Советские олигархи
Небольшое село Буб, что в Сивинском районе, находится в 200 км от Перми. Асфальтированная дорога кончается прямо перед указателем с названием села, дальше - глина и ухабы.
Несколько улиц с деревянными домами, школа, магазин, местный Дом культуры - вот, пожалуй, и все достопримечательности Буба. Но на днях их стало чуть больше. К 22 июня, Дню скорби и памяти, на главной площади села открыли памятник Матрене Ивановне Яковлевой. В войну они продала скот и все свое имущество и на вырученные деньги купила для фронта боевой самолет.
Простая крестьянка вместе со своим мужем жили в добротном доме и держали крепкое хозяйство: коровы, теленкок, овцы, свиньи. Оба работали в колхозе, а когда началась война, муж Матрены ушел на фронт. В 1943-м газеты написали о жестокой битве под Сталинградом, и женщина заволновалась: не там ли ее супруг, ведь от него так давно не было известий.
Сердце женщины разрывалось от переживаний за мужа, за Родину. Сидеть сложа руки она не могла и приняла смелое решение: снесла на базар и продала все, что имелось в доме, - семь голов скота, дефицитные в войну масло, мед, муку- и выручила 100 тысяч рублей. Огромную сумму по тем временам! Все деньги сложила в холщовый мешок и принесла в местное отделение Госбанка.
|
- Вот, возьмите, - выдала она ошарашенным сотрудникам. - Мне говорили, что на самолет должно хватить.
Все до последней копейки Матрена перечислила в Фонд обороны для покупки боевого самолета. Были ли он куплен, история умалчивает, но рассказ о поступке Матрены в селе Буб передают из поколения в поколение.
Ее муж, Сергей Семенович, вернулся с фронта, но раненный - с немецкой пулей в груди и умер через несколько лет. А труженица Матрена Ивановна прожила долгую жизнь - женщина умерла в 1995 году в возрасте 101 года. До последнего она работала в огороде и держала скотину.
Деньги на памятник - требовалось более миллиона рублей - собирали все жители Пермского края. И к 22 июня он украсил главную площадь села Буб. В день открытия местные непрерывно несли к нему цветы. Памятник представляет собой скромно одетую женщину. Это Матрена Ивановна. На шее узелком повязан платочек, руки сложены на коленях, а на заднем плане - самолет, тот самый, на который ушли все ее деньги.
- Матрена Ивановна действительно была очень трудолюбивой, - вспоминает ее односельчанка Анна Прокофьевна Юдина. - Я знала ее с малолетства - удивительная женщина. Она никогда не сидела без дела, все время в заботах. Своих детей у них не было, и они с мужем взяли на воспитание мальчика. К сожалению, он тоже уже умер.
Танк Т 34-85 «Амурский мститель», экипаж в составе: Николай Федорович Агапов, Леонид Рудниченко, Иван Бинюков. Агапов остался в живых, Рудниченко и Бинюков погибли. Все трое награждены орденами и медалями.
На фото экипаж танка Т-34-85 «Амурский мститель» – Л. Рудниченко (слева) и Н. Агапов (справа). На башне машины с одной стороны крупными буквами выведено «РУДНИЧЕНКО Л. М. АГАПОВ Н. Ф.», с другой стороны «АМУРСКИЙ МСТИТЕЛЬ».
Однажды вечером после отбоя, друзья долго задержались в курилке. Много раз перечитали сообщение в «Красной звезде» о том, что трудящиеся Оршской области в благодарность за освобождение их земли от фашистских оккупантов построили для Красной Армии эскадрилью боевых самолётов и с торжественным церемониалом передали её своим освободителям.
- Вот давайте и мы купим себе боевую единицу и поедим громить фашистов, на своей машине. Тогда нам уже никто не откажет, – предложил Н. Агапов.
Л. Рудниченко требовал купить самолёт. Н. Агапов настаивал на танке. И. Бинюков был согласен на всё: лишь бы скорее попасть на фронт и громить врага, отомстить за гибель родных и дорогого Запорожья.
- Рассудите, ребята. – доказывал Агапов, – мы то ведь технари, а не лётчики. На нашем самолёте, кто то воевать будет, а мы опять останемся в обслуге, будем готовить его к полёту. Какой резон! Да и экипаж на самолёте какой? А вот на своём танке, братцы, поломаем мы фрицу рёбра, посчитаем его рёбра.
На том и порешили. Рано утром подсчитали свои сбережения: Н. Агапов – 53 тысяч рублей, Л. Рудниченко – 25 тысяч рублей, И. Бинюков – 10 тысяч. Пошли за советом к капитану Егоринкову. Политработник одобрил инициативу воинов, сожалея что теперь то, наверняка, придётся расстаться с этими хорошими ребятами.
Сдали деньги в полковую кассу. Оказалось, что для покупки танка денег маловато. Л. Рудниченко написал об этом деду М. М. Рудниченко – участнику гражданской войны и тот прислал ещё пятнадцать тысяч рублей. В письме он одобрил поступок своего внука, и наказывал отомстить и за отца, расстрелянного когда-то белогвардейцами. Потом солдаты сдали в комиссионный магазин всё, что приобрели здесь за годы службы, сдали и приобретённые подарки. На помощь пришли и комсомольцы эскадрильи: они собрали ещё около пятидесяти тысяч рублей. Вручая друзьям квитанцию на сданные деньги по просили:
- Только танк назовите «Амурский мститель».
«Танкисты» согласились.
В тот же день в Москву друзья отправили срочную телеграмму:
«МОСКВА. КРЕМЛЬ. И. В. СТАЛИНУ,
В ОТВЕТ НА ПОБЕДОНОСНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ, ГОРЯ ЖЕЛАНИЕМ ПОМОЧЬ БЫСТРЕЕ РАЗГРОМИТЬ НЕМЕЦКО-ФАШИСТКИХ ЗАХВАТЧИКОВ, ПРОСИМ ПОСЛАТЬ НАС В ДЕЙСТВУЮЩУЮ ТАНКОВУЮ ЧАСТЬ. ЧАСТЬ ПРИОБРЕТАЕМ НА СОБСТВЕННЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. СТАРШИНА АГАПОВ. СЕРЖАНТ РУДНИЧЕНКО. СЕРЖАНТ БИНЮКОВ»
Николай Федорович Агапов в преклонном возрасте.
Справка, подтверждающая, что «Амурский мститель» был куплен на средства тов. Агапова Н. Ф.
Комментарии
Отправить комментарий