Сломать, чтобы получить разрешение построить
Власти волости Вайвара в феврале предписали жителям деревни Кудрукюла, что под Усть-Нарвой, снести сараи для дров, которые при приватизации земли и создании КТ остались на государственной земле. Дрова до сих пор мокнут под дождём, а жители не знают, как пережить грядущую зиму.
Юрий Тиннер показывает свои дрова, которые теперь хранятся под открытым небом. Николай Андреев.
Оказались вне закона
Как рассказал “ВП” житель Кудрукюла Юрий Тиннер, жителей деревни в феврале вызвали в волостную управу и под роспись вручили предписание снести незаконные строения - сараи для дров, гаражи, парники, расположенные на государственной земле. По словам другой жительницы деревни Марии Симанской, официально получить землю в пользование жители не смогли, и много лет назад чиновники неофициально сказали: пользуйтесь пока и молчите. И пользовались до недавнего времени.
- Мы не захватчики, мы живём здесь уже 50 лет, - рассказывает Мария Симанская. - Строили когда-то не самовольно, а по разрешению совхоза “Нарва”. Но потом оказалось, что земля под сараями государственная, и теперь вот в волости нам велели всё сломать.
- Если что-то было законно во времена совхоза, это нужно было узаконить в новых условиях, - заявил “ВП” старейшина волости Вайвара Вейкко Лухалайд. - В 2002 году, уже 14 лет назад, когда люди приватизировали квартиры, мы с членом управы и инспектором по окружающей среде Хельме Кальюранд предлагали людям приватизировать эти земли, но тогда они не захотели брать себе землю, платить земельный налог, косить траву и так далее. Мы говорили тогда людям: вы не сможете пользоваться этой землёй до конца дней, потому что это просто не ваша земля, и рано или поздно все строения на ней придётся снести.
Куча дров строением не является.
Реформа закончилась
По заверению старейшины, возможность приватизации была у людей ещё недавно, но в июне закончилась многолетняя земельная реформа. Теперь государство может либо продать землю с аукциона (и тогда велик шанс, что участок недалеко от реки купит кто-то со стороны), либо передать местному само- управлению. Получив землю, волостные власти, в свою очередь могут также либо продать её с аукциона, либо передать в пользование жителям на длительный срок.
Житель деревни Аксель Дроздов рассказывает, что на собрании в феврале волостные руководители обещали жителям предоставить новый, общий участок для строительства сараев. На каких условиях и за какую плату - пока непонятно. Интересно, что у некоторых сараи стояли как раз на этом участке, то есть после того, как жители собственноручно снесли свои сараи, строить новые им разрешат совсем недалеко от этого места.
- Государство будет проверять свои земли перед передачей, - говорит Вейкко Лухалайд. - И у государственного Земельного департамента возникнет вопрос: откуда на моей земле какие-то строения? Кто за них платит налоги? Кто дал разрешение на строительство? Поэтому, скажут нам, перед тем, как просить муниципализировать землю, дорогое самоуправление, уберите всё это, пожалуйста. Мы обращались к жителям и говорили, что муниципализация сейчас - единственный выход для них.
Предписание выполнили
Предписание о сносе жители выполнили, хотя некоторые до последнего сопротивлялись и протестовали. Но, так как дрова всё равно нужно где-то хранить, вместо сараев на той же государственной земле в деревне возникли формально законные поленницы под шифером, под тентами, а то и просто под открытым небом, и, вдобавок, кучи личных вещей из сараев, обрезки досок от тех же сараев…
- Деревня была красивой. Теперь вот сами видите - “навели порядок”, - Мария Симанская окидывает взглядом деревенский пейзаж.
- У меня стоял гараж на фундаменте с 70-х годов, - рассказывает Татьяна Кириллова. - Теперь дрова у меня гниют, покрылись грибком. Я инвалид, и я не знаю теперь, как эту зиму прожить. Мне не хватает ещё пять кубов - куда мне их положить? Уже ношу дрова в квартиру, чтобы их там хоть немного просушить и приготовить себе еду. Я готовлю сразу на три дня, чтобы не тратить электричество и экономить дрова. Живу, можно сказать, всухомятку.
Также вне закона оказались и подсобные хозяйства. Теплицы чиновники заставили снести как незаконные строения.
- Огороды мы всё же засадили весной, - рассказывает Мария. - Но что будет в следующем году - неизвестно. Здесь у нас, наверное, три семьи с работающими людьми. Ос- тальные - пенсионеры и инвалиды, которые не могут за себя постоять.
Как пережить зиму?
- Дома у нас очень холодные, - говорит Мария Симанская. - Если зима морозная, на отопление уходит до 15-20 кубов. Люди заготавливают, закупают дрова с запасом, ведь весной иногда приходится топить и в мае, иначе дом отсыревает и покрывается плесенью.
Жители рассказывают, что пятикубовую машину с дровами они заказывают за 120-200 евро, в зависимости от вида дров. То есть расходы на обогрев квартиры за отопительный сезон могут достигать 800 евро.
Волостной старейшина признаёт, что дрова жителям нужно где-то хранить, но не считает, что при этом не обойтись без капитальных сараев.
- В начале 90-х мои родители переехали жить в деревню, - рассказывает он. - Жить начинали в сарае, пока строили дом. Дрова стояли на улице, сложенные в поленницы. Не к кому было обращаться, и всё делали сами. Достаточно поставить 4 палки и какую-то крышу, без фундамента. Не стоит делать проблему из этого.
Ждут обещанную землю
- После собрания в феврале мы никаких результатов не видим, - говорит Татьяна Сепп. - Я тоже инвалид, но работаю на полставки. У меня двое внуков - три года девочке и семь лет внуку. Они будут жить в холодной гнилой квартире?
Ходатайство о муниципализации волость в Земельный департамент отправила, хотя старейшина отмечает, что из-за сопротивления жителей это случилось на месяц позже запланированного.
- Как дело пойдёт в департаменте, я, честно говорю, не знаю, - говорит Вейкко Лухалайд. - Может, через две недели ответ будет, может - через два месяца.
- Успеть бы до зимы, - волнуется Аксель Дроздов. - А то придётся выкапывать дрова из сугробов.
Cправка:
В деревне Кудрукюла 3 двухэтажных дома из силикатного кирпича, всего 16 квартир. В основном, здесь живут люди, которые раньше работали на располагавшихся здесь парниках совхоза “Нарва”. Дома были построены с печным отоплением. Затем совхоз запустил котельную для обогрева парников и домов, жители разобрали свои печи. Но после перехода к рыночной экономике и приватизации квартир котельная оказалась заброшена, людям пришлось восстанавливать печи.
Николай Андреев, "Виру Проспект"
Комментарии
Отправить комментарий