Сталинград, поднятый из руин на фото 1947 года (+ док. фильм)
За время боев на Сталинград было сброшено с воздуха и выпущено из орудий и минометов более 2900 тыс. бомб, снарядов и мин. На протяжении 40 км — от Мечетки до Купоросной балки — сплошные руины. Остовы разбитых, сожженных зданий с черными глазницами изуродованных проемов застыли в мертвом молчании. Повсюду — горы обломков рухнувших домов, перепаханной взрывами земли, тысячи трупов фашистских солдат и офицеров.
Улицы и площади завалены битым кирпичом, искореженной арматурой, разбитой вражеской техникой, изрыты воронками авиабомб, снарядов и мин. В некоторых воронках, а их насчитывалось более 150 тыс., блестела вода: фашистские летчики сбрасывали торпеды и бомбы такой разрушительной силы, что взрывы разбрасывали землю до грунтовых вод.
А. С. Чуянов, объехавший 3 февраля 1943 г. районы, в которых шли бои, вспоминает: «Город лежал в развалинах, догорали руины рабочих поселков. Из подвалов несло едким дымом и смрадом тлеющих трупов. Не сохранилось ни одного из 126 предприятий, при этом 48 заводов стерты с лица земли. Мертвыми гигантами замерли «Красный Октябрь», «Баррикады», СТЗ».
Было унижтожена 41895 зданий, или около 90 % довоенного жилого фонда. Без крова осталось полмиллиона жителей города. Все городское хозяйство было разрушено. Перестали существовать 110 школ, 120 детских садов, 14 детских консультаций, 61 детские ясли. Фашисты сожгли и разбомбили 7 театров, Дом пионеров, Дворец физкультуры, 15 клубов и дворцов культуры, 2 цирка, 7 кинотеатров, 2 музея и зоопарк; горожане лишились 15 больниц, 68 амбулаторий и поликлиник, 6 родильных домов, физиотерапевтического, медицинского, педагогического и механического институтов; превратились в развалины десятки техникумов, научно-исследовательских институтов и станций, несколько десятков библиотек, в том числе областная библиотека, в которой хранилось 800 тыс. книг. Общий ущерб, нанесенный хозяйству Сталинграда и области, составил в денежном выражении более 19 млрд. руб. Материальные потери населения превышали 9 млрд. руб. Иностранные государственные деятели и журналисты, посетившие Сталинград сразу же после его освобождения, считали, что город невозможно восстановить. В частности, личный представитель президента США Дэвис заявил: «Ваш город лучше строить заново на новом месте, скажем, севернее или южнее нынешних руин. Восстанавливать погибший город намного труднее и, главное, дороже, нежели построить новый».
На 2 февраля 1943 года Сталинград насчитывал 32 181 жителя, из них единицы детей. В Ерманском (ныне Центральном) районе - 33 человека и среди них подросток Юрий Дудкин. Жизнь в разрушенном городе была чрезвычайно тяжелой. Люди жили в блиндажах, землянках, на лестничных площадках домов, в подвалах. Не работали электростанции, водопровод, канализация. За водой ходили на Волгу. И, несмотря на это, сталинградцы возвращались на свои пепелища. Одной из первых в город приехала семья Важновых.3 февраля 1943 г. в связи с разгромом немецко-фашистских войск руководство города обратилось ко всему населению Сталинграда: «Товарищи! В тяжелых боях вы отстояли свой город, а в напряженном труде возродим его...» И сталинградцы, засучив рукава, приступили к работе. В первую очередь, это были подростки, a также старики и женщины. На стенах руин появилась надпись: «Мы возродим тебя, город-герой!». Прежде всего, надо было очистить улицы от трупов, мин, разбитой военной техники, битого кирпича, обломков стен, мусора. Этой работой наряду с взрослыми занимались дети. За февраль и март было захоронено 125 816 трупов немецких солдат, 10 800 трупов животных, было обезврежено 1 миллион 63 тысячи взрывоопасных предметов. 15 марта 1943 г. в Сталинграде было восстановлена телефонная и телеграфная связь, где работали в основном девочки-подростки. 19 марта 1943 г. СталГРЭС дала ток южной части города.
В первую очередь необходимо было восстановить промышленные предприятия. Нужна была промышленность для фронта. Ведь шла война. 31 мая 1943 г. с тракторного завода был отправлен на фронт первый эшелон отремонтированных танков «Ответ Сталинграда». 13 июля 1943 г. родилось черкасовское движение.Работница детского сада Александра Максимовна Черкасова обратилась ко всем жителям города с предложением восстанавливать город бесплатно (в свободное от основной работы время). Первая бригада добровольцев, организованная A.M. Черкасовой, вышла на восстановленные дома Павлова. Там были и подростки. Горбаченко Женя, Мартынова Люда, Вилячкина, Бородин Игорь, Донская Нина, Воронцова Шура, Толстопятова Нина и др. Подростки расчищали завалы, таскали строительный мусор, заготавливали кирпич, рыли котлованы, носили из Волги воду. Вообще выполняли всю подсобную работу.
17 июня 1944 г. с конвейера сошел первый трактор «СТЗ-НАТИ».
22 октября 1944 г. вступил в строй гидролизный завод. И всюду работал молодой рабочий класс. Это мальчишки и девчонки 14-17 лет..
31 июля 1944 года металлурги завода «Красный Октябрь» дали первую плавку после освобождения города. И многое в городе было первым. Первый урок в полуразрушенном здании, первая афиша, первая торговая точка. Первая вода, за которой ходили в основном дети, стояли в очереди, чтобы набрать ведро воды 3-4 часа в колонке на улице. Взрослые заботились о самых маленьких детях. Первые четыре детских сада разместились в блиндажах и подвалах.За лето были отстроены некоторые из школ. И 1 сентября 1943 г. в 29 школах начался учебный год. Преступило к занятиям 12 000 учащихся. Первый отряд комсомольцев-добровольцев город встретил 18 апреля 1943 г. К 20 августа того же года в Сталинграде числилось 12257 молодых строителей. Подавляющее большинство из них трудилось по-ударному. Так, эстонка Айно Платайс, уложив за смену 6200 кирпичей, установила рекорд кирпичной кладки для женщин. Всему городу были известны имена Нади Тюленевой, Ады Вайнштейн, Марии Сагайдак, Ивана Селезнева, Григория Христова — знатных каменщиков великой стройки, укладывавших в смену по 10—14 тыс. кирпичей. Многие молодые строители приобрели промышленные специальности и навсегда связали свою судьбу с городом, который они восстановили своими руками. День Победы. Зима 1944/45 г. выдалась суровой. Город не имел топлива. Не отапливались школы, учреждения. Продуктами население обеспечивалось только по скудным карточкам. Базары не действовали, т. к. колхозникам нечем было торговать. Но сталинградцы стойко переносили трудности. Радовала весна. Радовали победы Красной Армии. Война заканчивалась. В ночь на 9 мая сталинградцы, как и все советские люди, узнали о капитуляции фашистской Германии. Торжественной симфонией поплыли над городом гудки заводов, пароходов, паровозов.
Жилищное строительство. 22 августа 1945 г. Совнарком СССР принял постановление «О мерах по восстановлению г. Сталинграда», в котором наметил конкретную программу восстановительных работ на 1945—1947 гг. В центральной части города, а также в Ворошиловском и Дзержинском районах предполагалось ввести в строй 2015 тыс. кв. м жилой площади, школ на 5400 мест, детских садов на 1680 мест, детских яслей на 1440 мест, больниц на 875 коек, кинотеатров на 2350 мест.
Однако выполнить намеченную программу в указанный срок не удалось. Строительные организации, прежде всего Главсталинградстрои, не справлялись с планом жилищного строительства. За два года, прошедшие после принятия постановления СНК СССР, они выполнили только две третьих плана намеченных работ. Объясняется это рядом причин. Прежде всего, отсутствовали нормальные условия для строительства: строительные организации не располагали необходимыми механизмами, в частности, экскаваторами, и разработка грунта проводилась вручную, наблюдалась большая текучесть рабочей силы. В 1946—1947 гг. со строек города убыло 32,5 тыс. рабочих, в том числе по одному Главсталинградстрою — около 17 тыс. человек. Фонды строительных материалов, выделяемые правительством на 1945— 1947 гг., удовлетворяли потребности только на 40%. Планомерному строительству Сталинграда мешала ведомственная разобщенность. Крупные предприятия — тракторный, «Баррикады», «Красный Октябрь», имени Петрова, судоверфь, ГРЭС и другие, располагая большими возможностями, самостоятельно решали жилищную проблему. В 1946—1948 гг. выросли такие поселки, как Горный в Тракторозаводском районе, Мансардный и Северный в Краснооктябрьском, квартал домов Главсталииградстроя у асфальтобетонного завода, кварталы шлакоблочных домов на Козловской улице, в Ельшанке, около завода Петрова, СталГРЭСа, судоверфи. Жилые кварталы строились в Разгуляевке, в Ангарском поселке и других районах. Такая разбросанность давала малый градостроительный эффект.
В 1949 г. Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР утвердил проект детальной планировки северной части города (Тракторозаводской, Баррикадный и Краснооктябрьский районы), а в 1950 г. — проект детальной планировки центральной части Сталинграда. Но и после этого в проекты вносились дополнения и изменения. К тому же проектированием жилых домов и общественных зданий занимались десятки различных организаций города и страны с учетом потребностей того или иного министерства. Общая координация проектирования и строительства отсутствовала. Возводились в основном малоэтажные здания, большую долю занимали финские дома и бараки. С 1945 по 1948 г. строительные организации построили 2145 домов, в том числе трех-четырехэтажных — 54, двухэтажных — 263, одноэтажных каменных — 458, финских домов и бараков — 1370. Центр города по-прежнему лежал в развалинах. Положение со строительством несколько улучшилось в 1948 г., когда к застройке центральной части города приступили заводы «Красный Октябрь», имени Петрова, начали возводиться административные здания министерства связи, путей сообщения, лесного хозяйства и другие.
Не прекращая строительства судов, Красноармейская судоверфь освоила выпуск новой продукции — нефтекачалок и вагонных деталей. В мае 1946 г. ее коллектив произвел первую нефтекачалку, а в марте 1948 г. был собран уже тысячный агрегат. Коллектив самого молодого строящегося завода имени Петрова в 1946 г. осваивал выпуск новой продукции — паровых котлов, глиномешалок, оборудования для нефтяной промышленности. И все это делалось главным образом на открытых площадках. Укрепилась индустриально-промышленная база города. В марте 1946 г. в строй действующих вступил шлакоблочный завод с производительностью 15 тыс. шлакоблоков в день. Это заменяло 100 тыс. кирпичей. В апреле того же года начал выпускать продукцию завод бетонных изделий с производительностью 50 тыс. кв. м железобетонных плит в год. В 1947 г. 78 предприятий города и 187 предприятий области перевыполнили свои годовые планы по выпуску валовой продукции. В 1948 г. в восстановление Сталинграда в день вкладывалось в среднем 2,5 млн. р., а продукции он производил в день на 3 млн. р. Судоверфь, лесозавод имени Ермана превзошли довоенный уровень производства. Крупных успехов добились коллективы «Красного Октября», тракторного и других гигантов социалистической индустрии. Осенью 1948 г. на «Красном Октябре» закончилось восстановление мартеновских цехов до их довоенного производства. На заводе выросла плеяда молодых сталеваров-новаторов. Так, бригада Анатолия Серкова зимой 1948 г. дала за сутки 4 плавки, на каждую из которых ушло по 6 часов вместо 8 по норме, а позднее бригада варила сталь за 4 часа 10 минут, опережая график на 5 часов. А. Серкову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Опыт молодого бригадира переняли Сидельников, Скрыпников, Тушканов и другие сталевары. Распространение скоростных методов сталеварения помогло коллективу «Красного Октября» досрочно выполнить задания пятилетки.
За успешное выполнение заданий правительства по восстановлению завода и в связи с его 50-летием Президиум Верховного Совета СССР наградил Сталинградский ордена Ленина металлургический завод «Красный Октябрь» орденом Трудового Красного Знамени.
Знаменательным в развитии сталинградской промышленности стал 1949 год: в октябре основные предприятия не только достигли довоенного уровня, но и превысили его. Тракторозаводцы одержали две значительные победы: 21 октября тракторный достиг своей проектной мощности, а через месяц его коллектив осуществил безостановочный перевод завода на выпуск нового дизельного трактора ДТ-54. К этому времени на заводе действовало более 130 поточных линий, в том числе автоматическая линия, которую изобрел еще в 1939 г. рабочий СТЗ И. П. Иночкин. С 1948 г. на заводе действовал отдел автоматики и механизации во главе с главным конструктором Иночкиным. За 1948—1949 гг. в Сталинграде вступили в строй действующих 47 новых цехов и 12 новых предприятий. К концу пятилетки в области действовало 596 предприятий, из них в городе находились 140. Промышленность города превысила довоенный уровень на 24%. Производительность труда поднялась за пятилетку на 42% и была на 5% выше общесоюзной. Сталинград вернул себе славу крупного индустриального центра. Его промышленность выпускала сталь и прокат, тракторы ДТ-54 и сложную нефтеаппаратуру, нефтекачалки и самоходные баржи, башенные краны и медицинское оборудование, моторы и режущие инструменты, мыло и кожу, пиломатериалы и столярные изделия, обувь и трикотаж, химпродукты и многое другое. Необходимо отметить, легкая и пищевая промышленность, и до осады занимавшая небольшой удельный вес в экономике города, в первой послевоенной пятилетке так и не достигла довоенного уровня.
Сталинград в объективе Томаса Макавоя - 1947 г. (51 фото)
Иностранные корреспонденты помогают толкать автобус, который встретил их в аэропорту за пределами города и увяз в дорожной грязи, когда они пересекали место прошлых боев
Подполковник Владимир Денченко рассказывает иностранным корреспондентам планы по реконструкции Сталинграда, военным комендантом которого он является.
Немецкие заключенные работали над восстановлением железнодорожной станции.
Деревянное здание, действующее в качестве временного железнодорожного вокзала в разрушенном войной Сталинграде.
Подполковник Владимир Денченко сопровождает иностранных корреспондентов по всему городу.
Рабочие тракторного завода им. Дзержинского показывают журналистам трактора, сходящие с конвейера в соответствии с призывом выпустить10000 тракторов к16 апреля. Многие немецкие заключенные работают на этом заводе.
Универмаг где Паулюс сдался со своим штабом.
Публика на концерте в Сталинградском театре.
Семьи, живущие в подвале своего бывшего дома.
Журналисты разглядывали разрушенные здания в центре города.
Лагерь для немецких военнопленных.
Металлургический завод «Красный Октябрь» на 90% разрушенного во время войны, в настоящее время реконструированного и работающего на почти полную мощность.
Комментарии
Отправить комментарий