Сможет ли среднестатистический житель Эстонии нормально жить на пенсию?
Несмотря на сладкие речи правительства, пенсионеры Эстонии едва-едва справляются со своим бюджетом. Чуть лучше живут работающие пенсионеры. Пенсионный возраст начинается 62-67 лет. Средняя пенсия 500-600 евро. Минимальная зарплата - 500 евро. Можно уйти досрочно раньше на 1-3 года, но потеря пенсии ощутимая, около 15%. Но с нового 2018 года работающим пенсионерам увеличили налоги. Общественность была шокирована. Министры по Radio-4 принимали горячие телефонные возражения, упреки, вопросы и милостиво разрешали писать себе на е-мейл для разъяснения. Но суть остается неизменной: в Эстонии 1/3 пенсионеров, а молодежь стремительно уезжает. Кто будет содержать стариков?!
Каждый из нас хоть раз, но задумывался над тем, что нас будет ждать при выходе на пенсию. Сможет ли среднестатистический житель Эстонии позволить себе жить беспечной жизнью и не задумываться над тем, где взять деньги на самое необходимое?
По данным Департамента статистики в Эстонии проживает 1 315 635 человек. Доля трудоспособного населения составляет 64%, это примерно 842 000 человек, и ежегодно сокращается в среднем на 6300 человек. Доля пенсионеров составляет 31,7%, это порядка 417 500 человек.
Наше население сокращается, людей пожилого возраста становится все больше, а молодежи, за счет которой государственная казна должна пополняться налогами, все меньше. Именно поэтому в начале 2017 года коалиция, возглавляемая центристами, приняла решение о реформировании пенсионной системы.
Если бы мы пошли по пути реформистов, которые годами закрывали глаза как на демографический кризис, так и на уровень жизни пенсионеров, то уже через несколько лет Эстония оказалась бы у разбитого корыта: у государства просто не осталось бы средств на социальные выплаты. Это прямой путь к расслоению общества и возвращение во времена сословия, в котором население делится на касту привилегированных и массу обездоленных. Но нынешнее правительство во главе с центристами задалось целью сделать общество солидарным, сплоченным и справедливым.
Чтобы государство было способно выплачивать достойные пенсии в будущем, было решено приравнять год работы к одному году пенсионного стажа. Эти изменения в первой ступени накопительной пенсии позволят избавиться от несправедливой ситуации, когда разница между пенсией высокооплачиваемого работника и работника с низким достатком составляет 1,4 раза, а уже в 2030 году может достигнуть четырех раз!
Реформа же, при которой будет происходить частичное перераспределение ресурса, гарантирует, чтобы достойная старость была у тех и других. Если сегодня 77% населения в возрасте 22–62 лет зарабатывает ниже среднего, то в будущем при формировании первой ступени их зарплата не будет иметь значения, решать будет рабочий стаж.
Привязка пенсионного возраста к средней продолжительности жизни заставит государство принимать реальные меры по улучшению уровня жизни населения. Сегодня этот шаг кажется более логичным, чем просто повышение пенсионного возраста, которое предлагало прошлое, лжелиберальное правительство.
Безусловно, повышение уровня жизни и благосостояния пенсионеров является делом чести уважающего себя государства. Поэтому попутно со всеми необходимыми реформами уже в этом году парламентарии обсудят возможности для сохранности пенсионных накоплений второй ступени в частных пенсионных фондах.
Возможно гарантии стоит ограничить какой-либо суммой, по аналогии с банковскими вкладами, либо гарантировать только сами отчисления без набежавших процентов.
Накопления в иностранных финансовых институтах считаю приемлемым, но без государственной гарантии накоплений. Будущий пенсионер должен ясно осознавать, что в погоне за возможной большой прибылью он теряет гарантию сохранности накоплений. Инвестирование же в отечественные фонды должно поощряться, ведь именно рост национальной экономики влияет на благосостояние граждан.
Более того, можно было бы предоставить возможность гражданам частично забирать деньги из второй накопительной ступени. Опыт Великобритании показал, что открытие доступа к единовременному изъятию своих накоплений не привело к массовому психозу, и этой возможностью воспользовалась лишь небольшая часть пенсионеров.
Дабы не подорвать финансовую устойчивость структур, инвестирующих в пенсионные накопления граждан, считаю нецелесообразным открывать доступ ко всей сумме одновременно. Возможно, стоит разрешить изымать одновременно, к примеру, треть накоплений, а срок использования оставшейся суммы значительно сократить.
Все это лишь первые шаги, которые способствуют развитию солидарного и справедливого общества и нацелены на долгосрочную перспективу.
Нигериец об Эстонии: здешняя бедность шокирует, люди ставят заплатки на одежду – как в Нигерии
Рэпер и актер из Нигерии Дэйр Фасаси, выступающий под псевдонимом Baba Dee, сказал в интервью нигерийскому новостному порталу, что Эстония – одно из самых экзотических мест, где ему довелось побывать, но его шокировал уровень бедности в нашей стране, напомнившей ему о его родине Нигерии. Фасаси посетил Эстонию в 2010 году, но, по его словам, наша страна произвела на него неизгладимое впечатление, пишет Rus.Postimees.
«Когда видишь много белых людей, можно подумать, что это развитое государство. Но Эстония – по большей части как Нигерия, рядом с богатством много бедности. В Эстонии точно так же ставят заплатки на вещи, как и мы у себя делаем, и я был этому очень удивлен», – поведал Фасаси и добавил, что у эстонцев душа темнокожих людей и они прекрасные люди.
Комментарии
Отправить комментарий