Шутки здорового человека. Как наука объясняет смех.
Смеются все люди на Земле, и не только они: судя по тому, что приматы тоже умеют это делать, смех появился раньше, чем наш вид. Способность распознавать смешное – юмор – помогает найти общий язык, разрядить обстановку, справиться с неловкостью, пережить тяжелые минуты, определить, чего ждать от общения с тем или иным человеком. И все же крупных исследований юмора не так много, потому что научное сообщество предпочитает заниматься «серьезными» темами.
Но те исследования, которые удалось провести, действительно убеждают в важности этого явления. Благодаря им мы знаем, какие нейробиологические механизмы задействованы, когда мы шутим, как смех влияет на физическое состояние организма и даже как выглядит идеальный анекдот с точки зрения науки.
Влияние на организм
Cмех называют лучшим лекарством. Он не вылечит от всех болезней, но определенный научный фундамент у этого суждения есть. Юмор улучшает психологическое состояние. Он не только помогает влиться в компанию и избежать разрушительного для психики одиночества, но и позволяет справиться со стрессом и горем. Психолог из Калифорнийского университета в Беркли Дачер Келтнер продемонстрировал, что люди, которые могут искренне улыбаться или смеяться в разговоре о недавно умершем близком, испытывают меньший стресс и через шесть месяцев, и через один-два года после потери. Келтнер объясняет это тем, что смех помогает высвободить нейротрансмиттеры, то есть активирует зоны головного мозга, участвующие в противодействии негативным эмоциям.
Cмех способствует расслаблению мышц (в том числе сердечной), снижению кровяного давления, увеличивает уровень насыщения крови кислородом, улучшает работу легких. Он также способствует выработке в мозге эндорфинов, которые играют важную роль в борьбе против боли и депрессии. Свойство смеха противодействовать стрессу означает, что смех полезен для иммунитета и эндокринной системы. Ли Берк из Медицинской школы университета Лома Линда (Калифорния, США) показал, что смех увеличивает число и активность Т-лимфоцитов в крови – клеток, которые служат естественными защитниками против болезней в нашей иммунной системе. Он также зафиксировал у своих испытуемых подъем уровня гормона роста (участвует в стимуляции иммунитета) и снижение уровня «гормонов стресса» после просмотра юмористических видео.
Впрочем, исследования о влиянии юмора на здоровье нельзя назвать однозначными. Хотя Берк, который за последние четверть века превратился в авторитета в области смеха, сравнивает юмор с бегом по уровню пользы, некоторые эксперты призывают более тщательно и критично исследовать связь между смехом и работой иммунитета.
Смех и эволюция
Улыбка – одна из первых эмоций, которые демонстрирует человек, она появляется у ребенка в первые недели после рождения, хотя никто ей специально не учит. В 2005 году биологи Мэтью Жерве и Дэвид Слоан Уилсон предположили, что способность улыбаться развивалась у наших предков в два этапа. Первым примерно 2–4 млн лет назад, еще до изобретения речи, возник «смех Дюшена». Гийом Дюшен – французский невролог, который в середине XIX века активно искал способы применения в медицине электричества. В ходе экспериментов он обнаружил, что с помощью электростимуляции можно заставить лицевые мышцы человека изобразить улыбку, но «улыбаться» будут только губы, а вот глаза помимо воли их обладателя заставить смеяться нельзя (после этого «настоящие», искренние улыбки и смех получили название «улыбка Дюшена»).
У взрослых только 10–20% проявлений смеха вызвано чем-то смешным
Вероятно, поначалу «смех Дюшена» представлял собой гримасу с широко открытым ртом, которая появлялась у приматов во время игр – она сигнализировала о том, что соплеменник настроен миролюбиво, опасности нет, все довольны, а значит, вполне можно социализироваться. По прошествии нескольких сотен тысяч лет появились сознательные улыбки, не вызванные чем-то по-настоящему веселым. По сути, это была имитация настоящего смеха, нужная для социализации или обмана, однако включать для нее мышцы вокруг глаз человек не научился.
Тем не менее улыбка и смех стали обязательным инструментом в обществе. По подсчетам психолога и нейробиолога из Мэрилендского университета Роберта Провайна (который буквально ходил за случайными людьми с диктофоном), мы смеемся или хихикаем по крайней мере 20 раз в день, а дети дошкольного возраста – до 300 раз. При этом у взрослых только 10–20% проявлений смеха вызвано чем-то действительно смешным.
Юмор и мозг
Восприятие юмора – комплексный процесс, который задействует несколько областей мозга. Команда ученых из Дартмутского университетавыяснила, что шутку выявляют участки коры левого полушария мозга – они помогают рассортировать новую и неожиданную информацию и сопоставить ее с уже известной, хранящейся в памяти. Так мозг находит смысл в контрастных ситуациях, например в неожиданных поворотах сюжета фильма. Затем «оценкой» шутки занимается островковая доля и миндалевидное тело – области, играющие важную роль в регуляции эмоций и принятии решений. Осознанный же смех рождается в другой части – премоторной оперкулярной коре в височной доле.
Словесные шутки, помимо этого, требуют участия областей, занимающихся анализом речи, причем разные типы шуток возбуждают разные части мозга. Например, анекдоты, которые нарушают привычную логику («Как помешать слону снимать деньги в банкомате? Отобрать у него карточку»), активируют височную долю – она помогает нам разбираться с двусмысленной и контрастной информацией. А каламбуры и игра слов находят отклик в центре Брока.
Повреждение специализирующихся на тех или иных типах шуток участков мозга может менять чувство юмора. Исследование, проведенное в Университете Торонто, показало, что после травмы правой части лобной доли человеку хуже даются словесные шутки, суть которых раскрывается в финальной фразе. Люди с таким повреждением начинают по-настоящему любить буффонаду – юмор, построенный на действиях: пинках, бросании тортов в лицо и тому подобном (яркий пример: мультфильм «Том и Джерри»).
Что интересно, травма мозга также может приводить к юморозависимости. Впервые врачи зафиксировали такое состояние в 1929 году, а два самых свежих случая описали в прошлом году исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. У одного из их пациентов после инсульта появилась компульсивность в поведении, он стал увлеченно собирать предметы, пригодные к вторичной переработке, а через пять лет после травмы начал с такой же навязчивостью шутить. Мужчина будил среди ночи жену, чтобы рассказать ей придуманный анекдот, а когда она жаловалась, записывал свои перлы в тетрадь. При всем этом он понимал чужие шутки, но не находил их остроумными и смеялся только над собственными. Второй пациент страдал деменцией и тоже постоянно шутил и приходил в восторг исключительно от собственных острот. Согласно предположению ученых, повреждение мозга нарушило связь между участками мозга, понимающими шутку, и центром удовольствия.
Самая смешная шутка
Идеальной шутки, которая рассмешила бы каждого, безусловно, не существует. Но исследователи все равно неоднократно пытались ее найти. Много интересного выяснил, например, британский психолог Ричард Вайзман. Он в течение года опросил более миллиона человек из 70 стран и не только нашел самую смешную шутку (среди опрошенных), но и узнал, что больше смешит людей в разных частях света. Так, оказалось, что британцам, ирландцам, австралийцам и новозеландцам больше нравятся шутки с игрой слов, американцам и канадцам – комедия положений, где кто-то выглядит глупо, а европейцам – шутки, противоречащие логике. Самые смешные шутки, как показало исследование, содержат неожиданный поворот, а еще лучше, если они играют на разрушении ложных ожиданий. В целом в мире наиболее популярен словесный юмор, но одна страна стала исключением: в Японии предпочитают не рассказывать, а показывать что-то веселое.
Он понимал чужие шутки, но смеялся только над собственными
Также команда Вайзмана выявила самое смешное животное. «Если вы планируете рассказать шутку с участием животного, пусть это будет утка», – утверждает психолог. А лучшим анекдотом, согласно опросу, стал следующий. «Двое охотников идут по лесу, и вдруг один из них падает. Дыхания нет, глаза закатились. Его товарищ звонит в “скорую”: “Мой друг умер! Что мне делать?” Оператор отвечает: “Успокойтесь. Прежде всего убедитесь, что он действительно мертв”. Охотник какое-то время молчит, а потом в трубке слышится выстрел и голос охотника: “Готово. Что дальше?”»
Интересный эксперимент по нахождению формулы юмора провела группа ученых из Канады и Германии. Они также пришли к выводу, что чем больше разрыв между ожиданиями и финалом, тем смешнее кажется шутка, но сделали это без использования настоящих анекдотов. Ученые придумали несуществующие слова из привычно звучащих слогов («диджифин», «кварбан») и составили из них почти 6000 произносимых, но бессмысленных мини-фраз. Выдуманные слова (они приведены в опубликованной статье) были взяты, чтобы культурные особенности испытуемых не влияли на результат.
Исследователи обнаружили прямую корреляцию между редкостью буквы или слога и ее оценкой по шкале юмора. То есть сочетания, которые используются редко, воспринимались как более смешные по сравнению с часто встречающимися: непонятная «химумма» веселила участников опыта больше, чем такая же непонятная «тессина». Еще одно ценное наблюдение: нам нравятся сочетания, содержащие части «грязных» словечек: «гов», «жоп», «пис» и тому подобное. Наконец, относительно смешными опрошенным представлялись сдвоенные буквы, как гласные, так и согласные.
Несмотря на эти интереснейшие открытия, универсальных шуток не бывает. Восприятие юмора зависит от пола, возраста, образования, настроения, наличия стресса в конкретный момент и других факторов. К примеру, ученые из Университета Гранады в 2007 году выяснили, что в возрастной группе 45–50 лет и мужчины, и женщины хорошо относятся к анекдотам, обидным для женщин, и не ценят шуток, направленных против мужчин. А вот в группе 18–25-летних тенденция была другой: как мужчины, так и женщины были не прочь посмеяться над противоположным полом, но негативно воспринимали шутки над собственным.
Наука шутить
Хотя выражение «чувство юмора» предполагает, что способность шутить смешно – это что-то врожденное, в клинике Майо (один из авторитетнейших исследовательских центров мира) считают, что ему можно учиться и нужно развивать. Эксперты составили списокрекомендаций, который должен в этом помочь:
- будьте ближе к смешному – повесьте на рабочем месте веселую фотографию, не брезгуйте сайтами с анекдотами, смотрите и читайте смешные фильмы и книги;
- смейтесь над собой и вместе с другими – находите смешное в том, что с вами происходит, даже если это бывает сложно, и проводите время с теми, кто смешит вас;
- создайте запас шуток – нет ничего плохого в том, чтобы взять на вооружение несколько анекдотов и рассказывать их в подходящей ситуации;
- знайте пределы – не смейтесь за чужой счет; юмор бывает неуместным, и следует научиться понимать, когда и о чем можно шутить, а когда нет.
Комментарии
Отправить комментарий