Сознание - процесс образования.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОРСКОГОТ И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С.О. МАКАРОВА так назвывается теперь заведение, которое одна моя знакомая закончила четверть века тому назад когда оно еще именовалось Институтом водного транспорта и Университетом водных коммуникаций и решила понастальгировать, отправившись туда с дочкой, студенткой тартуского университета и водителем, автором этих строк.
Дорога в Санкт Петербург была не долгой за исключением заблаговременного переезда через границу (история заслуживает отдельного очерка про лизинговые авто, которые так и не пускает РФ через границу не объясняя причин на официальном уровне. Запросы с моей стороны отправлены во все органы таможенного управления и претензия банку. Результатамии поделюсь в ближйшее время)
Итак путешествие началось с визита в самое святое и жизненно необходимое место для студента - общежитие, которое, как и 25 лет назад расположено на площади стачек у Нарвских ворот. На вахте, как и наверное полагается, нас встретила и не впустила грозный и неприступный вахтер, как в многочисленных художественных фильмах и встала грудью на защиту прохода в святые пенаты.
Наши умолительные и весьма убедительные просьбы позвонить коменданту, пригласить заведующего, чтобы ее не лишили зарплаты в размере 8000 рублей, лишь раззадоривали ее пыл, и в моих глазах эта сцена выглядела как беспрерывный лай преданной овчарки у гостевой калитки твоего загородного дома, гле ты жил много лет тому назад. Комичность ситуации была в том, что мы вахтершу просто отвлекали от вышивки крестиком и нервировали ее кота, который лежал на столе рядом и нервничал когда она отбивалась от наших мольб. Но мы брали и не такие крепости, один наш звонок коменданту и произнесенное заклинание «Василич дал добро» сделал меня волшебником в лице юной студенки ТУ обезоружил вахтершу и отворил сезам.
Скажу больше, что я уговорил довольно приветливую комендантшу, появившуюся вдруг и ниоткуда, провести небольшую экскурсию, на что та любезно и бесплатно согласилась.
То, что предстало нашим взорам обрадовало знакомую экс студенку до слез, а нас повергло в шок! «Да, да именно все так и было 25 лет тому назад, только паркет натирали еженедельно и краска на стенах была свежей, но цвет тот же!» - со слезами на глазах воскликнула она. Комендант успокоила знакомую объяснив, что сейчас его уже не натирают. Проходя по коридорам к своей комнате наша юная эстонская студенка обратила внимание, что двери в комнаты все разные, убитые напрочь, некоторые без ручек и поинтересовалась у сопровождающей вполне серъезно: « Студенты заселяются сюда со своей дверью?» Это было воспринято за шутку и не более.
Зашли в душ и меня немного передернуло от чугунной насадке на душе, и почему то вспомнился душещипательный недавно просмотренный фильм «Мальчик в полосатой пижаме» . Обстановка бараков из этого фильма меня потом преследовала все наше путешествие.
Но двигаемся дальше: темные широкие коридоры с высокими потолками и поскрипывающим паркетным полом вгоняли в полное уныние. Обшарпаные стены как будто впитали и запомнили то бурное движение студенческих потоков в прошлом, когда жизнь здесь еще кипела, когда сюда приезжали неискушенные провинциалы из деревень и простая газова плита на общей кухне для них уже была роскошью, а горячая и просто ВОДА в доме - чудом! Ощущение застывшего времени ныло зубной болью, но в мозгу, поскольку та восторженность моей спутницы, в недалеком прошлом студентки, которая провела здесь 1/10 своей жизни и сегодняшняя гнетущая дествительность просто не укладывались в мое сознание.
Теперь эти плиты в общей кухне кажутся брошеными сиротами, а черный от времени покосившийся паркет подножную бездну, в которую кануло безвозвратно время светлого студенчества во имя того, коммунистического будущего, от каждого по способностям и каждому по потребностям.
Мы попрощались с цербером-вахтером, искренне с детской наивностью и добрыми улубками пожелали ей счастья и здоровья. Она зависла в паузе ожидания нашей сатисфакции и не совсем поняв, что сценарий не ее, просто закрыла окно в окружающий мир суеты и принялась увлеченно дошивать узор под мурлыканье довольного кота. Мы двинулись дальше, в университет.
Прибыв на место и припарковав машину в сугробе, на аварийке, мы с трепетным и немного нервным настроением нашей выпускницы двинулись в сторону здания, архитектурный внешний вид которого никак не вязался с морской тематикой, разве что расположено оно в 50 метрах от входа в порт. Странный вход за колоннами можно не сразу найти, но два якоря дали ориентиры направления.
Мы вошли в холл учебного заведения. Здесь нас уже ожидала охранник - женщина в форме, но тут азарт взял верх и мы не обращая на него прошли через металло детектор и оказались перед шикарной лестницей из дымчатого мрамора. На этом моменте понятие ШИКАРНО и закончилось. Мы прошли почти все аудитории (фото прилагаю) и эти экскурсы вогнали нас в полное уныние. Уверяю вас, мой дорогой читатель, настрой был антискептический, ну да, парты, старые бывает, ну штукатурка везде сыпется, ничего наверное скоро ремонт, ну решетки в аудиториях на окнах, непонятно для чего ну, ну, ну.........
Открытость местных студентов, которых я с интересом расспрашивал об их жизни, была искренней и ребяческой. «Да имеем, что имеем, но ничего пойдет...» Сразу вспомнил людей, как у нас их правильно называют, с ограниченными возможностями, и есть среди них счастливые люди, потому, что они от рождения такие и другой жизни у них не было, но они СЧАСТЛИВЫ!
Поникла моя знакомая студентка, замутнел блеск глаз, улетучилась восторженность момента и лишь всплакнув у доски с фото предподавателей, которые уже ушли, мы решили хоть как-то поднять настроение и двинулись в столовую.
Опять ностальгировала наша провожатая: «Представляете! Та же столовая, та же крошечка салата, тот же ассортимент и ....... опять нет пюре!» Навернулись горячие слезы ностальгических воспоминаний. Меня эта восторженность вогнала в ступор, еще оставалось глубокое желание вкусить студенческой еды, но что-то насторожило, то ли морс цвета марганцовки вместо компота, то ли макароны непривычно снежно белые, то ли отсутствие запаха приготовленной еды.
«И это заведение, выпускники которого поведут круизные лайнеры в путешествия?»
У меня никак не складывался пазл: темная обшарпаная общага, хамоватая вахтерша, решетки в аудиториях, парты для люде с крепким позвоночником, выдернуте ручки и замки в аудиториях, прокуренный туалет с запахом, которого я не помнил уже 25 лет..... и белоснежный круизный лайнер, наглаженная форма, открытые улыбки персонала и начищенные до стерильности каюты и помещения ресторанов...
В Нарву ехали молча, и я спросил о послевкусии путешествия молодую студентку ТУ: «Кто бы что не говорил, и как не оценивал мою страну Эстония и наш Европейский союз, только побывав и увидев свими глазами реалии соседской вузовской жизни, убеждаешься что эстонское студенчество ценится и уважается государством.
У кого есть примеры, ждем лучший.