пенсионеров, и не бойтесь отдельно узнавать об этом у каждого продавца услуг.
• Узнайте в своем банке, какие он предоставляет льготы для пенсионеров. Может быть, ваша банковская карточка предлагает пожилым клиентам какие-то дополнительные льготы.
• Пересмотрите свой пакет услуг электроснабжения, а также цены на услуги телефонного оператора, возможно, есть какие-то другие, более выгодные варианты.
• В аптеке всегда спрашивайте наиболее дешевые лекарства.
• Будьте в курсе того, что происходит вокруг. Используйте всевозможные бесплатные мероприятия и встречи пенсионеров, которые позволяют сделать жизнь ярче, не тратя денег.
• Поинтересуйтесь у своих сверстников, какие бесплатные услуги они могут вам посоветовать.
• Будьте общественно активны. Накопление различных сведений создает положительное ощущение и может расширить ваши познания по финансовой части.
Источник: Swedbank
«Лучше, если бы вы не уезжали!»
Будни. Поездка с социальным работником по волости Аудру Пярнуского уезда показала, что многие пожилые люди нуждаются в повседневной помощи.
В волость Аудру Пярнуского уезда мы отправились вместе с социальным работником Хельве Самариной. Во время этой поездки нас ожидали встречи с разными людьми, но все они, как мы убедились, в той или иной степени нуждаются в помощи на дому. О том, насколько нужна им такая помощь, можно судить по тому, как одна пожилая женщина, прощаясь с нами, сказала с горечью: «Лучше, если бы вы не уезжали!»
В дорогу мы отправились на новеньком электромобиле: со двора Хельве Самариной машина выехала так тихо, что даже сторожевой пес Хуго никак не отреагировал.
Хельве получила электромобиль лишь неделю назад, и понемногу привыкает управлять им. На всякий случай она старается не открывать окна, не включает радио и внимательно следит за приборами. До сих пор самое большое расстояние, которое ей пришлось преодолеть за один день, составило 100 километров.
Летом управлять электромобилем не составляет труда, но Хельве Самарина уже сейчас беспокоится, справится ли она с управлением зимой. А пока она наслаждается ездой; многие, увидев электромобиль, приветливо машут вслед, а некоторые даже фотографируют, словно в Аудру заглянул участник «Евровидения» от Эстонии Отт Лепланд.
Расторопная и бодрая
Больше всех печалилась из-за нашего отъезда 82-летняя Хельги. Не то чтобы ей совсем не с кем перекинуться словом, но оставаться одной все же очень не хочется.
Как раз перед нашим приездом к ней заглянула знакомая, принесла саженцы черной смородины и астры.
«Разве у тебя мало ягодных кустов?» — интересуется социальный работник. «Черная смородина очень полезная», — парирует в ответ Хельги.
Назвать эту бодрую пожилую женщину старушкой язык не поворачивается: Хельги и картошку уже посадила, и многие дела по хозяйству переделала. В выходные дни приезжал сын из Таллинна помочь матери, но вообще-то расторопная женщина, несмотря на больные ноги, управляется со всем сама.
Уку, сын Хельги, живет в столице, недавно он побывал в кругосветном путешествии. «Думала, что уже не вернется домой, но, к счастью, приехал», — заметила она.
Хельги хоть и хвалится, что управляется сама, но к стоматологу и окулисту ей без помощи социального работника не добраться.
Пожилая женщина жалуется, что недавно у нее шла из носа кровь, и Хельве обещает ее отвезти к врачу.
Время от времени социальный работник привозит Хельги еду из магазина, но в основном женщине приходится самой и с домашними делами справляться, и печку топить.
«Я стараюсь не брать на себя все заботы своих подопечных, чтобы они не становились совсем беспомощными. До тех пор, пока у них есть силы, они должны сами заботиться о себе. Кроме того, и их дети не должны о них забывать, тем более, что в большинстве своем они не за семью морями и горами живут, а здесь, в Эстонии», — сказала социальный работник.
Как ни странно, порой дети живут всего в нескольких десятках километров от родителей, но навещают тех именно социальные работники. «У детей своя жизнь, у них столько дел и забот, что времени никогда не хватает», — тихо сетуют старики.
«Как это нет времени, чтобы навестить родную мать или отца?» — недоумевает Хельве, которая никак не может понять, почему дети порой вообще не интересуются, как живет мать, — и сами ее не навещают, и социальному работнику не звонят, чтобы узнать, как у нее дела.
Продолжает ждать
Юри (56) стал инвалидом-колясочником в 33 года после того, как упал с большой высоты, но рассказывать о подробностях этого случая он не хочет. Хельве рада за него, поскольку в последнее время Юри стал веселее смотреть на жизнь.
Несмотря на то, что инвалидное кресло будет его основным средством передвижения, скорее всего, всю жизнь, мужчина избавился от уныния, нашел спутницу жизни и переехал в новую квартиру.
Поскольку в Аудру жене Юри не удалось найти работу, большую часть времени она находится вдалеке от дома, но, тем не менее, является большой опорой. Дети тоже работают за границей и редко могут навещать отца.
«Хельве — мое золотце, она помогает и к врачу сходить, и приносит домой лекарства и сигареты. Я знаю, что помощь всегда находится на расстоянии телефонной трубки», — сказал Юри о социальном работнике. Он с благодарностью отозвался и о волостной управе, которая помогла приобрести инвалидное кресло и дрова.
О своей жизни Юри говорит, что должен сам справляться с ней. Вот если бы еще дверь в ванную комнату была пошире, чтобы можно было въезжать в нее на инвалидной коляске!
Основное занятие Юри — это ожидание. Он сидит в своем кресле возле окна и смотрит на улицу — не идет ли кто-нибудь, супруга или социальный работник. Тогда можно будет хотя бы поговорить с кем-то. В основном его постоянными спутниками являются радио и компьютер, но за ним он не может сидеть больше часа — ноги опухают.
Хорошо, что Юри не пьет водку. У Хельве среди подопечных есть и пьющий мужчина. Как-то раз он сказал: «Ты могла бы мне и бутылку принести. А то я заказываю у друзей, а они половину сами выпивают».
Все перепутала
Роози, которая не может назвать свой возраст, но помнит, что родилась в 1925 году, копает землю на своем участке. Что она хочет там посадить, неясно, поскольку зимой семенная картошка в подвале померзла. Мужа и двоих сыновей Роози похоронила, а про дочь говорит, что та работает проституткой в Пярну и вообще не навещает ее.
Поди разберись, правда это или нет, но так пожилая женщина говорит. Она сетует, что осталась совсем одна. Однако социальный работник говорит, что внук все-таки иногда приезжает к ней из Пярну.
На вопрос, есть ли у нее еда, Роози отвечает, что ничего нет и денег тоже нет. На самом деле в ее холодильнике есть сосиски и суповые консервы, и из содержимого одной такой банки социальный работник как раз варит ей суп. На плите стоят две кастрюли с кашей, но до них она не дотронулась.
Где Роози спит, непонятно, поскольку спальное место есть и в комнате, и на кухне, где зимой, вероятно, теплее. Сама она говорит, что в комнате дым и угар, поэтому она не может там спать. Наши уверения в том, что там нет ни дыма, ни чего-либо другого, не помогают. «Нет, есть, посмотрите в тот угол», — спорит пожилая женщина.
Жаль Роози, очень жаль. Наверное, она действительно должна копать эту землю, потому что всегда делала это, а весна зовет на улицу.
На самом деле такому человеку следовало бы находиться в каком-нибудь доме призрения, где обеспечивается круглосуточный присмотр. Как живет Роози и какую думу думает вечерами в своих четырех стенах, никто не знает.
Комментарий
Сийм Суурсильд
старейшина волости Аудру
У нас есть свой дом престарелых с 17 местами, которые всегда заняты. Аудруская волость относительно большая — 380 квадратных километров. Все люди хотят как можно дольше жить у себя дома, и эту возможность мы обеспечиваем путем ухода на дому. Новые автомобили позволяют социальным работникам брать себе больше подопечных.
Сейчас мы составляем прейскурант социальных услуг. За умеренную плату мы хотим начать предлагать пакет услуг по уходу и тем, кто, в соответствии с Законом о семье, не получает бесплатных услуг, то есть тем, у кого есть близкие.
Во многих семьях молодые уехали за границу, и они были бы рады, если бы кто-то регулярно посещал оставшихся здесь пожилых родителей. Особенно важно это в сельской местности, где соседи, как правило, живут в отдалении.
Комментарии
Отправить комментарий