Фотоэкскурсия по Воскресенскому собору - одному из старейших зданий Нарвы
Как не печально это признать, но для многих нарвитян именно это здание - последнее, которое они посещают, прежде, чем отправиться в мир иной, загробный. Нет, пожалуй, ни одного жителя Нарвы, который бы не побывал здесь и при жизни. Сегодня мы не только еще раз побываем в главной православной нарвской церкви и узнаем некоторые исторические факты, но и поднимемся под самый купол, где практически не ступала нога рядового гражданина, а по пути посмотрим на место для певчих и побываем на колокольне.
Фото: Stena.ee
Кстати, не многие знают, что позвонить в колокола нашей церкви скоро сможет любой из вас. Дело в том, что скоро Пасха, а в этот праздник и Светлую Седмицу во многих храмах, в том числе и в Воскресенском соборе, соблюдают древнюю традицию - в промежутках между службами позволяют звонить в колокола всем желающим.
История
Дело о строительстве Воскресенского собора берет свое начало еще с апреля 1873 года, когда поуказу Его Императорского Величества Правительствующий Синод заслушал доклад обер-прокурора от 2 марта, из которого явствовало, что, через товарища министра внутренних дел, эстляндский губернатор предложил построить православную церковь близ Нарвы для рабочих Кренгольма, поскольку из 10 тыс. рабочих почти половина православных.
28 февраля 1874 года последовал указ Его Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода преосвященному Вениамину, епископу Рижскому и Митавскому. Смысл его заключался в том, что Св. Синод не видит никаких препятствий для сооружения храма на условиях, предложенных эстляндским губернатором (от правительства разрешено собирать по 2 коп. с рубля с жалованья каждого рабочего).
Однако отношения между правлением Кренгольма и эстляндским губернатором были довольно натянутые. Правлению, видимо, удалось склонить на свою сторону прибалтийского генерал-губернатора. Во всяком случае, ссылаясь на мнение последнего и на возражения управления, Св. Синод в декабре 1874 года попросил эстляндского губернатора отложить постройку храма «до приискания средств».
Главная заслуга в том, что на Кренгольме все-таки появилась православная церковь, принадлежит новому эстляндскому губернатору кн. Сергею Владимировичу Шаховскому, ревнителю о православии на эстонской земле.
2 сентября 1889 года он направил управляющему Кренгольмской мануфактуры Ю.А. Андре письмо, где в мягкой и одновременно настойчивой форме предлагал соорудить храм для православных рабочих Кренгольма.
ЗАКЛАДКА ХРАМА
Закладка храма была совершена 5 августа 1890 года. Ее приурочили к визиту в Нарву императора Александра III, который провел здесь официальную встречу с германским императором Вильгельмом II.
Воскресенье 5 августа 1890 года — канун праздника Преображения Господня — началось с литургии в главном нарвском храме — Спасо-Преображенском соборе.
После молебна Александр III лично положил первый камень будущего храма, ударив по нему три раза молотком. Место закладки окропили святой водой, после чего Государь Император осмотрел планы постройки храма.
17 ноября 1896 года, в 8 утра состоялось водосвятие, в 9 ударил благовест. Началось освящение главного престола, а затем и всего храма. После этого архиепископ Рижский и Митавский Арсений совершил первую в новоосвященном храме литургию.
ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ ХРАМА В КОНЦЕ XIX –ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
Без преувеличения, можно сказать, что церковь была центром общественной, культурной и духовной жизни нарвитян. Т.о., благодаря церкви в городе формировались особенная атмосфера, особенная культурная среда, особенный уклад жизни, уравновешенность в отношениях людей друг с другом, которыми славилось то время и которые напрочь утеряны в наши дни. К 1901 году 74 % прихожан храма составляли крестьяне, работавшие на фабриках. Лета спокойствия и благополучия закончились для Воскресенской церкви с приходом в Эстонию и Нарву советской власти в 1940 году и вскоре последовавшей за тем фашистской оккупации.
Во время войны храм действовал, окормляя духовно страждущих нарвитян. Тогда служили преимущественно в нижнем храме. В Воскресенском храме, как в единственном уцелевшем здании в городе, некоторое время размещался госпиталь. Ударной волной была снесена крыша, выбиты окна и часть металлических рам, двери; в северной стене имелась сквозная пробоина от снаряда, который, попав в левый придел, тем не менее не разорвался; сильно пострадали юго-восточный и юго-западный порталы, осколками и пулями были испещрены стены. Разоренными оказались все алтари.
Проект Воскресенского храма составил Павел Васильевич Алиш, архитектор Кренгольма. Воздвигаемая П. Алишем церковь разительно отличалась от всех храмов, существовавших доселе в Нарве. К сегодняшнему дню архитектурные особенности храма во многом перечеркнуты неудачной застройкой района в 50 — 60-е годы XX века. Целью советских архитекторов, несомненно, было желание скрыть подальше от глаз храм Божий, отодвинуть его на задворки истории как реликт, не заслуживающий внимания. Совершенно обратный ход мысли, по-видимому, был у П. Алиша. Храм далеко не случайно был размещен у полотна железной дороги. Вид города из окна вагона в то время, с точки зрения эстетики, был не менее важен, чем вид с реки или обычной дороги. Во второй половине XIX века при выборе места для храма акцент делался прежде всего на то, чтобы здание просматривалось как цельный комплекс — от фундамента до кончика креста, в противовес храмам средневековой Нарвы, способным выражать религиозную идею лишь верхней своей частью или только шпилем.
Все основополагающие документы указывают, что храм строился в византийском или даже «строго византийском» стиле. Что это значит? Византийский стиль приходит в русскую архитектуру в 30-х годах XIX века на смену классицизму. Назначение византийского стиля состояло в том, что чтобы подчеркнуть духовную преемственность между Константинополем и Москвой. Во второй половине XIX века сложился особый тип монументального собора, типичный для окраинных городов России, где тяжелый приземистый объем увенчивался столь же монументальными куполами.
Воскресенский собор был единственным уцелевшим храмом во всей округе, поэтому совершенно понятно, что вся церковная утварь собиралась сюда. Наиболее интересной кажется история большого Распятия, находящегося в левой части собора. Оно выполнено в традициях поздней готики Э. Тиле. Распятие стояло в центральной части Спасо-Преображенского собора. Каким-то чудом оно сохранилось после бомбежки в 1943-1944 годов, в то время как от самого собора остались лишь развалины. Вскоре после этого Распятие перевезли в Воскресенскую церковь.
Одно из серьёзнейших энциклопедических изданий 19 века, словарь Брокгауза и Евфрона, упоминая о Нарве, говорит о главном здании города – древнем Преображенском соборе, а достопримечательностью Нарвы и храма называет большой деревянный крест с резным распятием. Речь идёт о Распятии работы Элерта Тилле, теперь находящемся в Нарвском Воскресенском соборе.
История городского Спасо-Преображенского собора, расположенного когда-то в центре старой Нарвы, совершенно необычна. Вряд ли много христианских культовых зданий за своё существование послужило и католикам, и лютеранам, и православным. Церковь была капитальным сооружением при правлении Ливонского ордена (хроника Ниенштедта, 1604 год). Впервые о создании каменной постройки упоминается в 1442 году. Католический храм был посвящён Деве Марии, интерьер его отличался богатством и роскошью. Во времена Реформации он был разорён и приспособлен для лютеранского богослужения, которое проводилось здесь с начала 16 века до 1704 года. 29 июня 1708 года в присутствии Петра Великого церковь переосвящена в Спасо-Преображенский Православный собор. Такой выбор обусловлен тем, что для победы русских под Нарвой 9 августа 1704 года огромное значение имел обвал накануне в день Преображения бастиона Гонор. Пётр I назвал бастион «Божия брешь», собор же повелел посвятить священному событию, бывшему на Фаворе. Православный собор, бывший потом кафедральным , погиб во время Второй Мировой войны при бомбардировке Нарвы в 1944 году. Развалины снесены в 1950-е годы.
Известно, что триумфальное резное Распятие для лютеранского (немецкого) прихода святого Иоанна Иерусалимского было пожертвовано после большого пожара 1659 года (в 60-е годы). Христос в натуральную величину висит на кресте, имеется также гербовая табличка с тремя колосьями. Это вывезенная в Эстонию работа усердного скульптора по дереву Элерта Тилле, работавшего в основном в Таллинне (позорный столб и др.). Мастер выучился от аристократической Любекской школы начала 17 века, овладел сложными формами выпуклого орнамента, но не привязался к какой-либо одной системе. Тилле – личность наряду с северными европейскими скульпторами Хеннингом, Габриэлем, Гудевертом, Шрёдером и другими. Лучшие его произведения – только им созданные. Авторство Тилле Нарвского Распятия подтверждают сходство с головой на позорном столбе в Таллинне и наличие такого же распятия меньших размеров в Мярьямаа (точно его работа).
Православному христианству не свойственно в молитвенной практике употребление статуй и скульптур, приводящее к зрительному «взвешиванию» святых образов. Необычно для православного храма и Распятие работы Тилле. Нарвское предание говорит, что, изметая всё лютеранское (скамейки, книги и прочее) из нарвской церкви, Пётр I обратил внимание на этот крест и сказал: «Распятию быть!» И оно было оставлено в Преображенском соборе и освящено как православное. Многие поколения нарвитян молились перед ним и получали просимое.
Совершенно дикая и в то же время священно-торжественная картина предстала жителям города после бомбардировки 1944 года. Над руинами собора, на фоне всеобщей разрухи, как и прежде на своём месте, одиноко стояло ничем неповреждённое Распятие Иисуса Христа. Не выдержав разрывов бомб и снарядов, рухнула старая нарвская Церковь, а Святыня выстояла.
Через некоторое время крест перенесли в Воскресенский собор, где почитание его не прекращается и по сей день. После Второй Мировой войны традицией было еженедельное пение перед Распятием акафиста (особой торжественной длительной песни). Пожилые прихожане считают крест чудотворным. Священнослужители, бывшие в клире собора в 80-е годы (священник Александр, ныне протоиерей, тогда и.о. настоятеля и другие) передают целый ряд чудесных случаев, произошедших после молитвы перед Распятием в Нарве. Ни один молебен, отслуженный перед ним по просьбе тяжелых рожениц, не был оставлен Всемилостивейшим Господом без ответа: роды разрешались благополучно.
Интересной представляется история двух чудотворных икон: св. Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери. По русским источникам, взятие Нарвы войсками Ивана Грозного в 1558 году в ходе Ливонской войны сопровождалось чудом. В доме нарвского цирюльника через день после празднования Православной Церковью памяти перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087 г.) произошел сильный пожар, но Николин образ остался цел.
10 декабря 1943 года последний раз Знаменская церковь в Ивангороде отпраздновала свой престольный праздник — Знамения Божией Матери. Шла война. В середине января настоятель храма после всенощного бдения объявил приказ немецкого командования об эвакуации города. У всех болело сердце за будущее храма. Уцелеет ли? Сохранится ли? А главное — всех волновала судьба иконы. Решено было взять икону с собой. Несколько дней и ночей провели в погребе, боясь показаться на глаза немцам. Бой не утихал. Когда решили трогаться в путь и вышли из погреба, все онемели от той картины, которая представилась глазам. Земля вокруг погреба была буквально изрыта снарядами, а погреб остался целехонек.
Еще одной связующей нитью, подчеркивающей «византийство», является использование при строительстве Кренгольмской церкви светлого и темного облицовочного кирпича, чередующегося один с другим, как слои пирога. Т.о., была подчеркнута незыблемость, монолитность и целостность постройки. В плане собор повторяет очертания креста и условно может быть разделен на три части — центральный неф и два боковых, называемых приделами (южный и северный). Интересной особенностью Воскресенского собора являются четыре портала, обращенные на северо-восток, юго-запад и северо-запад. В них разместились мозаичные образы: св. Александра Невского, бессребреников Косьмы и Дамиана, Богородицы Всех Скорбящих Радость и Николая Чудотворца. Согласно первоначальному замыслу, порталы выполняли роль дополнительных входов в храм, о чем свидетельствуют сегодня гранитные ступени и двери. Позднее эти входы в целях безопасности были заложены.
Из притвора с левой стороны металлическая лестница в 43 ступеньки с коваными перилами вела в ризницу. Сейчас здесь располагаются швейные мастерские собора, где изготавливается облачение для священнослужителей и церковная утварь. Аналогичная лестница со 124 ступенями в правой части притвора ведет на хоры и далее на колокольню. Последний пролет лестницы, ведущей на звонницу, выполнен в виде узкого винта, который заканчивается массивным люком.
На звоннице три больших и пять малых колоколов. Главный колокол, с изображением Спасителя, весит 2053,8 кг, средний, с изображением Богородицы, — 875,5 кг, малый, с изображением Николая Чудотворца, — 419,9 кг. Надписи на колоколах гласят о том, что они отлиты Гатчинским заводом для Кренгольмской мануфактуры.
Храм в плане абсолютно симметричен и может быть вписан в окружность. Столь же симметричен храм снаружи. По вертикали здание можно условно разделить на три яруса, каждый из которых последовательно проводит принцип симметрии всего строения. Основу симметрии первого, нижнего, яруса составляют четыре портала с боковыми ходами. Второй ярус подчеркнут четырьмя полукуполами, обращенными по сторонам света, и опять-таки окнами. Третий ярус образует барабан купола с 16 большими окнами.
Высота храма от панели до кончика креста главного купола — 40,5 метра, внутри купол поднимается от пола на 30 метров, диаметр купола — 13,9 метра, высота звонницы — 28,8 метра, длина храма — 34,8 метра, ширина — 28,4 метра.
Фото: Stena.ee. / Исторические факты: narvasobor.ee
Комментарии
Отправить комментарий